Что такое объект политики. Политология. Участники политического процесса и политическое участие

Проблема субъекта и объекта политической деятельности является проблемой определения ролей участников политического процесса, их взаимоотношений, интересов, силы и влияния, способности бороться за власть и осуществлять политический курс. Особенность политики заключается в том, что возможны взаимопереходы субъекта и объекта, т. е. субъект политики может быть ее объектом и, наоборот, объект политики превращается в субъекта.

Политическое управление и власть служат средством обеспечения совместной, согласованной деятельности всех социальных общностей, политических институтов, всех членов общества по осуществлению их общих потребностей и интересов. Отсюда вытекает, что общество, социальные общности являются объектами политики. Люди, социальные группы, партии, движения, организации, испытывающие на себе воздействие государства, общества, являются также объектами политики.

Субъекты политической деятельности - это участники политического процесса, действующие свободно и самостоятельно. Под свободой понимается возможность субъекта самому выбирать цели, средства их достижения. Без свободы выбора нет свободы действий. Самостоятельность означает, что у субъекта есть свои потребности и интересы, которые выделяют его среди других субъектов и им осознаются. Субъектами политической деятельности становятся группы людей, когда они обретают определенные политические качества.

В обществе действуют политические субъекты разных уровней. Народ, составляющие его большие социальные группы (страты, классы, нации) являются первичными субъектами, поскольку в демократическом обществе народ - источник государственной власти. Он осуществляет свою власть непосредственно и через государственные и другие политические институты.

Государство, политические партии, движения, другие общественно- политические институты и организации являются вторичными субъектами. Они вторичны, потому что действуют от имени народа.

Политические элиты, политические лидеры, бюрократия составляют третий вид политических субъектов. Они третичны, так как реализуют свои роли через политические институты и организации. Это узкая группа лиц, которая принимает политические решения и проводит их через политические институты. Взаимодействие субъектов политики определяется типом политического режима.

Политические субъекты первого вида определяют все другие. Политические институты, элиты, лидеры выступают и политическими субъектами, поскольку выражают общие интересы народа, нации, социальной общности. Государство представляет общество, а также интересы тех или иных социальных групп. Партии интегрируют интересы определенных слоев населения и реально существуют, пока выражают и защищают их в своих политических программах и практической деятельности. Политические лидеры воспринимаются массами и партиями в качестве таковых при условии, что они осознают их стремления, интересы, волю и предлагают соответствующие решения.

Участие субъектов в политике может быть стихийным и сознательным. Стихийный процесс - это процесс, не контролируемый людьми. Он проявляется, как правило, в связи с резким ухудшением их положения. Спонтанные, стихийные действия нередко используются определенными кругами для достижения своих эгоистических, амбициозных целей. Поэтому они носят деструктивный характер. Стихийность говорит о неразвитости человека, движения, о их недостаточной организованности. В то же время стихийность выступает показателем жизненности социального движения, неудержимого напора масс. Сегодня очевидно, что задуманный в России «плановый» демонтаж командной системы превратился в беспорядочное стихийное разрушение.

Сознательно регулируемой политическая деятельность может быть, если она осуществляется в соответствии с заранее поставленной задачей.


Место этой темы в анализе взаимосвязей общество – политика - власть определяется тем, что изучение политических отношений должно опираться на знание положения различных групп в системе общественных отношений. Политическая жизнь общества включает политические отношения между людьми, различными общностями, института-ми, ее содержание представляет собой особую форму реализации их социальных интере-сов. Дифференциация субъектов политического процесса позволяет представить полити-ческие отношения не как скопление случайных и непредсказуемых действий отдельных лидеров, партий, а как выражение политических интересов в единстве их объективной и субъективной сторон.

Цель лекции заключается в том, чтобы раскрыв сущность политической субъектности, выявить объективную основу формирования социального интереса, условия его трансформации в политический. Для современной России актуальность этой проблемы определяется тем, что распад старой системы экономических отношений, реализация монетарной модели перехода к рынку – порождает сложные процессы в социальной сфере, определяет динамику и напряженность политической ситуации.

Это дело каждого или удел избранных? Может ли общество существовать без власти?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Деятельность, виды деятельности.

