Характерные особенности мультимедиа-технологий. Мультимедийные технологии: особенности и применение Особенности мультимедийных продуктов

мультимедиа обучение информационный

Мультимедиа - представляет собой интерактивную технологию. Данная технология обеспечивает работу как с неподвижными изображениями и текстом, так и с анимационной компьютерной графикой, речью, высококачественным звуком.

Известно, что все данные в компьютерах хранятся в цифровой форме. Структурная схема системы мультимедиа представлена в Приложении А.

В отличие от компьютеров теле - видео - аудиоаппаратура работает с аналоговыми сигналами.

Исходя, из этого здесь возникла проблема:

ѕ технического соединения разнообразной аппаратуры с компьютером;

ѕ управления ими.

С целью реализации технологии мультимедиа в 1988 Джобс разработал совершенно новый тип персонального компьютера. У данного компьютера все необходимые базовые средства технологии мультимедиа были заложены частично в архитектуру, т.е. в аппаратные средства, а частично в программные средства.

При этом также следует сказать, что если раньше взаимодействие пользователя с компьютером осуществлялось с использованием интерфейса типа WIMP (окно, образ, меню, указатель), то появление компьютера NeXT обусловило появление возможности работать с интерфейсом SILK (речь, образ, язык, знание). В компьютере NeXT использовались:

ѕ совершенно новые мощные центральные процессоры 68030 и 68040,

ѕ процессор обработки сигналов DSP , который отвечает за обработку звуков, изображений, синтез и распознавание речи, сжатие изображения, работу с цветом;

ѕ были разработаны звуковые платы (Sound Blaster);

ѕ платы мультимедиа, которые аппаратно реализовали алгоритм перевода аналогового сигнала в дискретный.

Здесь стали использоваться стираемые оптические диски, стандартно встроенные сетевые контроллеры, которые позволяют подключаться в сеть, обеспечены методы сжатия, развертки и т.д.

Следует также отметить такой технологический момент, как обеспечение методов сжатия и развертки. Что это значит.

Изображение неподвижной картинки достаточно низкого качества на экране (с разрешением 512*482 точек) потребует для ее хранения 250Кб. Исходя из этого и возникла потребность в создании программных и аппаратных методах обеспечивающих сжатие и развертывание данных. Разработанные и предложенные с этой целью средства и методы обеспечивали коэффициент сжатия 100:1 и 160:1. Благодаря использованию данной технологии на одном компакт-диске можно было разместить около часа полноценного озвученного видео.

Следует отметить, что технология мультимедиа поддерживается WINDOWS. WINDOWS содержит специально разработанную версию файловой системы для поддержки высококачественного воспроизведения звука, видео и анимации. Здесь есть следующие группы файлов:

ѕ файлы, хранящие оцифрованное видео (AVI);

ѕ файлы, хранящие аудиоинформацию (WAV);

ѕ файлы, хранящие аудио в форме интерфейса MIDI (MID).

Теперь несколько слов о MIDI . MIDI (Musical Instrument Digital Interface) представляет собой программно-аппаратный стандарт, который описывает способы и последовательность соединения электронных музыкальных инструментов с ПК. Основой MIDI являются отдельные инструкции, которые заставляют принимающее устройство производить определенные действия (например, сыграть ноту или усилить звук).

Принцип работы MIDI -устройств состоит в следующем. Например, при нажатии клавиши MIDI -клавиатуры в ПК пересылается сообщение о том, какая именно клавиша была нажата, с какой силой (это влияет на громкость звука) и в течение которого времени.

В отличие от цифрового аудио, где для описания секунды звучания понадобится несколько килобайт информации, использование MIDI -стандарта опишет то же самое действие, использовав всего несколько бит.

Другими словами, можно сказать, что MIDI работает не со звуком как таковым, а только с простыми, легко описываемыми событиями (например, нажатие клавиши и т.д.).

Итак, чтобы использовать компьютер в качестве музыкального инструмента, необходимы такие компоненты, как:

ѕ звуковая плата,

ѕ акустические колонки (лучше активные),

ѕ MIDI -клавиатура - это клавиатура, которая похода на синтезаторную, но не способная звучать самостоятельно. Она использует в качестве синтезатора звуковую плату компьютера. Иногда на этой клавиатуре располагаются некоторые дополнительные переключатели для управления различными эффектами.

ѕ Программа-секвенсор - ее главное предназначение - это осуществлять запись MIDI -последовательностей точно так же как обычный магнитофон записывает звук. Основное отличие данной программы от магнитофона - это то, что секвенсор записывает не сам звук, а лишь его характеристики. Полученная последовательность может быть отредактирована и дополнена различными эффектами. Это позволяет легко заменить инструменты. Следует также отметить, что в секвенсоре присутствуют дорожки. На каждую дорожку можно записать звучание различных инструментов. Например, можно выполнять следующие действия с дорожками:

ѕ Одну из дорожек существующего MIDI -файла можно выделить для записи новой партии, и тогда ее формирование будет происходить под аккомпанемент музыки с остальных дорожек;

ѕ Можно выделить одну дорожку, как сольную, или наоборот, временно ее отключить, чтобы соответствующая партия не воспроизводилась вообще.

Кроме понятия дорожки существует понятие канала (около 16). Чаще всего, для удобства, одному каналу соответствует одна дорожка. Каналы используются для разделения информационных потоков в MIDI - системе. (Каждому каналу соответствует свой инструмент, причем при работе с аудио платой - в качестве звуковоспроизводящего устройства - соответствие каналов определенным музыкальным инструментам устанавливается секвенсором. Т.е. каждое MIDI -сообщение содержит информацию и о том, на каком канале его следует воспроизводить. Это позволяет записывать все произведение на одной дорожке. (На практике такая возможность используется редко).

