Евангельская баптистская проповедь о добром самарянине. Проповедь на евангельское чтение о милосердном самарянине. Испытание и искус

Евангелие от Луки, 10:25-37

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! чтó мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе чтó написано? кáк читаешь?

Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался

разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва

живым.

По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Притча о милосердном самарянине наверняка относится к числу тех евангельских текстов, которые знает большинство из вас. В западном мире есть даже общество милосердных самарян, которые занимаются разного рода филантропической социальной деятельностью.

Часто бывает так, что этот сюжет при понимании его правильности вызывает у нас легкую зевоту: да, конечно, все хорошо, но можно больше не говорить об этом сегодня? В этой связи я бы хотел сказать только о двух аспектах, связанных с сегодняшним евангельским рассказом.

Первый, от которого никогда нельзя уйти, а в наше время в особенности. Христос в ответ на вопрос о том, кто является ближним человеку, в качестве примера настоящего ближнего, который сумел деятельно послужить другому милосердной любовью, описывает религиозного и этнического врага, ибо самаряне по отношению к иудеям были религиозными и этническими врагами. И тем более неприятными, что когда-то, до разделения иудейского израильского царства, верили в одного Бога и когда-то происходили из одного этнического корня. Известно, что то, что происходит с ближайшими соседями, волнует нас и раздражает куда как больше, чем то, что происходит на другом конце планеты. И вот именно такой человек, а не священник, не церковнослужитель, не правоверный иудей представлен примером настоящей меры отношения к врагу в том числе, да просто к любому человеку, попавшему в беду.

Второе, о чем скажем в связи с сегодняшней притчей, состоит в том, что единственный ответ на вопрос, кто является для меня ближним, может быть дан только такой, как в этом рассказе. Нельзя идти путем отсечения одних, вторых, третьих, десятых из категории ближних, нужно идти путем обретения ближних через то, что я для этих людей сделаю. И другого ответа Христос верующим в него не предлагает.

Тому, что это не скучная добродетель отчетов о социальной работе или филантропической деятельности, есть множество примеров в церковной жизни и в истории христианской Церкви. Прмведу только один, связанный со святым, при котором Иоанн Мосх написал книгу «Луг духовный» – патриархом Александрийским Аполлинарием.

Событие произошло в шестом столетии от Рождества Христова. Аполлинарий узнал, что некогда преуспевавший, богатый, в соответствующем социальном статусе находящийся молодой человек, сын благочестивых родителей сенаторского сословия, в силу разного рода несчастных обстоятельств обеднел и почти обнищал. У него есть семья, дети, и теперь он вынужден перебиваться случайной поденной работой, так что почти не находит средств к пропитанию.

Проходя по улицам Александрии, святой Аполлинарий несколько раз видел этого молодого человека, и сердце его сжималось от жалости. Как у нас, бывает, сжимается, когда мы видим всякого рода несправедливости этой жизни. Но, в отличие от большинства из нас, у Аполлинария затем последовало действие. Он позвал казначея Александрийской Патриархии и сказал ему: «Обещаешь ли мне, что никому не расскажешь то, о чем я тебя сейчас попрошу?» Тот пообещал, хотя, как мы понимаем из книги, не вполне сдержал свое обещание. «А тогда, – сказал патриарх, – вот что сделай: напиши расписку о том, что будто бы я взял пятьдесят номизм (эти деньги по тогдашнему времени составляли почти что состояние) у отца этого юноши, Макария, десять лет назад. Я распишусь в том, что я эти деньги должен». Казначей послушался своего патриарха. Тот взял расписку, посмотрел на нее и сказал: «Знаешь что? Мы тут пишем, что это было десять лет назад, а бумага совсем новая. Положи ее в мешок с пшеницей, как следует походи по нему, пусть день-другой она в этом мешке полежит и тогда подойдет». Через два дня они возвращаются к этому разговору. Патриарх Аполлинарий, посмотрев на бумагу, сказал: «Теперь подходит. Сделай вот что: возьми эту бумагу, пойди к тому молодому человеку, сыну покойного Макария, и скажи ему, что ты за вот такую-то сумму денег можешь дать ему бумагу, которая выручит его из всех его бед. Но только ни в коем случае не говори, что отдашь ее задаром, и делай вид, что ты это делаешь не вполне охотно».

Казначей пошел к молодому человеку, сделал все примерно так, как ему повелел патриарх. Молодой человек сказал: «У меня нет никаких денег, я тебе ничего не могу дать». «Но, – сказал казначей, – тогда, когда с помощью этой бумаги ты разбогатеешь, ты мне обязательно вернешь. А сейчас напиши расписку, что ты мне потом дашь эти деньги». И отдал ему эту фальшивую расписку.

Обрадованный юноша бежит в патриархию. Патриарх Аполлинарий делает вид, что крайне недоволен и не верит. Говорит: «Ну, что это за бумага? А почему ты не приходил на протяжении десяти лет? Я не помню, чтобы я такую расписку давал». Тот бледнеет, краснеет, впадает опять в отчаяние, начинает просить уже хоть сколько-то. А патриарх будто бы неохотно соглашается. «Оставь мне, я подумаю, приходи через неделю». Через неделю опять имеет вид как бы не склонный соглашаться, долго-долго заставляет себя уговаривать, потом говорит: «Но только ты со Святой Церкви не бери проценты, которые накопились за эти десять лет». И выдает молодому человеку эти пятьдесят номизм.

И, как говорится в этом рассказе Иоанна Мосха, между тем, как Бог помог молодому человеку через милосердие святого мужа, что он поднялся из столь бедственного состояния и не только вернул все прежнее, но и превзошел и родителей своих и богатством, и капиталами, вместе с тем все это принесло ему и великую духовную пользу.