Политика - это особая сфера человеческой деятельности. Изучая историю, вы, вероятно, заметили, что когда говорят о политике, то всегда имеют в виду связь этого понятия с властью, государством, управлением делами общества. Иными словами, в сферу политики входят и политические организации (правительство, парламент, партии и т.п.); и задачи, которые разные социальные группы стремятся решить, используя власть; и политический процесс, идущий через конфликты и сотрудничество и включает меры для сохранения стабильности в обществе и реформы.

ПОЛИТИКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Наука предлагает различные определения политики. Приведем два из них:

1. Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью укрепления политической власти или ее завоевания специфическими методами.

2. Политика является особой разновидностью деятельности, связанным с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.

Вдумайтесь в эти определения, сравните их. В них вы сможете увидеть, во-первых, деятельностный характер политики; во-вторых, особую роль в этой деятельности больших социальных групп; в-третьих, связь их деятельности с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти.

Политическая деятельность включает в себя государственное управление, то есть такое влияние на общество, на те или иные стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и влияние политических партий на ход общественных процессов и принятия государственных решений. Партии и другие политические объединения, с одной стороны, связанные с различными социальными группами, опираются на их поддержку, а с другой - выражают интересы и стремления этих групп, осуществляют давление на правительство или участвуют в выработке государственных решений.

Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть как сотрудничество, союз, взаимная поддержка, так и противостояние, конфликт, борьба.

В результате взаимодействия участников политической жизни, выполнения политических и решений развивается политический процесс, то есть цепь политических событий и состояний, которые меняются со временем. На смену одному политическому строю приходит другой, вместо правительства, ушедшего в отставку, приходит новый, проводятся реформы и контрреформы, вступают в силу и ослабевают народные движения, идут с политической арены одни политические партии и рождаются другие, состояние политической стабильности меняется усилением напряженности в обществе, возникают новые политические ситуации, каждая из которых своеобразна, неповторима. Все эти явления не замкнуты лишь в собственно политической сфере, они влияют на экономику, социальную жизнь, культуру, на все общество.

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ

Вы помните, что в любой деятельности различаются субъект и объект.

Субъекты политики - это, во-первых, большие социальные сообщества, к которым можно отнести социальные группы и слои, классы, нации и т. Например, накануне революции XVIII в. во Франции в политическую деятельность активно включился "третье сословие" (вспомните, какие социальные группы в него входили). А в середине XX в. на политическую жизнь Франции заметное влияние оказала борьба студенчества.

Во-вторых, субъекты политической деятельности - это разные политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения). Вспомним: в курсе истории рассматривается политика разных стран. Государство - это политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка; обеспечивает в классовом обществе подчинение господствующему классу; является источником правовых норм, регулирующих жизнь общества. Государство осуществляет власть и проводит политику правящих социальных сил. ей характерные признаки: наличие государственных органов (законодательный орган, правительство и другие звенья аппарата управления, суд и т.п.), реализующие функции власти; наличие слои людей, профессионально занимающихся управлением; территория, на которую распространяется власть этого государства; суверенитет, то есть исключительное право официально представлять все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и осуществлять правосудие.

Вы также знакомы и с историей политических партий (демократы и республиканцы в США; консерваторы, либералы и лейбористы в Англии). Каждая из этих партий разрабатывала собственный политический курс, стремилась расширить число своих сторонников, отстаивала свои политические требования в парламентах или других представительных органах. Субъектами политики могут стать и такие организации, возникновение которых было вызвано другими, неполитическими потребностями

(например, церковь, профсоюзы), но при определенных условиях приобщаются к политической деятельности.

В-третьих, субъектами политической деятельности являются политические элиты. Когда произносят слово "элита", то в повседневной речи имеют в виду лучших представителей общества или его части. Однако понятие "политическая элита" имеет и другое значение. Представим себе ситуацию, когда Какая-нибудь массовая политическая партия приходит к власти. Означает ли это, что десятки тысяч членов этой партии будут непосредственно принимать государственные решения, управлять страной? Очевидно, что лишь сравнительно небольшая группа лиц фактически разрабатывает политический курс, отдает приказы. Точно так же, когда говорят, что к власти пришла промышленная буржуазия, это не значит, что все промышленники будут фактически осуществлять власть. На самом деле у государственного руля окажется лишь небольшая часть представителей этой социальной группы.