В настоящее время мультимедиа-технологии являются бурно развивающейся областью информационных технологий. В этом направлении активно работает значительное число крупных и мелких фирм, технических университетов и студий (в частности 1ВМ, Aрр1е, Моtого1а, Philips, Sоnу, Intel и др.). Области использования чрезвычайно многообразны: интерактивные обучающие и информационные системы, САПР, развлечения и др.

Основными характерными особенностями этих технологий являются:

ѕ объединение многокомпонентной информационной среды (текста, звука, графики, фото, видео) в однородном цифровом представлении;

ѕ обеспечение надежного (отсутствие искажений при копировании) и долговечного хранения (гарантийный срок хранения -- десятки лет) больших объемов информации;

ѕ простота переработки информации (от рутинных до творческих операций).

Достигнутый технологический базис основан на использовании нового стандарта оптического носителя DVD (Digital Versalite/Video Disk), имеющего емкость порядка единиц и десятков гигабайт и заменяющего все предыдущие: CD-ROM, Video-CD, CD-audio. Использование DVD позволило реализовать концепцию однородности цифровой информации. Одно устройство заменяет аудиоплейер, видеомагнитофон, CD-ROM, дисковод, слайдер и др. В плане представления информации оптический носитель DVD) приближает ее к уровню виртуальной реальности.

Многокомпонентную мультимедиа-среду целесообразно разделить на три группы: аудио ряд, видеоряд, текстовая информация.

Аудио ряд может включать речь, музыку, эффекты (звуки типа шума, грома, скрипа и т.д., объединяемые обозначением WAVE (волна). Главной проблемой при использовании этой группы мультисреды является информационная емкость. Для записи одной минуты WAVE-звука высшего качества необходима память порядка 10 Мбайт, поэтому стандартный объем CD (до 640 Мбайт) позволяет записать не более часа WAVE. Для решения этой проблемы используются методы компрессии звуковой информации.

Другим направлением является использование в мультисреде звуков (одноголосая и многоголосая музыка, вплоть до оркестра, звуковые эффекты) MIDI (Musical Instrument Digitale Interface). В данном случае звуки музыкальных инструментов, звуковые эффекты синтезируются программно-управляемыми электронными синтезаторами. Коррекция и цифровая запись MIDI-звуков осуществляется с помощью музыкальных редакторов (программ-секвенсоров). Главным преимуществом MIDI является малый объем требуемой памяти -- 1 минута MIDI-звука занимает в среднем 10 Кбайт.

Видеоряд по сравнению с аудиорядом характеризуется большим числом элементов. Выделяют статический и динамический видеоряды.

Статический видеоряд включает графику (рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме) и фото (фотографии и сканированные изображения).

Динамический видеоряд представляет собой последовательность статических элементов (кадров). Можно выделить три типовых группы:

ѕ обычное видео (life video) -- последовательность фотографий (около 24 кадров в секунду);

ѕ квазивидео -- разреженная последовательность фотографий (6--12 кадров в секунду);

ѕ анимация -- последовательность рисованных изображений.

Первая проблема при реализации видеорядов -- разрешающая способность экрана и число цветов. Выделяют три направления:

ѕ стандарт VGА дает разрешение 640 х 480 пикселей (точек) на экране при 16 цветах или 320 х 200 пикселей при 256 цветах;

ѕ стандарт SVGА (видеопамять 512 кбайт, 8 бит/пиксель) дает разрешение 640 х 480 пикселей при 256 цветах;

ѕ 24-битные видеоадаптеры (видеопамять 2 Мбайт, 24 бит/пиксель) позволяют использовать 16 млн. цветов.

Вторая проблема -- объем памяти. Для статических изображений один полный экран требует следующие объемы памяти:

ѕ в режиме 640 х 480, 16 цветов -- 150 кбайт;

ѕ в режиме 320 х 200, 256 цветов -- 62,5 кбайт;

ѕ в режиме 640 х 480, 256 цветов -- 300 кбайт.

Такие значительные объемы при реализации аудио- и видеорядов определяют высокие требования к носителю информации, видеопамяти и скорости передачи информации.

При размещении текстовой информации на CD-ROM нет никаких сложностей и ограничений ввиду большого информационного объема оптического диска.

Основные направления использования мультимедиа-технологий:

ѕ электронные издания для целей образования, развлечения и др.;

ѕ в телекоммуникациях со спектром возможных применений от просмотра заказной телепередачи и выбора нужной книги до участия в мультимедиа-конференциях. Такие разработки получили название Information Highway;

ѕ мультимедийные информационные системы («мультимедиа-киоски»), выдающие по запросу пользователя наглядную информацию.

С точки зрения технических средств на рынке представлены как полностью укомплектованные мультимедиа-компьютеры, так и отдельные комплектующие и подсистемы (Multimedia Upgrade Kit), включающие в себя звуковые карты, приводы компакт-дисков, джойстики, микрофоны, акустические системы.

Для персональных компьютеров класса IВМ РС утвержден специальный стандарт МРС, определяющий минимальную конфигурацию аппаратных средств для воспроизведения мультимедиа-продуктов. Для оптических дисков CD-ROM разработан международный стандарт (ISО 9660).

Ключевые слова:

  • технология мультимедиа
  • мультимедийные продукты
  • дискретизация звука
  • звуковая карта
  • эффект движения

5.1.1. Понятие технологии мультимедиа

Работая со многими компьютерными программами, пользователь не только видит тексты и неподвижные изображения, но и слышит звуки, просматривает анимации и видеоролики. При этом, как правило, он имеет возможность работать в интерактивном (диалоговом) режиме, переходить от последовательного просмотра информации к произвольному её просмотру, в соответствии со своими целями и задачами. Такие возможности обеспечиваются технологией мультимедиа.