Вот какая дивная может быть добродетель, не скучная, не пресная и не мещанская, настоящее милосердие, если видеть другого человека и постараться ему оказаться ближним так, как много веков назад ему оказался ближним Александрийский патриарх Аполлинарий.

Протоиерей Максим Козлов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангелии повествуется о том, как некий законник, искушая Господа, спросил Его: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную ? Господь ответил: в Законе что написано? как читаешь? Тот сказал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя . Правильно ты отвечал , - сказал ему Господь. Но законник, желая оправдать себя , как сказано в Евангелии, спросил Христа: а кто мой ближний ? И тогда Господь рассказал притчу о милосердном самарянине. Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел его и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. И задал Господь вопрос законнику: кто же был ближний этому несчастному человеку? Законник ответил: самарянин. Иди, и ты поступай так же , - сказал Господь.

В этой притче сокрыт очень глубокий смысл, ибо в ней повествуется о всех нас, обо всем человечестве. Иерусалим, откуда шел этот несчастный человек, знаменует собою рай. В лице Адама и Евы всё человечество когда-то жило в раю. Но после нарушения заповеди Адам был низвергнут из рая на землю - так и этот человек спускался из Иерусалима в Иерихон, потому что Иерусалим находится на горе. По пути на него напали разбойники - дьявол и бесы - избили его, совлекли с него одежды благодати (мы знаем, что Адам и Ева после грехопадения увидели, что они наги), изранили его страстными и греховными язвами. Эти язвы болели и кровоточили, и никто не мог исцелить человека от них, как мы читали в повествовании о кровоточивой женщине, никто не мог отпустить ему его грехи. И вот, для того, чтобы спасти израненный человеческий род, приходит Милосердный Самарянин - Господь наш Иисус Христос. Он проявляет Свою милость, возливает на наши раны елей (знамение милости), прощает наши грехи в Таинстве исповеди. Он также возливает на наши раны и вино - даёт нам причащаться Своей пречистой Крови. Именно в церковных Таинствах Господь исцеляет всё человечество. Гостиница - это святая Православная Церковь, куда Господь приводит изъязвленного грехами человека. Два динария - это Евангелие и Апостол, а гостиничный - это апостолы Христовы, а также епископы и священники, служители Церкви.

Эта притча учит нас, прежде всего, милосердию к нашим ближним. Мне рассказывали такой случай. В одну страну приехали наблюдатели из Америки для оказания населению гуманитарной помощи, и вот одна женщина попросила их помочь страдающему человеку. Но они развели руками и сказали: мы помогаем в общем, в частном порядке мы никому не помогаем. С нами тоже очень часто так бывает: мы готовы всему миру помочь, а страдания ближнего не замечаем. Действительно, тяжелее отдать нижнюю рубашку соседу, нежели творить «великие дела», как нам кажется, для всего человечества. Зачастую мы стремимся к чему-то великому, а помощь самым близким воспринимаем как что-то маловажное. Но мы ошибаемся, потому что всё, в сущности, складывается, из мелочей, из малых дел. Самое главное для нас - воспитать в себе любящее сердце, в этом - исполнение всех заповедей, как говорится в сегодняшнем Евангелии. А чтобы возлюбить ближнего - нужно внимательно следить за тем, чем мы можем ему помочь, использовать малейшую возможность послужить кому-то. Каждый день Господь нам дает шанс сотворить то или иное доброе дело, нужно только внимательно наблюдать за собой. Доброе слово, сказанное с участием, и даже добрый взгляд может оказаться выше, чем благотворение тысячам людей. Бывает, что кто-то помогает многим, но не получает от этого никакой пользы, потому что благотворит в каких-то своих корыстных целях. В то же время, если мы где-то уступим, смолчим, пропустим кого-то, стерпим - это часто бывает выше, чем «великие дела», к которым мы всё время рвемся.

Как поступал Господь, когда жил среди людей? Как Он творил добрые дела? В Его делах нет никакого рвения - Он делал то, что было нужно в настоящий момент. Исцелял, когда видел перед собой болящих, учил, когда люди ждали этого. Даже притчи Он рассказывал в зависимости от ситуации - говорил о семени, если рядом было поле, или о заблудшей овце, когда рядом паслось стадо овец. Он работал, если можно так сказать, с тем материалом, который был под Его руками. Он не созидал величественных храмов, не устраивал богадельни, больницы, а поступал так, как требовал настоящий момент. Настоящий момент - это единственно реальное время, единственная возможность для нас что-то сделать. Тот, кто внимательно наблюдает за настоящим временем и в нем живет, а не живет какими-то грёзами и благими намерениями, тот всегда может увидеть, сколько вокруг него людей, нуждающихся в поддержке, в помощи, в добром слове. Если человек будет наблюдать за собой, то он сможет творить великие дела в малом, и, оказывая любовь к ближним, тем самым оказывать себе великое благодеяние, изменяя свою душу. Ибо награда, как говорит преподобный Симеон Новый Богослов, дается не за добродетель, а за смирение, которое рождается от добродетели. Потому-то очень важно воспитать в себе смиренное сердце, любящее Бога и ближнего.