Итак, правящая политическая элита - это сравнительно немногочисленная группа лиц, которая концентрирует в своих руках власть, осуществляет политическое руководство обществом, определяет цели и пути политического развития, принимает политические решения. В нее входят высшие лица исполнительной власти, депутаты от партий, победивших на выборах, партийные лидеры. Несколько сотен таких политических деятелей объединены примерно одинаковым положением в системе власти, сходными функциями, общностью политических взглядов.

В-четвертых, субъектами политики являются личности. На первый взгляд кажется, что речь идет только о выдающихся личностей, политических лидеров. На самом деле каждый человек прямо или косвенно связана с политикой, даже тот, кто считает себя "вне политики". Ведь и такой человек вынужден выполнять политические решения власти, а если она игнорирует их, то вступает в конфликт с властью, опять-таки в определенные политические отношения.

Немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920) рассматривал три степени вовлеченности в политическую деятельность. Политиками «по случаю» есть все, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, одобряем или протестуем на «политических» собрании, произносим "политическую" речь и тому подобное. Политиками "по совместительству" является в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые по общему правилу занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным делом жизни ни в материальном, ни в идеальном плане. Сюда же относится и часть членов парламента, работающих "на политику" только во время парламентских сессий.

Профессиональными политиками те, кто живет "для политики" или "за счет политики" и "политикой". Иными словами, это профессиональные политические деятели, для которых политика главное занятие их жизни и главное условие их материального благосостояния.

Чем же определяются степень и пределы политической деятельности того или иного члена общества? В большей степени они зависят от объективных условий. Прежде всего от существующих в обществе политической и правовой систем, которые определяют допустимые нормы политической активности; от наличия или отсутствия социальных барьеров и ограничений активности личности (например, групповых привилегий, различных цензов - имущественного, образовательного, оседлости и т.п.). К объективным условиям следует также отнести общественное положение личности и связанные с этим шансы на успех в политике. Наконец, активность личности может расти в конфликтных политических ситуациях, затрагивающих его интересы.

Наряду с объективными условиями на политическую деятельность человека накладывают отпечаток ее личные качества. К ним можно отнести и уровень овладения теми обязанностями, диктуемых общественным положением личности; и собственные усилия и умения вести политическую деятельность; и политическую культуру личности, ее политические ориентации, систему ценностей; и мотивацию деятельности, возможности и амбиции личности. Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты.

Обратимся к вопросу об объектах политики. Вы, наверное, знаете, что различается политика внутренняя и внешняя. Какой же объект каждой из них? Нетрудно понять, что внутренняя политика имеет своим объектом общество в собственной стране, а внешняя - мировое сообщество, международные отношения, то есть отношения с другими странами. В зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, национальную, демографическую, молодежную, экологическую, культурную, кадровую политику. В свою очередь, в экономической политике выделяют научно-техническую, структурную, аграрную, инвестиционную, финансовую, внешнеэкономическую (вероятно, вы сами сможете назвать объекты каждого из названных направлений политики).

Рассмотрев объекты политической деятельности, можно сделать вывод, что политика влияет на все общество, на все стороны его жизни. Отсюда следует вывод об огромном значении политической деятельности в развитии общества.

Или все средства хороши?

Политическая деятельность, как и любая другая, предполагает определение ее целей. Они делятся на долгосрочные (их называют стратегическими) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными. Насколько актуальна, с одной стороны, и реальная, с другой, та или иная цель, можно ответить только путем полного и точного анализа основных тенденций общественного развития, назревших социальных потребностей, расстановки политических сил, интересов различных социальных групп.

Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Мы уже обращались к вопросу о соотношении целей и средств. Относительно политической деятельности этот вопрос рассматривал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469-1527). "Есть лишним говорить, - писал он, - насколько похвальна в государстве верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем из опыта, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не пытался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца такие обладатели в результате процветали больше, чем те, кто ценил честность... Следует понимать, что обладатель, особенно новый, не может исполнять все то, за что люди считают прекрасными, потому что ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы сменить направление, если события наберут другой оборот или в другую сторону "подует ветер фортуны", то есть, как было сказано, по возможностью не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла ".