Термин «мультимедиа» дословно означает «многие среды» (multi - много, media - среда) и трактуется как объединение текста, звука, графики и видео в одном информационном объекте.

5.1.2. Области использования мультимедиа

Технология мультимедиа положена в основу создания всевозможных мультимедийных продуктов, характерными особенностями которых являются:

  • объединение в одном продукте текстовой, графической, аудио-, видеоинформации, анимаций;
  • наличие интерактивного (диалогового) режима работы;
  • возможность быстрого поиска информации;
  • широкие возможности навигации;
  • возможность работы в реальном времени, в замедленном или в ускоренном темпе;
  • дружественный пользовательский интерфейс.

Мультимедийные технологии широко применяются в образовании (электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и справочники, виртуальные лаборатории и т. д.), культуре и искусстве (компьютерные гиды, виртуальные экскурсии по музеям и историческим местам всего мира, цифровые коллекции произведений живописи и записей музыкальных произведений), науке (системы компьютерного моделирования), бизнесе (реклама и продажа товаров и услуг), компьютерных играх и других областях человеческой деятельности.

Рекомендуем вам посетить один из лучших виртуальных музеев мира - Государственный Эрмитаж (http://www.hermitagemuseum.org/). Вы сможете совершить виртуальные экскурсии по залам Эрмитажа, задержать внимание на заинтересовавших вас экспонатах, прочитать о них справочную информацию, а самые ценные даже рассмотреть в деталях. Обратите внимание на имеющиеся возможности поиска, позволяющие находить экспонат музея по его автору, названию, стилю, жанру, дате создания. Изображения, кроме того, можно искать по визуальным характеристикам - цветовой гамме («50 % жёлтого и 20 % голубого») или цветовой композиции («правый верхний угол тёмный, середина светлая»).

Графика, звук, видео и текст, объединённые в мультимедийном продукте, требуют больших объёмов памяти. Поэтому для хранения и распространения мультимедийных продуктов обычно используются оптические диски. При наличии хороших каналов связи (высокоскоростного доступа к сети Интернет) можно работать с мультимедийными продуктами, непосредственно размещёнными во Всемирной паутине.

Для работы с мультимедийными продуктами компьютер должен быть укомплектован аудиоколонками или наушниками, микрофоном, звуковой картой, устройством для чтения оптических дисков.

5.1.3. Звук и видео как составляющие мультимедиа

Звук - это колебания воздуха или любой другой среды, в которой он распространяется. Звук характеризуется амплитудой (силой) и частотой (количеством колебаний в секунду) 1 .

    1 Более подробно эти вопросы вы рассмотрите на уроках физики.

Звуковые сигналы являются непрерывными. С помощью микрофона звуковой сигнал превращается в непрерывный электрический сигнал. Чтобы обрабатывать звук на компьютере, его надо дискретизировать - превратить в дискретный сигнал, последовательность нулей и единиц (рис. 5.1).

Рис. 5.1.
Преобразование звука при вводе и выводе

Функцию преобразования звука из непрерывной формы в дискретную при записи и из дискретной в непрерывную при воспроизведении выполняет звуковая карта (аудиоадаптер).

Качество преобразования непрерывного звукового сигнала в дискретный сигнал зависит:

  1. от того, сколько раз в секунду будет измерен исходный сигнал (частота дискретизации);
  2. от количества бит, выделяемых для записи каждого результата измерений (разрядность дискретизации).

Чем больше разрядность и частота дискретизации, тем точнее представляется звук в цифровой форме и тем больше размер файла, хранящего такую информацию. Так, если измерять амплитуду звука 44 ООО раз в секунду и на запись каждого результата измерений отводить 16 битов (именно такие частота и разрешение нужны для высококачественной оцифровки звука), то для хранения 1 секунды звукозаписи потребуется приблизительно 86 Кб памяти.

Чтобы сформировать более полные представления о рассматриваемых вопросах, рекомендуем вам посмотреть анимации «Представление звука в компьютере» и «Аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразование», размещённые в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

Важной составляющей мультимедиа являются всевозможные движущиеся изображения. Возможность их представления в памяти и воспроизведения на экране компьютера связана с особенностями нашего восприятия зрительной информации. Для того чтобы создать у человека иллюзию движения, ему можно показывать быстро сменяющиеся картинки, на которых изображены последовательные фазы движения.

На этом основано действие кино- или видеокамеры, производящей снимки 16, 24 или 36 раз в секунду. Кадры записываются на кино-или видеоплёнку (рис. 5.2). Если затем запустить плёнку с той же скоростью через проектор (видеомагнитофон), возникнет иллюзия движения.

Рис. 5.2.
Структура видеообъекта (на примере киноплёнки)

Решение.

Для кодирования 256 цветов потребуется 8 битов = 1 байт. Следовательно, один кадр занимает 1 800 600 = 480 000 байтов. Чтобы смена кадров не была заметна, нужно проецировать на экран 16 кадров в секунду. Получается 480 000 16 = 7 680 000 байтов, что равно примерно 7,4 Мб для одной секунды показа. Чтобы показать одноминутный фильм, потребуется 7,4 60 = 444 Мб.

Ответ: 444 Мб.

На практике применяются специальные алгоритмы сжатия видеоинформации, позволяющие в десятки раз уменьшить её исходный объём.

Узнать подробнее о некоторых способах создания эффекта движения в компьютере вы сможете, посмотрев анимации «Эффект движения», «Покадровая анимация», «Анимация спрайтами», размещённые в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

Самое главное

Технология мультимедиа - это технология, обеспечивающая одновременную работу со звуком, видеороликами, анимациями, статическими изображениями и текстами в интерактивном (диалоговом) режиме.

Мультимедийные технологии широко применяются в образовании, культуре и искусстве, науке, бизнесе и других областях человеческой деятельности.