Если человек стал Человеком с большой буквы, то он и стал христианином. Именно этого и требует от нас Господь. Он не требует от нас чрезмерных дел, выше наших сил, Он требует от нас, чтобы мы стали людьми. Господь хочет, чтобы мы научились жить среди людей, чтобы мы могли жить в Царствии Божием среди ангелов, чтобы наше сердце было готово к принятию благодати Святого Духа и чтобы оно могло вместить те великие дары, которые Он уготовал любящим Его. Весь смысл нашего спасения - в том, чтобы возлюбить Бога всем сердцем своим, всем разумением своим, всеми силами своими, то есть всею крепостию своею, также и возлюбить ближнего как самого себя. То есть воспитать в себе любящее сердце. А для этого не нужны великие дела - это удел, может быть, особенных людей, о которых мы читаем в житиях святых (хотя, конечно, каждый из нас может достичь этого, если будет возрастать постепенно и трудиться над собой). Наш удел - делать то малое, что мы можем делать здесь и сейчас. Поступая так, мы сможем укрепляться в добродетелях - в вере, надежде, любви. Потому будем стараться обращать внимание на малые дела, ведь вся жизнь наша состоит из мелочей. И когда мы уже утвердимся в малых делах, воспитаем себя, тогда Господь, если мы этого будем достойны, даст нам и великие дела. И тогда мы будем делать их без надрыва, а естественно, без гордыни, без искания чего-либо для себя и для каких-то своих интересов - не во вред себе, а получая великую пользу.

Будем стараться подражать милосердному самарянину, будем не проходить мимо тех, кто страдает, также и мимо тех, кто уязвлены грехом, призывая их прийти в гостиницу, то есть в храм Господень, в Православную Церковь. Будем стараться и сами очищать свое сердце покаянием, добрыми делами, таинствами Христовыми, ибо и наша душа подобна тому несчастному человеку, на которого напали разбойники. Наша душа также изранена грехами и страстями, и будем же прибегать ко Господу, чтобы Он очистил наши раны, возлил на них елей и вино, то есть Своею милостью очистил от грехов и даровал нам участие в Таинствах Христовых. Будем стараться заботиться о нашем внутреннем человеке, чтобы нам получить от Господа великую милость и сподобиться жить не только здесь в гостинице - в Церкви Христовой, но и в будущей жизни прийти в свое отечество, в истинный дом, в Царствие Небесное. Аминь.


Притча о милосердном самарянине, хорошо знакомая каждому христианину, каждый год, каждое десятилетие, наверное, каждый век приобретает для всего христианского человечества особый смысл. Ибо каждый год, каждое десятилетие и каждый век приближает нас к тем последним временам, когда в мире оскудеет любовь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Притча о милосердном самарянине, хорошо знакомая каждому христианину, каждый год, каждое десятилетие, наверное, каждый век приобретает для всего христианского человечества особый смысл. Ибо каждый год, каждое десятилетие и каждый век приближает нас к тем последним временам, когда в мире оскудеет любовь.

И мы сейчас, дорогие братья и сестры, живем в одно из тех времен, когда действительно кажется, что любви становится все меньше и меньше. Тем значимее для всех нас задуматься над этой притчей. Ибо она произносилась только для тех, кто был тогда рядом со Христом, кто испытывал Его, искушал Его, но произносилась она, прежде всего для нас с вами.

Итак, ко Христу приходит законник, фарисей, человек, наверняка, глубоко верующий. Верующий в ветхозаветный закон, но не верующий еще во Христа, сомневающийся в том, что этот скромный Плотник, дерзновенно поучающий учителей народа, знает истину. И подойдя, с таким заведомым желанием уничижить Спасителя, показать перед всеми Его незнание, он задает Ему, искушая Его, как сказано в Евангелии, в общем-то, простой вопрос, ответ на который должны были знать все. Вопрос о том, что есть первая заповедь.

И Христос, зная, что этот человек искушает Его, отвечает просто и безыскусно. Так, как должен ответить любой, смиренно исповедующий веру в Бога ветхозаветный иудей. Он говорит о любви к Богу и о любви к ближнему. И все.

Эта двойная заповедь о любви к Богу и о любви к ближнему, Ветхим Заветом данная, должна была быть известна всем. Но, видимо, Христос так произносит эти простые слова, что законнику, искушавшему Его, становится очень неудобно, очень стыдно. И, желая оправдаться и перед Христом и перед стоящими вокруг людьми, он задает Ему другой вопрос, на который сам-то он знает ответ. Вопрос о том, а кто есть ближний.

Но Спасителю известны мысли каждого человека. Он знает и все то, что происходит в душе законника. Он уже почувствовал, что горделиво пришедший уничижить Его простым вопросом законник, оказался не только посрамлен сейчас перед лицом многих, Он знает, что и в сердце самого законника произошло какое-то серьезное изменение: что он сам вдруг устыдился своего дерзкого вопроса.

И опять, как будто не замечая, что этот вопрос, обращенный к Нему, имеет какой-то скрытый смысл, Спаситель просто рассказывает притчу, всем нам с вами хорошо известную. Но, наверное, не до конца, не в полной мере осознаваемую и понимаемую. Ведь перед нами не просто рассказ о добром человеке.

Некто, ехавший по дороге и попавший в серьезные испытания, подвергшийся нападению разбойников, лежит, и возможно даже истекает кровью. Этот человек, может быть, даже умирает на дороге. Наверное, он из благочестивых иудеев, которые в этот момент, когда он оказался избит, измучен и брошен на дороге, молился Богу о помощи. И вот он видит на дороге священника, затем левита, представителей того самого ветхозаветного духовенства, к которому ветхозаветные иудеи относились с большим почтением, с большим почитанием. Кто, как не они, казалось бы, должны были прийти ему на помощь? Но они проходят мимо.

Эта тема всем нам, христианам, увы, хорошо известна. Наверное, каждый из нас имел случай, возможно, даже не один раз, убедиться в том, что подчас и священник, и дьякон, служащие христианской новозаветной церкви, тоже могут отличаться по своей человеческой немощи таким же бессердечием и бесчувствием, каким отличались их ветхозаветные предшественники. И тоже, наверное, не раз мимо нас проходили священнослужители, к которым мы, возможно, не в столь драматичной ситуации обращали свои взоры. Это вечная тема и вечный укор всем нам, христианам, и в особенности нам, священнослужителям.