Итак, политический деятель («обладатель»), как считал Н. Макиавелли, "ради сохранения государства" может нарушить данное слово и вообще "не чураться и зла". И в наше время есть политические деятели, которые, рисуя светлый образ провозглашаемых целей, оправдывают использование для их достижения совсем не лучшие средства. Особенно неразборчивые в средствах экстремистские (т.е. привержены к крайним взглядам и мерам) организации. Борясь за свои политические цели, они считают возможным захватить самолет с пассажирами, которые никакого отношения к их проблемам не имеют; устроить взрыв где-нибудь в людном месте, где погибнут люди, которые случайно там оказались; братья и убивать заложников.

Формуле "цель оправдывает средства" противостоит другой взгляд на соотношение политики и морали: подчинить политику нравственности. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, которые не вполне соответствуют "абсолютной морали", или своим бездействием создать проблемы для общества. Моральная граница, которую нельзя переступить, сегодня отражена в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.

Субъекты политики:

1. Большие социальные общности, к которым можно отнести социальные группы и слои, классы, нации и т.п.

2. Различные политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения). Государство - это политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка; в классовом обществе обеспечивает подчинение господствующему классу; является источником правовых норм, регулирующих жизнь общества. Государство осуществляет власть и проводит политику правящих социальных сил. Его характерные признаки: наличие государственных органов (законодательный орган, правительство и другие звенья аппарата управления, суд и т.п.), реализующих функции власти; наличие слоя людей, профессионально занимающихся управлением; территория, на которую распространяется власть этого государства; суверенитет, т.е. исключительное право официально представлять все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и творить правосудие.

Вы также знакомы и с историей политических партий (демократы и республиканцы в США, тори и виги, а затем консерваторы, либералы и лейбористы в Англии, социал-демократы, эсеры, кадеты, октябристы в России и т.д.). Каждая из этих партий разрабатывала собственный политический курс, стремилась расширить число своих сторонников, отстаивала свои политические требования в парламентах или других представительных органах. Субъектами политики могут стать и такие организации, возникновение которых было вызвано иными, неполитическими потребностями (например: церковь, профсоюзы), но которые при определенных условиях приобщаются к политической деятельности.

3. Политические элиты. Когда произносят слово "элита", то в повседневной речи имеют в виду лучших представителей общества или какой-то его части. Однако понятие "политическая элита" имеет иной смысл.

Правящая политическая элита - это сравнительно немногочисленная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть, осуществляющая политическое руководство обществом, определяющая цели и пути политического развития, принимающая политические решения. В нее входят высшие лица исполнительной власти, депутаты от партий, победивших на выборах, партийные лидеры. Несколько сотен таких политических деятелей объединены примерно одинаковым положением в системе власти, сходными функциями, общностью политических взглядов.



4. Личности. Каждый человек прямо или косвенно связан с политикой, даже тот, кто считает себя "вне политики". Ведь и такой человек вынужден выполнять политические решения властей, а если он игнорирует их, то вступает в конфликт с властью, опять-таки - в определенные политические отношения.

Немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920) рассматривал три степени вовлеченности в политическую деятельность:

  • Политиками "по случаю" являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление. (Например: рукоплещем или протестуем на "политическом" собрании, произносим "политическую" речь и т. д.)
  • Политиками "по совместительству" являются в наши дни, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые, по общему правилу, занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным делом жизни ни в материальном, ни в идеальном отношении. Сюда же относится и часть членов парламента, которые "работают на политику" лишь во время парламентских сессий.
  • Профессиональными политиками являются те, кто живет "для политики" либо "за счет" политики и "политикой". Иными словами, это профессиональные политические деятели, для которых политика - главное занятие их жизни и главное условие их материального благосостояния.

Степень и границы политической деятельности того или иного члена общества:

  • Зависят от объективных условий. Прежде всего от существующих в обществе политической и правовой систем, которые определяют допустимые нормы политической активности; от наличия или отсутствия социальных барьеров и ограничений активности личности. Общественное положение личности и связанные с этим шансы на успех в политике. Активность личности может возрастать в конфликтных политических ситуациях, которые затрагивают ее интересы.
  • Личные качества. К ним можно отнести и уровень овладения теми обязанностями, что диктуются личности ее общественным положением; и собственные усилия и умения вести политическую деятельность; и политическую культуру личности, ее политические ориентации, систему ценностей; и мотивацию деятельности, способности и амбиции личности.