Графика, звук, видео и текст, объединённые в мультимедийном продукте, требуют больших объёмов памяти.

Вопросы и задания

  1. Что такое мультимедиа? Каковы основные составляющие мультимедиа?
  2. Где применяется технология мультимедиа?
  3. Каковы особенности мультимедийных продуктов? Опишите известный вам мультимедийный продукт.
  4. Опишите процессы преобразования звука при вводе в компьютер и при выводе.
  5. Каким образом создаётся эффект движения в компьютере?
  6. Вычислите, сколько байтов занимает на CD одна минута стереозаписи (частота дискретизации - 44 ООО, разрядность - 16 битов). Какова максимальная продолжительность стереозаписи на диске ёмкостью 700 Мб?
  7. Вычислите, какое количество информации содержит 1,5-часовой цветной фильм, если один его кадр содержит около мегабайта информации, а за 1 секунду сменяется 25 кадров.

2.2 Особенности мультимедиа

Мультимедиа технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений информатики. Они имеют целью создание продукта, содержащего "коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами, включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления".

Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа, которые активно используются в представлении информации:

· возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим "лупа") при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов;

· возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно-исследовательскими или познавательными целями;

· возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале "горячих слов", по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);

· возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;

· возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции "стоп-кадра", покадрового "пролистывания" видеозаписи;

· возможность подключения к глобальной сети Internet;

· возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией);

· возможность создания собственных "галерей" (выборок) из представляемой в продукте информации;

· возможность автоматического просмотра всего содержания продукта ("слайд-шоу") или создания анимированного и озвученного "путеводителя-гида" по продукту ("говорящей и показывающей инструкции пользователя"); включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;

· возможность "свободной" навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта.

Существует несколько понятий, связанных с мультимедиа и использованием соответствующих средств информатизации. В частности, при использовании средств мультимедиа существенно возрастает роль иллюстраций.

Иллюстрация также является многозначным термином. Существует два основных толкования этого термина.

Иллюстрация (иллюстрирование) - это:

· введение в текст поясняющей или дополняющей информации другого типа (изображения и звука),

· приведение примеров (возможно и без использования информации других типов) для наглядного и убедительного объяснения.

В мультимедиа-средствах иллюстрации могут быть представлены в виде примеров (в том числе и текстовых), двухмерных и трехмерных графических изображений (рисунков, фотографий, схем, графиков, диаграмм), звуковых фрагментов, анимации, видео фрагментов.

В настоящее время созданы мультимедийные энциклопедии по многим школьным дисциплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс.

Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: пользователь может индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях, устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.

Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, таких как:

· изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;

· видео, сложные видеоэффекты;

· анимации и анимационное имитирование.

Многие считают наиболее интересным использование средств мультимедиа для формального участия дилетанта в эффектной модернизации произведений искусства. Уже сегодня с помощью компьютера новичок может подправить в своём стиле картину классика эпохи Возрождения или музыку знаменитого автора, а также изменить сюжет в видеофильме известного режиссёра. Уже сегодня компьютер может спеть современную песенку голосом и в манере давно умершего певца. Естественно, что всё это называет немало споров среди специалистов, обывателей и медиаманов.

Весьма модное направление развития мультимедийных технологий - виртуальная реальность. Виртуальная реальность - это получение почти реальных ощущений человеком от нереального мира. Моделирование такого нереального мира неплохо выполняется с помощью современного компьютера. Компьютерные средства создают настолько полные зрительные, звуковые и иные ощущения, что пользователь забывает о реальном окружающем мире и с увлечением погружается в вымышленный мир. Особый эффект присутствия достигается возможностями свободного перемещения в виртуальной реальности, а также возможностями воздействия на эту реальность.

Простейший и наименее утомительный вход в виртуальную реальность осуществляется через экран компьютера, на котором эту реальность и можно наблюдать. При этом перемещения и воздействие на виртуальный мир осуществляется обычно с помощью мышки, джойстика и клавиатуры.

Более полное погружение в придуманный мир осуществляется с помощью специального и довольно дорогого шлема-дисплея, надеваемого на голову человека. Для достижения объёмности изображения два небольших экрана, расположенные внутри шлема, создают раздельные изображения для каждого глаза. При этом при показе изображения пользователю положение картинки меняется в соответствии с поворотом головы. К тому же шлем довольно хорошо изолирует человека от воздействия реального мира. В качестве недорогого варианта погружения в мультимедиа можно использовать очки с разными стёклами, обеспечивающими объёмное восприятие изображения. Например, объёмное монохромное изображение можно наблюдать с помощью очков, одно из стёкол которых красное, а другое - синее. Если при этом на экран выводятся две проекции изображения, одна красная, другая синяя, - то создаётся иллюзия объёмности. Однако такой способ не позволяет передать гамму цветов. Сегодня ведущие компьютерные фирмы тратят значительные усилия на создание компьютера с человеческим интерфейсом. Это подразумевает, что компьютер должен обладать всеми органами чувств человека, а также способностью воздействовать на все эти человеческие органы. Современные компьютерные системы во многих случаях неплохо анализируют и синтезируют изображения и звуки. Компьютерная мышь и другие устройства вполне можно считать имитацией осязания. Предполагается, что в ближайшие годы персональный компьютер научится работать с запахами и близкими к запахам по механизму восприятия вкусами. По техническим причинам буквально воссоздать человеческие органы обоняния с помощью искусственных средств сегодня невозможно.

Дизайн презентаций

Multimedia технология (multi - много, media - среда) позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук...

Информационная безопасность и развитие новейших мультимедиа

Мультимедиа - интерактивная система, обеспечивающая одновременное представление различных медиа - звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Например, в одном объекте-контейнере (англ. container) может содержаться текстовая, аудиальная...