Наверняка, исполнившийся уныния и отчаяния человек, только что отвергнутый священником и левитом, увидел на дороге самарянина, увидел неожиданно.

Надо представлять себе, как иудеи относились к самарянам. Ведь самаряне это был народ, который некогда был единым с иудейским народом. Это были те же самые иудеи, которые за несколько веков до описываемых в Евангелии событий, стали вступать в брак с язычниками, и стали исповедовать ветхий закон совсем не так, как это полагалось делать в соответствии с законом Моисея. Иудеи относились к самарянам даже ХУЖЕ, чем к язычникам. Самарянин воспринимался иудеем, как ВРАГ.

И надо думать, что самаряне к иудеям относились не лучшим образом. И вот когда несчастный иудей, видя перед собой заведомого врага, которого его научили ненавидеть, презирать с самого детства, происходит великое чудо. Этот враг, этот чужой ему человек, не только не проходит мимо него, но спасает его, наверное, от неминуемой гибели. Проявляет к нему доброту, милосердие, сострадание, проявляет то, что всегда оказывалось редким в этом отпадшем от Бога мире. И после того, как милосердный самарянин привозит раненого иудея в гостиницу и оставляет его там, обеспечивая всем необходимым, он проявляет еще и дальнейшую заботу, обещая хозяину гостиницы оплатить все те расходы, которые тот будет иметь, ухаживая за немощным человеком.

Рассказав эту, простую на первый взгляд, историю, Спаситель задает законнику очень серьезный вопрос: кто же в таком случае есть ближний его? а ведь законник был подобно всем ветхозаветным иудеям воспитан в убеждении, что ближним иудею может быть только иудей, исповедующий закон. Не язычник и не самарянин, потому что они-то закона не знают, они закон не исповедуют.

И здесь законник вынужден произнести слова, за которые его же собратья, законники и фарисеи, могли бы осудить. Он говорит о том, что ближний это самарянин. И в этих словах по существу может быть происходит первое исповедание этим самым законником, фарисеем, веры во Христа Иисуса. Ибо он пришел искушать Спасителя, а Спаситель открыл ему великую истину, что любовь Божия распространяется на всех людей, что ближние для него это все люди, независимо от того, какой религиозный закон они исповедуют.

Однако эти слова обращены и ко всем нам. Мы ведь очень хорошо все это, вроде бы знаем, но очень плохо все это исполняем. Особенно мы, христиане, которые лучше других знают о том, что без любви к ближнему НЕТ спасения, именно мы очень часто искушаем ближних своих, и очень часто пытаемся разделить ближних своих на тех, кто наш, христианин, и на тех, кто НЕ наш, НЕ христианин.

И мы не думаем, что мы забываем при этом Новый Завет и возвращаемся в Ветхий Завет. Как будто не было Господа Иисуса Христа, но был и остается лишь ветхозаветный Закон, который делит людей на своих и чужих. И так поступаем мы не потому, что глубока и истова наша вера, и мы так хотим любить православных христиан. Мы так поступаем просто потому, что мы вообще мало кого способны любить, мало кого хотим любить. Потому что это очень трудно любить НЕ только христиан, но и НЕ-христиан. И, как правило, НЕ любя почти никого, мы убеждаем себя в том, что мы любим-то тех, кто достоин любви; ближние наши это те, кто с нами. Кто с нами молится, постится, но отнюдь НЕ те, кто НЕ разделяет с нами труда христианской жизни.

А между тем, большинство из нас принадлежит к тем семьям, которые прошли за предыдущие десятилетия очень сложный путь. Случилось так, что богоборческая власть в нашей стране РАЗДЕЛИЛА семьи на христиан и НЕ-христиан, на православных и безбожников. И много было вражды в этих семьях. Но часто НЕ потому, что христиане ревновали о своей вере, а потому что они с легкостью шли по пути безбожников и учились НЕНАВИДЕТЬ.

Много существует дьявольских уловок в лукавом сердце человека, чтобы НЕ быть милосердным самарянином, а быть жестокосердым фарисеем. И очень часто мы изыскиваем самые различные основания для того, чтобы избавить себя от труда милосердия и сострадания. И всякий раз, когда мы пытаемся себя убедить в том, что мы бедны, мы заняты, мы устали, поэтому мы НЕ можем помочь своему ближнему, когда мы НЕ отзываемся на его скорбь, мы должны вспоминать притчу о милосердном самарянине.

Да, к счастью, не каждый день и не всем нам приходится сталкиваться с ситуацией, о которой повествует нам сегодняшнее Евангелие. К счастью, очень редко приходится сталкиваться нам с тем, что перед нами лежит умирающий человек и некому, кроме нас ему помочь. Но ведь в гораздо более простых ситуациях, когда от нас НЕ требуется такое внимание, такая сердечная забота, какая потребовалась от самарянина по отношению к раненому иудею, очень часто в более простых ситуациях мы НЕ делаем практически ничего. Когда от нас требуется даже не какая-то внешняя материальная жертва, а душевное участие, сочувствие человеку, мы проходим МИМО. Потому что мы устали, потому что нам трудно, потому что мы пребываем в житейской суете. И таким образом, мы ПРЕДАЁМ Христа.

Ибо гораздо извинительней было ветхозаветному священнику и левиту пройти мимо их умиравшего пасомого, нежели нам, христианам, которым Христос открыл во всей полноте истину, пытаться НЕ заметить скорби, несчастья нашего ближнего, каким бы он ни был, что бы с ним ни случилось.