Объекты политики. Различается внутренняя и внешняя политика. Внутренняя политика имеет своим объектом общество в собственной стране, а внешняя - мировое сообщество, международные отношения, т.е. отношения с другими странами. В зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, национальную, демографическую, молодежную, экологическую, культурную, кадровую политику. В свою очередь, в экономической политике выделяют научно-техническую, структурную, аграрную, инвестиционную, финансовую, внешнеэкономическую.

Вывод: политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни. Следовательно, политическая деятельность играет огромное значение в развитии общества.

Цели и средства.

Политическая деятельность предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (стратегические) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными.

Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Применительно к политической деятельности этот вопрос рассматривал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Пикколо Макиавелли (1469-1527).

Политический деятель, как считал Макиавелли, "ради сохранения государства" может нарушить данное слово и вообще не чураться и зла. И в наше время есть политические деятели, которые, рисуя светлый образ провозглашаемых целей, оправдывают использование для их достижения совсем не благих средств. Особенно неразборчивы в средствах экстремистские (т.е. приверженные к крайним взглядам и мерам) организации. Борясь за свои политические цели, они считают возможным захватить самолет с пассажирами, которые никакого отношения к их заботам не имеют; устроить взрыв где-нибудь в людном месте, где погибнут случайно оказавшиеся там люди; брать и убивать заложников.

Субъекты и объекты политики. Политические отношения

Субъекты политики - это социальные и национальные об­щности, организации, учреждения, способные участвовать в по­литической жизни, принимать политические решения и доби­ваться их реализации, изменять общественные отношения в со­ответствии со своими интересами и целями. Субъект политики - носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.

С определенной долей условности политических субъектов можно классифицировать на три группы. Первая - субъекты социального и национального уровня (первоисточники власти): социальные общности, классы, группы, элиты, индивиды и др. Вто­рая - институциональные носители политической власти: госу­дарство и его органы, политические партии, общественно-полити­ческие организации и движения. Это постоянно действующие субъекты политики, претворяющие ее в жизнь. Третья группа - функциональные политические субъекты: оппозиция, лобби, сред­ства массовой информации и др. Они борются за политическую власть, прямо или косвенно участвуют в ее осуществлении.

Движущей силой политики служат интересы людей, тех или иных социальных общностей, групп, наций и т. д. Выражают и защищают эти интересы партии, общественно-политические орга­низации, представительные органы государства. Без интереса по­литика мертва. Можно сказать, что в политике нет вечных врагов и вечных друзей, а есть вечные интересы. Объективная основа интереса - потребность, а из всех потребностей определяющими являются экономические.

Следовательно, за различными инициативами, действиями политических субъектов открыто или в замаскированном виде стоят интересы. И по тому, насколько стратегический политический курс страны выражает коренные интересы широких народных масс, политику считают народной или антинародной.

Объекты политики - это те социальные общности, груп­пы, нации и народности, граждане и их объединения, на кото­рые политика воздействует в определенных целях. В демокра­тических странах существует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.

Отношения между политическими субъектами, складыва­ющиеся при разработке стратегического политического курса, в ходе предвыборной борьбы за овладение политической влас­тью, а также деятельность по реализации последней называют политическими отношениями.

Политические отношения есть разновидность общественных отношений. "Политические отношения между людьми, - писал К. Маркс, - являются, естественно, также асоциальными, обще­ственными отношениями, как и все отношения, в которых люди находятся друг с другом". Однако политические отношения об­ладают и определенной спецификой, отличающей их от других видов общественных отношений.

Во-первых, они возникают, как правило, между крупными со­циальными общностями, нациями, а также партиями, государства­ми по поводу политической власти.

Во-вторых, политические отношения в обобщенном виде вы­ражают коренные потребности и интересы социальных групп, клас­сов, народа.

В-третьих, наиболее остро они проявляются в борьбе, сопер­ничестве различных политических сил за использование государ­ства и государственной власти в своих целях.

В-четвертых, они представляют собой форму реализации по­литических взглядов и убеждений, функционирования политичес­ких институтов.