Коммуникативные характеристики интернета

Мультимедиа - воссоздание в едином программно-техническом комплексе различных физических сред, с помощью которых человек общается с окружающим миром: звук, текст, статическая и динамическая графика, мультипликация (анимация) и видео...

Мультимедиа и ее составляющие

Понятие мультимедиа охватывает целый ряд компьютерных технологий, связанных с аудио, видео и способами их хранения. В самых общих чертах - это возможность объединить изображение, звук и данные. В основном...

Мультимедиа-технологии

На данный момент тенденция в области приложений мультимедиа связана не только с областью автоматизации, но и с улучшением условий для пользователя, повышением комфортности в его работе...

Мультимедиа-технологии

мультимедиа обучение информационный Мультимедиа - представляет собой интерактивную технологию. Данная технология обеспечивает работу как с неподвижными изображениями и текстом, так и с анимационной компьютерной графикой, речью...

Разработка электронного учебника "Криминалистика"

1. Осмотр места происшествия - видео. Была найдена кассета для видеоплеера, т.е. не цифровая. Нужно было эту кассету оцифровать с помощью ПК. А далее нужно было вырезать нужный отрезок из получившегося файла-видео...

Современные технологии для персональных компьютеров

Многие современные персональные компьютеры теперь поддерживают звук и считывают информацию с компакт-дисков, а используемые в них быстродействующие чипы позволяют стремительно перемещаться по программе...

Средства мультимедиа, их назначение и применение

Мультимедиа (multimedia-многосредовость) -- это интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком...

Взаимодействия с ней. Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD - compact disk). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.

Мультимедиа может быть представлена в виде основных составляющих:

Текст Аудио Изображения
Анимация Видео Интерактивность

Мультимедиа может быть грубо классифицирована как линейная и нелинейная . Аналогом линейного способа представления может являться кино . Человек , просматривающий данный документ никаким образом не может повлиять на его вывод. Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации , взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».

В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации , можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то при этом способе донесения информации просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный(интерактивный) способ подачи информации…

Возможности

Мультимедийные презентации могут быть проведены человеком на сцене , показаны через проектор или же на другом локальном устройстве воспроизведения. Широковещательная трансляция презентации может быть как «живой», так и предварительно записанной. Широковещательная трансляция или запись могут быть основаны на аналоговых или же электронных технологиях хранения и передачи информации. Стоит отметить, что мультимедиа в онлайне может быть либо скачана на компьютер пользователя и воспроизведена каким-либо образом, либо воспроизведена напрямую из интернета при помощи технологий потоковой передачи данных. Мультимедиа, воспроизводимая при помощи технологий потоковой передачи данных может быть как «живая», так и предоставляемая по требованию.

Мультимедийные игры - такие игры, в которых игрок взаимодействует с виртуальной средой, построенной компьютером . Состояние виртуальной среды передается игроку при помощи различных способов передачи информации (аудиальный, визуальный, тактильный). В настоящее время все игры на компьютере или игровой приставке относятся к мультимедийным играм. Стоит отметить, что в такой тип игр можно играть как в одиночу на локальном компьютере или приставке, так и с другими игроками через локальную или глобальную сети.

Различные форматы мультимедиа данных возможно использовать для упрощения восприятия информации потребителем. Например, предоставить информацию не только в текстовом виде, но и проиллюстрировать ее аудиоданными или видеоклипом. Таким же образом современное искусство может представить повседневные, обыденные вещи в новом виде.

Лазерное шоу - «живое» мультимедиа представление

Различные формы предоставления информации делают возможным интерактивное взаимодействие потребителя с информацией. Онлайн мультимедиа все в большей степени становится объектно-ориентированной, позволяя потребителю работать над информацией, не обладая специфическими знаниями. Например, для того, чтобы выложить видео на YouTube или Яндекс.Видео , пользователю не требуется знаний по редактированию видео, кодированию и сжатию информации, знаний по устройству web-серверов. Пользователь просто выбирает локальный файл и тысячи других пользователей видеосервиса имеют возможность просмотреть новый видеоролик.

Терминология

Различные трактовки термина «мультимедиа» -

Мультимедиа в образовании

Сайт о применении мультимедиа технологий в системе образования -


Wikimedia Foundation . 2010 .

Книги

  • Управление эмоциями. Тренинг (DVD) , Вагин Игорь Олегович , Общее время звучания: 55 мин. Формат: 1 DVD, мультимедийный продукт Серия: Мультимедийный тренинг Читает: Вагин И. Носитель: 1 DVD Игорь Олегович Вагин - президент Международного тренингового… Категория: Психология. Бизнес Серия: Мультимедийный тренинг Издатель:

Правовые аспекты создания и использования мультимедиа

1. Особенности мультимедийных продуктов

Остановимся лишь на некоторых, связанных с созданием и использованием мультимедиа правовых аспектах, без знания которых осмысление феномена мультимедиа было бы неполным.

Особенности мультимедийных продуктов (МП), их природы, создания и распространения с правовой точки зрения достаточно специфичны.

Мультимедиа - это и компьютерная программа, и ресурс, выполненный с использованием одной или нескольких программ, и новая форма художественного выражения, дающая возможность передавать содержание при помощи различных средств информации, доступных для восприятия разными органами человеческих чувств, да еще и путем интерактивного взамодействия с аудиторией. Такая форма при изобилии возможностей создает определенные трудности с правовой точки зрения. К какой категории произведения отнести мультимедийный продукт?

Изменение мультимедиа меняет и его определение, его суть. Определение и само явление к концу XX века не адекватны тем, которые мы имеем сейчас, в начале нового тысячелетия, они будут другими уже через год, два и т. д. К тому же продукт мульгимедиа стремительно меняется вместе с технологическими изменениями, меняется «в ритме Интернета».