Будем помнить об этом, дорогие братья и сестры. И пусть притча о милосердном самарянине сделает нас, христиан, достойными того призвания, которое обратил к нам Спаситель. Пусть в каждом из нас, не обязательно в такой тяжелый момент, о котором повествовалось в сегодняшнем Евангелии, но пусть в каждом из нас каждый день хотя бы иногда проступает тот самый милосердный самарянин, которого Бог поставил перед всеми христианами примером сострадания и милосердия. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие мои, други наши! Ныне чаще, чем когда-либо за все время жизни моей, а это не мало лет, приходится слышать вопрос: «Как жить, чтобы не погибнуть?» «Как жить, чтобы спастись?» - спрашивают верующие.

«Как жить?» - спрашивают и те, чьи понятия о жизни не простираются дальше завтрашнего дня.

Этот вопрос задают и молодые, только начинающие жить, и пожилые, уже завершающие свой жизненный путь, в конце которого они сделали страшное открытие, что жизнь уже прожита, но не в радость созидания, и все труды, все усилия вложены во всё пожирающую разруху и гибель.

Да, вопрос «как жить?» совсем не праздный. И как созвучны эти вопрошения современников наших с вопросом, который некогда был задан Начальнику Жизни - Христу - Его современником, и не просто современником, а хранителем закона, данного Богом.

Он спросил: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10, 25). И «словеса Господня - словеса чиста» звучат в ответ законнику, а с ним и нам, открывая единственно правильный путь решения всех вопросов, недоразумений и недоумений. Всегда надо нам обращаться к слову Божию, говорит Господь. «…В законе что писано есть; како чтеши?» (Лк. 10, 26).

Закон Божий! Он дан на все времена всему человечеству. Он дан в Божественном Писании, он дан в законе совести каждого живущего, он дан в законах Богозданной природы.

И мы с вами сегодня не отвергнемся того, что знаем этот великий закон Господень, закон, в котором кроется земное счастье наше и которым простираемся мы в вечность блаженного пребывания с Господом и со всеми Его святыми.

«…Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40).

Да, да, мы знаем этот закон и требования его, мы знаем и как исполнить его жизнью своей. Ибо кто из нас не знает, что для нас хорошо и желательно, а что плохо, чего мы всеми возможными средствами должны стремиться избежать.

Господом дана заповедь: не делай другому того, чего не желаешь себе. Эта заповедь тоже всегда с нами, всегда при нас, как неусыпный и беспристрастный страж, она выявляет, она обличает одновременно и наше знание, и наше лукавство. Если законника евангельского Господь заставляет признать, что тому известно все необходимое для спасения, то и мы не оправдаемся наивным вопросом, будто бы не знали пути спасения до сегодняшнего дня.

Божий закон - один, и две заповеди остаются непреложными на все времена, пока стоит мир. Это два якоря жизни. Люби Бога всем сердцем, всей душой… Люби ближнего, как самого себя.

О любви к Богу мы не ставим вопрос, ибо это кажется нам, верующим, само собой разумеющимся. Но вот ближний?

Кто же мой ближний? И уже не законник вопрошает ныне Христа и обличается Господом, а мы с вами, дорогие наши, становясь совопросниками века сего, но не исполнителями ясного и жизненного слова Божия. Это мы прикрываем вопросами свое малодушие, свою духовную леность, свое нежелание трудиться, свое нежелание любить. Мы забываем, что «…не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут…» (Рим. 2, 13).

Мы с вами, пожалуй, даже не задали бы Господу вопрос: «Кто же ближний наш?» Ибо теперь почти повсеместно и откровенно все для нас стали дальними. Даже кровные родные, даже родители и те отстранены непомерно разросшимся нашим «Я».

«Я» и «мое» - вот наш новый жизненный закон. По нему и самые близкие, те, кто вложил в нас свою жизнь, израненные многими тяготами трудов, болезнями и скорбями, израненные нами же, напрасно будут ждать от нас помощи. И вчерашние друзья сегодня уже перестанут быть ближними нашими, впав в беду, потеряв возможность быть нам полезными на празднике жизни, в погоне за счастьем.

Тут мы даем полную свободу оценке всего и всех. Так незаметно никого близкого не оказывается рядом с нами, не находим мы того, кто был бы достоин нашей любви: один - грешник и недостоин любви; другой - иноверный или инакомыслящий; третий - сам ископал себе яму, в которую впал, значит, достоин наказания.

Широка и глубока заповедь Божия, а мы, став на путь высокомерного суждения, вместив в себя одновременно чувствования и священника и левита, прошедших мимо бедствующего человека, тоже проходим мимо всякого, кто оказывается рядом, кто нуждается в нашем внимании, кто просит нашей помощи, уже не говоря о тех, кто просто безмолвно страдает рядом.

И вот мы уже не исполнители закона, а судьи. И вопрос «как спастись?» звучит праздно, попранный отвержением Богом данной заповеди о любви к ближнему. У нас нет ближнего.

И услышим ли мы с вами сегодняшнюю притчу - назидание о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви?

Услышим ли мы определение Господне для законника, для нас, знающих закон: «…Иди, и ты твори такожде» (Лк. 10, 37). Забудь себя и свое «Я», поставь в средоточие жизни своей того человека, которому нужна твоя помощь, материальная ли, духовная ли. Поставь в средоточие жизни того, кому нужен ближний, и стань им ты.

Вот, дорогие наши, мера нашего духовного возраста, где кроется ответ на вопрос о спасении. «…Иди, и ты твори такожде». Иди и ты поступай, как учит Господь. Иди и ты твори добро всякому нуждающемуся в нем, невзирая ни на происхождение человека, ни на общественное положение его, невзирая ни на что. Иди и твори добро, и ты исполнишь заповедь любви.