Как зафиксировать эти перемены в законодательных документах, не подверженных столь быстрым переменам, и как быть в ситуации, когда ни в одном из ныне действующих законодательных актов нет слова «мультимедиа»?

Но коль скоро явление существует, оно нуждается в правовой защите.

В соответствии со ст. 6. Закона РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» «авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения».

Произведение должно существовать в любой объективной форме: в устной или письменной, в форме звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. д.); в виде изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр) или любой другой форме.

Поэтому представляется очевидным, что существующие в объективной форме мультимедийные произведения охраняются авторским правом.

Закон содержит примерный перечень охраняемых произведений, для того чтобы информировать заинтересованных лиц о том, какие объекты могут получать авторско-правовую охрану. Открытый характер перечня означает, что творческие произведения, созданные в любой иной, не указанной в законе форме, также могут получить авторско-правовую охрану.

Соответственно мультимедийные произведения (далее МП) или их отдельные элементы обладают признаками охраняемых авторским правом произведений — литературных, музыкальных, фотографических, аудиовизуальных и других. Однако однозначно приравнять мультимедийные произведения к любом

у из названных в законе видов было бы ошибкой.

Математически точно сказать, к какой категории произведений относится мультимедиа, так же сложно, как ответить на вопрос: плод труда архитектора -произведение искусства или науки?

Нельзя рассматривать мультимедийные произведения как частный случай аудиовизуальных произведений, в первую очередь потому, что аудиовизуальные произведения определены в Законе как «произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенных для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим средствам (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации».

Особую проблему создает интерактивная природа мультимедийных произведений.

Ряд компьютерных программ, включая игры, предлагают пользователю создавать объекты, обладающие признаками охраняемых произведений. Юрист М. А. Федотов приводит пример игры «Mon theatre magique», где пользователь на базе изображений людей и животных создает анимационный фильм, причем этот фильм включается в экземпляр исходного произведения.

В авторском праве в основе определения разных категорий лежит главным образом исторически сложившаяся последовательность предоставления правовой охраны различным видам творческой деятельности. Невозможно мерить одной меркой все результаты интеллектуального творчества.

Мультимедийное произведение не вписывается ни в одну из традиционно признаваемых авторским правом категорий. Мультимедийный продукт создается с помощью ЭВМ и обычно в структуре своей содержит компьютерную программу, но сам он программой не является. Не является он и базой данных в авторско-правовом смысле, хотя в компьютерном смысле, конечно, он есть и база данных (или библиотека данных; кстати, здесь слово «библиотека» тоже не тождественно традиционному понятию «библиотека», но так уж получилось, что оно вошло в обиход).

МП не является и компиляцией в чистом виде, хотя, конечно же, оно включает и музыку, и литературный текст ранее существовавших произведений. Это и не разновидность аудиовизуального произведения — это совсем не то же самое, что «серия связанных между собой изображений и сопровождающих их звуков». Это и не литература, и не музыка.

Как правило, МП плод труда нескольких человек. А. Милле приводит в качестве примера титры видеоигры MYST (CYAN), которая занимает первое место по объему продаж именно игр. В числе ее создателей -2 графика, 6 творческих работников, сотрудничающих с ними, по графике и анимации -2 специалиста, по звуку — 1, по звуковой дорожке — 1,2 продюсера, 3 человека, которые занимаются программированием, 1 - монтажом изображения, 1 — монтажом звука и 1 звукорежиссер. В титрах выражена признательность еще 30 специалистам. Если МП является вторичным произведением, созданным на базе ранее существовавшей версии (например видеоигра по мотивам известной сказки), то при этом предыдущая версия должна использоваться с разрешения правообладателя.

Создаваемые виртуальные образы известных лиц (это своего рода товар, на который есть спрос), например М. Джексона, Ф. Киркорова, ставят вопрос о праве этих лиц на собственно) изображение и защите их чести, достоинства и иных неимущественных прав.

Следует ли закрепить в законе МП как самостоятельную категорию «произведения»? Юристы пока полагают, что оснований нет, не доказаны отличительные черты такой степени уникальности, чтобы к ним требовался специальный подход. Присвоение же «категории» выполняет сугубо утилитарную роль и ставит своей задачей утверждение данной нормы, затрагивающей только произведения, относящиеся к данной категории.

Многоликая природа мультимедиа создает еще одну сложность наряду с неуловимой природой и динамичным характером ее изменения. Как определить долю вклада каждого из создателей единого мультимедийного произведения, в котором переплетена и как бы сливается воедино работа режиссера мультимедиа, авторов, артистов-исполнителей, продюсеров и импресарио, звукорежиссеров и операторов и т. д.

На начальном этапе развития Интернета ряд специалистов, придерживался той точки зрения, что невозможно распространить действующие нормы на правоотношения, возникающие в цифровых сетях. Появление новых произведений для киберпространства, специально создаваемых для Интернета и использующих различные виды информации в синкретичном виде, появление цифровых форматов, стирающих границы между носителями информации, потребовали уточнения правового режима этих объектов, а также формирования

современной технологии защиты этих объектов (в плане их создания, распространения и использования). Появилась потребность в нормативных актах, защищающих права как пользователей, так и создателей мультимедийных продуктов.

Как следствие этого, на международном и национальном уровнях началась подготовка законопроектов, посвященных регулированию правоотношений в сетевом пространстве, прежде всего защите авторского права.

На сегодняшний день существует несколько направлений, по которым ведется работа в области совершенствования норм авторского права и смежных прав на международном уровне:

соглашение TRIPS («Договор о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности»), входящее в пакет Всемирной торговой организации (ВТО);

Договоры Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) об авторском праве (ДАЛ) и Договор об исполнителях и фонограммах (ДАФ);

Директивы Европейского сообщества (Директива ЕС 1991 г. об охране компьютерных программ, которые должны охраняться так же, как и произведения; Директива ЕС 1992 г., признающая право на прокат, чего не было в Бернской конвенции; Директива ЕС о смежных правах; Директива ЕС о сроках охраны авторского права).

Законодательство Российской Федерации об авторском праве с учетом международных норм (в частности, Бернской конвенции об охране литературных, и художественных произведений, Римской конвенции по охране профессиональных артистов-исполнителей), утвержденных Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), предусматривает, что право на использование произведения включает такие правом» чия, как: право на воспроизведение, право на распространен» произведения и право на сообщение о произведении по кабелю Стоит вопрос о соотношении данных правомочий с формами использования произведения, реально существующими в Интернете.

Например, начальник административно-правового регулирования РОМС А. Л. Хромов приводит убедительные доводы в пользу того, что право на распространение в российском законодательстве требует уточнения ряда позиций.

Под правом автора на распространение всегда понимали» только продажа, сдача в прокат или другое отчуждение конкретного экземпляра произведения или фонограммы (т. е. материального носителя), что по известным причинам не может быть применено к использованию объектов авторского права и смежных прав в электронных сетях.

Под правом на воспроизведение в соответствии со ст. 4 Закона об авторском праве понимается изготовление одного или более экземпляров произведения, а также запись в память ЭВМ. Следовательно, можно однозначно сказать, что преобразование произведения в цифровую форму (так называемая оцифровка), без чего невозможно использование произведения в Интернете, является воспроизведением.

Вместе с тем при использовании произведения непосредственно на сайте, где произведение становится доступным неограниченному количеству посетителей данного сайта, произведение уже находится в памяти компьютера, который осуществляет предоставление доступа к произведению другим лицам.

Владелец компьютера при этом больше не создает дополнительных экземпляров произведения. Загрузка на компьютер посетителя страницы копий произведений или фонограмм не является нарушением авторского права, поскольку в соответствии со ст. 18 Закона об авторском праве такая загрузка допускается без согласия автора и без выплаты ему гонорара. Фактически в этом случае пользователь сам изготавливает и записывает в память своего компьютера исключительно в личных целях экземпляр произведения.

Единственным оставшимся вариантом ответа на вопрос относительно вида рассматриваемого полномочия является сообщение для всеобщего сведения по кабелю. Это нашло подтверждение в договорах ВОИС.

В Договоре ВОИС по авторскому праву 1996 г. (ДАН) (ст. 1, 6-8) выделяются право на воспроизведение, право на распространение, право на прокат и право на сообщение для всеобщего сведения. Причем во всех случаях употребляются достаточно «широкие» формулировки, что позволяет учитывать не только используемые в настоящее время технические возможности, но и те, которые могут появиться в будущем.

Договором ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. (ДИФ), несмотря на «широкую» формулировку соответствующих правомочий, специально оговариваются (статьи 10 и 14 ДИФ) исключительные права исполнителей, производителей фонограмм в отношении соответствующих охраняемых объектов -- «разрешать доведение до всеобщего сведения: по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору». Специальная оговорка сделана также в пункте 4 статьи 15 ДИФ.

Данный подход положил начало новому исключительному имущественному праву - - праву на «доведение до всеобщего сведения», не включенному пока в российском законодательстве в перечень авторских и смежных прав.

В проекте, подготовленном Межведомственной рабочей группой Роспатента, и в проекте, внесенном депутатом В. Я. Комиссаровым в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, учтена необходимость предоставления авторам, исполнителям, производителям фонограмм, телерадиовещательным организациям этого нового правомочия — права на доведение до всеобщего сведения, тем самым обозначены «права осуществлять, разрешать или запрещать сообщение произведений, исполнений, фонограмм, теле- и радиопередач таким образом, что они становятся доступными представителям публики из любого места в любое время по их выбору (в интерактивном режиме)». Фактически введено новое, так называемое «зонтичное право», которое представляет собой «право на доведение до всеобщего сведения» и входит составной частью в «право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю».

При распространении произведения с помощью Интернета существуют и другие специфические сложности защиты авторских прав. Во-первых, российский закон относится к произведениям, размещаемым на территории России, а в Интернет информация может попасть с компьютера, который физически расположен в любой стране мира, зарегистрирован также в любой стране и доступен с любого имеющего интернет-подключение компьютеpa. Во-вторых, автор (исполнитель) может не быть осведомлен о нарушении своих прав.

Согласно исследованию, проведенному социологическим отделением Yahoo с сентября 1998 по 1999 г., в Интернете появилось 236 страниц, на которых размещены репродукции картин современного британского художника Николаса Ли (Nick Lee). I При этом сам господин Ли и не подозревал о том, что его работы используются без указания авторства. Данный пример, к сожалению, далеко не исключение.

Не менее сложной и столь же спорной является проблема копирования произведений.

Закон «Об авторском праве в цифровом тысячелетии», принятый в США в 1998 г., ограничивает возможности потребителей электронных продуктов по пользованию ими. Это проявилось, в частности, в запрете на копирование и отправление по почте купленных электронных книг. Известен печальный факт ареста 6 июля 2001 г. Дмитрия Склярова сотрудниками ФБР в Лас-Вегасе. Будучи автором программы, которая позволяет обходить механизмы защиты американской компании Adobe, содержащиеся в ее программе Book Reader, и читать книги в цифровом формате, 27-летний программист предоставил возможность пользователям, законно купившим электронные книги, читать их на любом компьютере. «Я думал, что это законно. Я и сейчас считаю, что это абсолютно законно», — говорит в свою защиту Д. Скляров. В результате он несколько месяцев провел в американской тюрьме. Хотя позднее решением суда присяжных в Сан-Хосе (штат Калифорния) компания Elcomsoft и программист Дмитрий Скляров признаны невиновными в нарушении закона об авторских правах, ситуация заставляет задуматься как над вопросами юридической чистоты в использовании произведений в современных условиях, так и над пробелами применения законов в юридической практике.