Делай добро… делай добро от сердца, делай его во имя Бога всем братьям твоим в Боге, делай добро и врагам, делай добро ненавидящим и обидящим тебя, и ты исполнишь заповедь любви. И любовь к ближним сделает тебя близким к Богу, и ты исполнишь закон Христов и спасешься.

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

Представляем Вашему вниманию проповедь – одного из духовных отцов Румынии, который немало претерпел при своей земной жизни от атеистического режима. В Румынии он через свое миссионерское служение спас несчетное количество человеческих душ, и это в то время, когда распространение Христова Евангелия рассматривалось властями как уголовное преступление.

Самаритянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился.
(Лк. 10: 33)

Адам у разбойников

Прошло почти уже две тысячи лет с тех пор, как Господь наш Иисус Христос рассказал притчу о человеке, который попался разбойникам. Но и в наше время многие люди либо попадались, либо продолжают попадаться разбойникам, разбойникам не только телесным, но также и духовным. Часто люди не понимают смысла этого места в Священном Евангелии. Их вводит в заблуждение равнодушие того священника, который прошел мимо лежащего едва живого человека, израненного разбойниками. Многие говорят, что уж если священник не проявил жалости к несчастному человеку, то что мы можем ожидать от кого-либо другого? Однако Евангелие говорит вовсе не о немилосердном священнике, а упоминаемые в нем Иерусалим и Иерихон – это не земные города. Здесь совсем иной смысл, который я, с помощью Божией, и постараюсь раскрыть вам.

Человек, попавшийся разбойникам, – это Адам, но также и весь род человеческий. Иерусалим – это рай, вечное счастье и радость, а Иерихон – это земной, материальный мир. Здесь Иерусалим означает восхождение, подъем, а Иерихон означает схождение вниз, падение. Так, из-за своего непослушания Адам был изгнан оттуда, где были вечные счастье и радость, и сошел в этот мир, в земную жизнь, к разбойникам, а кем, как не демонами ада, могли быть эти разбойники? Эти разбойники ограбили Адама, отобрав у него то чувство радости и счастья, которое у него было в раю. Но и на этом они не остановились, они нанесли ему раны, изранили его – это означает, что они швырнули его в бездну тяжких грехов, потому что как рана разрывает тело, точно так же и грех ранит человеческую душу.

Священник, который прошел мимо израненного человека и не проявил никакой жалости к несчастному, это священник старого, ранее действовавшего закона, священник Ветхого Завета, который не мог ему помочь – не мог спасти, ибо не имел в себе Божиего дара милости. Вот почему в полном смысле этого слова он и не мог называться священником, потому что милости и истине, что принес нам Господь Иисус Христос, еще только предстояло раскрыться. Моисей, и Аарон, и иудейские первосвященники не могли спасти мир от рабства этих разбойников – демонов ада. Левит, который проходил мимо вслед за священником и который поступил таким же образом – оставил раненного человека там, где он лежал, – был пророком Ветхого Завета, который не мог помочь человеку, то есть спасти его.

Обязанность православного священника

И вот к тому месту, где лежал человек, приблизился некий самаритянин, который в это время совершал путешествие (здесь «путешествие» означает «миссию, миссионерство»). И когда он увидел этого израненного человека, то сжалился, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино, затем посадил его на своего осла и отвез в гостиницу. Здесь он передал этого человека хозяину гостиницы и заплатил два динария. Он отдал их хозяину гостиницы, говоря ему: «Позаботься об этом человеке, а если потратишь на него хоть сколько-нибудь больше, я, когда приеду снова, отдам тебе, что ты потратил» (Лк. 10: 35). Кто же такой на самом деле этот милостивый самаритянин?

Сегодняшние христиане все еще не ощутили вкус, да и не хотят отведать целительного учения нашей Церкви Спасителя. Через почти две тысячи лет высшая жертва, которую Сын Божий принес на Голгофе ради всего рода человеческого, все еще остается не понятой и не повторенной. Правят человечеством все еще грубые животные инстинкты, тщеславие, напрасные и преступные деяния. Вереница человеческих невзгод и бедствий стала ужасающей из-за отступления человека от учения Церкви, от небесного учения Сына Божиего. Так кому же следует быть первым в том, чтобы учить мир, просвещать его, убеждать подняться из грязи и пыли? Не священникам ли следует быть этими первыми? Вот послушайте, что сказано пророком Малахией: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2: 7). Слышите, какой это великий дар – священство? Заметьте, священник назван вестником, ангелом Божиим. По воскресении Своем наш Господь явился апостолам, и первой заповедью, которую Он дал Своим ученикам, была: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 15–16). Заметьте, самой первой заповедью было не творить чудеса, но проповедовать миру, потому что через неведение совершаются многие тяжкие и ужасные грехи, грехи, которые удаляют человека от Бога.

В Священных канонах говорится, что да оставит того священника, который не проповедует, дар благодати и да будет он лишен сана. Видите, какое суровое наказание было установлено святыми отцами! Итак, как не следует священникам стоять пред алтарем для того только, чтобы показать свои знания, свой голос или свое облачение, так и не следует им стараться доказать, что их умственные способности выше, чем у других священников, но должны они выполнять свою особую миссию, то поручение, которое дал им наш Господь Иисус Христос – слышать Его слово и проповедовать его, учить людей этому слову.

Епископы, священники и диаконы ведут свое духовное происхождение от апостолов – учеников Иисуса Христа, являются их преемниками, получив дар Святого Духа через таинство посвящения в духовный сан путем рукоположения. Через это таинство получают только три вида служения: епископство, священство и диаконство. Те, кто помогает священникам, оказывая им содействие в духовном укреплении людей, – это певчие, супруги священников, пономари, ризничные, алтарники и церковные сторожа. На них лежит очень большая ответственность перед Богом: люди, приходя, сначала разговаривают с ними, и если эти помощники не знают, как говорить, или вводят народ в заблуждение, то горе им и тому храму. Но и все христиане также обязаны помогать Церкви по силам своим.

К сожалению, во многих местах очень недостает духа веры. Все мы знаем, что в Церкви все совершается через Святого Духа. Один из святых отцов говорит, что без Святого Духа нет ни храма, ни проповеди, ни священника, ни богослужения. Потому нам и следует молить Бога, чтобы он посылал роду человеческому людей, исполненных Святым Духом, для научения и строительства при помощи обеих рук: тот, кто проповедует, тот строит одной рукой; но тот, кто и проповедует, и укрепляется через дела добродетельные, тот строит двумя руками. Тот, кто только проповедует и больше ничего, является дурным примером; он одной рукой строит, а другой – сносит построенное. Вот почему нам встречается так много истощенных и бесцельных, то есть не имеющих направления душ. Те, кто только просто приходят в Церковь, и больше ничего, потеряны, потому что следуют своим собственным идеям и представлениям.

Иисус Добрый Самаритянин как Образец любви и милосердия для нас

Эта евангельская притча должна вдохновить нас творить и в нашей сегодняшней жизни дела милосердия и любви. Сам Бог есть любовь. Этот вечный Родник любви создал человека по образу Своему и подобию; следовательно, человек был создан, чтобы быть источником любви. Это самая высокая цель жизни – любовь. Мы должны спросить себя: какой был бы смысл жизни без любви, чем бы были для нас домашний очаг без любви, дружба без любви, кем бы был наш народ или все человечество без любви? Можно ли хоть что-то одно из перечисленного представить без любви? Нет! А если все это без любви ничто, тогда спросим себя, какова же цель этой земной жизни, зачем мы рождаемся и зачем мы живем на этой земле без истинной любви? Вне всякого сомнения, без любви никто бы на земле не родился. Любовь является высочайшей целью нашего существования, и без этой цели все исчезает и даже не могло бы возникнуть в воображении. Некоторые люди задаются вопросом, почему в этом мире существует так много ненависти, так много вражды и так много грехов? Да, существует очень большая нехватка любви в людях, ведущая в результате к страданию; все свидетельствует о том, что утвердилось ненормальное состояние, что червь точит корень любви. А этот червь, направляемый диаволом, это грех! Грех, который разветвился в тысячи и тысячи разновидностей, держит в своих смертельно опасных руках, несущих гибель, весь род человеческий и ведет колоссальную борьбу за то, чтобы истребить любовь, потому что жизнь сражается за любовь.

Иисус Добрый Самаритянин в этот мир пришел, чтобы восстановить любовь как самую великую необходимость жизни. Он сказал: «Сие заповедую вам, да любите друг друга» (Ин. 15: 17); и еще в другом месте: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44); «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас» (Лк. 6: 27). Собственно весь Новый Завет, от начала до конца, только о любви. Все святое Евангелие написано в духе любви. На какой бы странице мы его ни открыли, мы чувствуем слова любви – их благоухание, силу, надежду, их целительный бальзам. Что другое могло побудить Сына Божиего, нашего Спасителя, оставить красоту небесную и Своего Отца и прийти к тяжкому кресту страданий, как не любовь, Его высочайшая любовь спасти нас от гибели в вечных муках? Господь так сильно любящий и милосердный, наш Спаситель Иисус Христос зажег на земле огонь любви, и Он хочет видеть его горящим в наших сердцах.

Не ожидайте никаких наград в этой жизни

В этой притче Господа нашего Иисуса Христа можно найти много духовных наставлений, которые учат тому, как соединять милосердие с любовью, поскольку без них нет спасения. Каждому из нас встречаются люди, которые духовно и телесно побиты, раздавлены или потрепаны. Им следует протянуть руку, чтобы спасти их. Вы должны глубоко осознать, что самые ужасные болезни – это болезни духовные. Душа повреждается и страдает больше всего! И наша обязанность – проявлять милосердие и сострадание ко всем этим угнетенным людям, так что, исполненные любви, мы должны взвалить их на свои плечи – даже если после того, как они поправятся, они отплатят нам злом за нашу доброту, как это случается весьма часто.

Не раз бывало, что те, кого наши живущие скудно христиане приютили у себя, безжалостно грабили своих благодетелей. Вот какой удар по христианской любви и милосердию наносит диавол! А с одним бедным человеком раз было и того хуже. Два вора подрались за награбленное, чтобы только кто-то один завладел всем, и вот тот, кто вынужден был уступить более сильному, лежал почти мертвый на краю дороги. Случилось одному христианину проходить мимо. Сжалившись над лежащим и не зная, что произошло до этого, он взял его к себе. Через несколько дней вор поправился. «В награду» же вор убил своего благодетеля и забрал из его дома все, что смог. Вот как вознаграждаются добрые поступки! Так же был награжден и Сын Божий – Добрый Самаритянин, Который пришел по Своему великому милосердию к нам. Мы знаем, как еврейский народ наградил Его – Его народ, для которого Он сотворил столько много добрых дел. Страсти Господни свидетельствуют о том, что они сделали. Вместо того чтобы возлюбить и возблагодарить Его за Его благодеяния, они распяли Его между двумя разбойниками. Он исцелял их раны, но вместо хлеба и вина они дали Ему уксус и желчь; они избили Его плетью и нанесли Ему раны. Многие из исцеленных от ужасных страданий громко выкрикивали: «Распни Его!» Вот как неблагодарные люди отплатили Ему. Многие из нас замечали, что те, кто получил нашу помощь, вскоре ранят нас. Возможно, злом возмещается добро на этой земле.

Испытание и искус

Перед притчей в Евангелии рассказывается, как некий законник подошел к Иисусу, чтобы испытать Его. Как сильно и повсеместно распространен этот грех испытания и искуса в этом мире! Есть люди, которые заинтересованы только в этом. Им хочется знать, что есть в вашем доме, в вашем гардеробе или в холодильнике, что вы едите, где были, кого посещали, откуда вы родом и что вы собираетесь делать. У нашего Господа Иисуса Христа было много искусителей и соглядатаев, но все они сгинули и пребывают в тюрьме ада. Дорогие братья во Христе, остерегайтесь этого ужасного греха, ибо от этого греха происходят другие огромные и неисчислимые грехи. От него начинаются сражения, ссоры, судебные разбирательства и заточение в тюрьму, разногласия и разрывы между супругами, смерть и ад. Эти небольшие грехи искусительства и испытания тянут за собой много ужасных грехов, которые трудно вынести.

«И ты поступай так же»

Рассказав притчу о самаритянине, Спаситель сказал тому законнику: «Иди, и ты поступай так же» (Лк. 10: 37). Это значит, что если мы хотим спасти свою душу и унаследовать Царство Небесное, мы должны проявлять милосердие и истинную любовь к своему ближнему. Нам следует искать и находить тех вдов, сирот и бедных, тех несчастных и больных, которые брошены, чтобы дать им чашку воды, ободрить их, вселить в них надежду, утешить их, поскольку все это великие деяния.

Господь наш Иисус Христос сказал, что следует возлюбить своего ближнего как самого себя. Если бы мы страдали от сильной боли, лежа на больничной койке, оставленные всеми, как были бы мы счастливы, если бы пришел кто-нибудь посидеть рядом, утешая и укрепляя нас. Однако сначала мы должны первыми совершить подобные добрые дела, чтобы, когда будет наша нужда в них, сделаны были они и для нас. Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал законнику, чтобы тот проявлял милосердие, помогал и любил своих ближних. И нам Он заповедал делать так же, по нашим силам. Однако, прежде всего, Спаситель заповедует это священникам, потому что тот законник был богословом старого закона, человеком, обязанным следовать закону. Также заповедь эта обязательна для монахов, монахинь, певчих, жен священников, алтарников, а потом и для всех мирян – со смирением, любовью и милосердием.

Живите как Тело Христово

Если мы хотим спастись и быть счастливы, нужно следовать примерам наших предков, первых христиан, которые жили как одна семья. Церковь – это тело Христово, которое должно быть единым, а мы должны быть едины в вере и крещении и не иметь никого, кроме Господа. Чтобы наглядно показать это, я расскажу вам об одном настоятеле монастыря, о котором говорится в Патерике. Этот старец молился Господу, чтобы и в вечности остаться со своими учениками, как и в этой жизни на земле. Его молитва была услышана. Вот из чего он понял это.

В соседнем монастыре был престольный праздник, на который пригласили и старца с его учениками. Старцу не хотелось идти, и он отправил своих учеников одних. Ночью во сне он услышал голос, говорящий ему следовать за своими учениками. Он поднялся и пошел вслед за ними.

Когда ученики были уже на полпути к монастырю, они увидели молодого человека, лежащего возле дороги и плачущего. Они спросили его, что случилось и почему он плачет, и тот ответил: «Я ехал верхом, и моя лошадь сбросила меня и ускакала. Мое тело изранено, и нет никого, кто бы помог мне!» Ученики сказали: «А что мы можем сделать? Мы пешие и спешим, чтобы попасть на праздник». Они оставили плачущего и продолжили свой путь. Некоторое время спустя и настоятель монастыря добрался до этого места. Видя упавшего человека, он спросил: «Разве монахи здесь не проходили, и разве они не видели тебя?» И человек ответил: «Да, какие-то монахи проходили здесь. Но у них не было времени на сочувствие и сострадание: они спешили на праздник». Старец спросил: «Ты можешь хоть как-то идти?» Когда молодой человек ответил, что не может, настоятель сказал, что понесет его сам. Человек спросил: «Как же ты понесешь меня?! Не лучше ли было тебе просто помолиться обо мне?» Но настоятель не мог оставить его; он взвалил его к себе на спину и отправился в путь. Сначала он чувствовал всю тяжесть ноши, но потом этот святой старец с изумлением заметил, что ноша становится все легче и легче. Вдруг человек, которого он нес спине, исчез, потому что это был ангел Божий, а настоятель услышал голос, говоривший ему: «Вот, ты молишься о том, чтобы ученики твои были с тобой в Царствии Небесном. И Бог показал тебе, чему ты должен учить их для этого – поступать так же, как ты поступаешь, трудиться тем же тяжелым трудом, каким ты трудишься. И тогда будут они с тобой и в вечной жизни!»

Слышите, ангел возвестил настоятелю, чему тот должен обучать своих учеников! Необходимо, чтобы этот совет вошел и в наши сердца, дорогие братья во Христе, и в них должна зажечься любовь Божия. Так что мы должны стараться быть истинно милосердными самаритянами, которые всегда готовы протянуть свою руку всем страждущим и пребывающим в нужде в этом мире. Нам следует поступать так, как мы хотим, чтобы другие поступали по отношению к нам. Давайте проявлять милосердие, любовь и терпение к каждому, кто нуждается, ибо возможно однажды наступит наша очередь лежать беспомощно с болью, и захочется нам, чтобы и нас принял какой-нибудь милосердный, добрый и любящий самаритянин.

С каждым днем мы все ближе подходим к последнему дню своей жизни, вот почему нам следует делать все, что нужно, для нашей души.

Перевел с английского Сергей Дворянинов