Казалось бы, создание электронных библиотек не нарушает ничьих прав. Известно, что действующий Закон об авторском праве дает определенные льготы в отношении использования произведений библиотекам. В частности, в соответствии со ст. 20 Закона, библиотека имеет право без разрешения автора и без выплаты ему гонорара осуществлять репрографическое воспроизведение, т. е. репродуцирование, под которым понимается воспроизведение путем фотокопирования или с помощью других технических средств - иных, чем издание. Однако данная норма отнюдь не позволяет библиотекам ни оцифровывать (воспроизводить) произведение, ни размещать его на сайте. Эта проблема требует согласования ряда вопросов юридического характера, стыковки законодательных материалов, с одной стороны, предусматривающих право на доступ к информации, с другой - ограничивающих его в рамках иных нормативно-правовых документов.

Большинство отношений в Интернете регулируется теми же нормами, что и в оффлайне. Но, разумеется, есть и некоторые отличия, обусловленные спецификой глобальной Сети.

Объектами правового регулирования в Интернете являются прежде всего общественные отношения, касающиеся прав авторов, патентных прав, прав на товарные знаки, знаки обслуживания и места происхождения товаров. Отдельно, наверное, стоит выделить такой не используемый в оффлайне объект, как доменное имя.

Web-сайт имеет двойственную природу. С одной стороны, это результат творческой деятельности, а с другой — информационный ресурс (согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации). Как результат творческой деятельности, он подлежит правовой охране. Обычно Web-сайт состоит из нескольких модулей, созданных разными людьми (или даже разными организациями). Соответственно, на каждый элемент Web-сайта, будь то программа, база данных, аудио- или видеопроизведение, текст и т. д., распространяется авторство лица, его создавшего.

Несмотря на то что Web-сайт напрямую не включен в перечень в ст. 7 Закона «Об авторском праве и смежных правах», признание сайтов объектами авторского права является правомерным. Если разработчики элементов Web-ресурса напрямую участвовали в создании последнего, сайт признается созданным в соавторстве, и авторские права на окончательный продукт в этом случае принадлежат в равной мере всем соавторам.

Возможны и варианты, когда разработчик одного из элементов интернет-ресурса не является соавтором сайта, тогда ему принадлежат только права на созданный им элемент (такое может быть, например, при заключении договора авторского заказа).

Сайт обладает признаками сборника (составного произведения), значит, в соответствии со ст. 7 и 11 Закона «Об авторском праве и смежных правах», «автору (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположи материалов, представляющие результат творческого труда (составительство). Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение».

Нередки в онлайне и случаи использования ранее созданных произведений. Практика показывает, что в большинстве случаев произведения эти используются незаконно.

Особенно явно это видно на примере музыкальных файлов. Для правомерного их использования необходимо либо получить разрешение непосредственно от автора (в случае если он является правообладателем), либо выплатить вознаграждение одной из организаций, управляющих правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе. Нередко владельцы сайтов «забывают» об этом. Музыкальные файлы являются одновременно объектом авторских прав (авторов музыки и текста) и смежных прав (исполнителей, производителей фонограмм).

Следующая проблема, встречающаяся в Интернете, проблема сходства товарных знаков, фирменных наименований и доменных имен. Суть ее состоит в следующем: товарный знак выдается отдельному классу товаров и услуг по международной классификации товаров и услуг (МКТУ), товарных знаков со схожим написанием может быть несколько, каждый в отношении своего класса товаров, а доменное имя в конкретной географической зоне, зоне конечного пользователя, может быть только одно.

Если основной аудиторией ресурса должны стать именно географическая зона является наиболее подходящим вариантом для доменного имени. Таким образом, не редкой является ситуация, когда на одно доменное имя претендуют несколько организаций со схожими товарными знаками и/или фирменными наименованиями.

Известны и случаи, когда недобросовестные лица регистрируют на себя доменные имена, соответствующие известным товарным знакам, и тем или иным способом пытаются извлечь из этого прибыль. Такие лица именуются киберсквотерами. Российская судебная практика по этому вопросу пока очень противоречива. В ходе одного только разбирательства дела www.kodak.ru было вынесено более 15 различных судебных решений, однако в конце концов победа осталась за «Кодаком».

В новой редакции Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» появилась следующая формулировка: «Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован в Интернете, в частности, в доменном имени и при других способах адресации».

Сравнивая правовые отношения, существующие в традиционных сферах и в киберпространстве, специалисты отмечают ряд сходных черт: вандализм, «пиратство» в отношении интеллектуальной собственности (нарушение прав на результаты интеллектуальной деятельности), уклонение от выплаты авторского вознаграждения и др.

Но вместе с тем появляются существенные отличия, порожденные новыми коммуникационными технологиями: «домашность» деликта (правонарушения), совершаемого в мягких тапочках перед экраном домашнего компьютера, что создает обманчивое ощущение «невинной шутки»; «невидимость» правонарушения в виртуальном мире, размытость границ между произведением и интерпретацией ранее заложенных данных; отсутствие мониторинга правового порядка в киберпространстве и др.

4. Правовые нормы в информационной деятельности.

Нормы, регулирующие информационную деятельность и отношения по поводу информационных технологий в РФ, содержатся в ряде нормативных актов: Конституции РФ 1993 г., Законах Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1; «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 г. № 3523-1; «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1; Федеральных законах «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ; «О связи» от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ; «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ; «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» от 1 декабря 1995 г. № 191-ФЗ; «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ; «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ; Указе Президента РФ № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г. и др.

Формирующаяся система законодательно-правовых актов в сфере информатизации существенным образом отстает от быстро развивающихся средств, форм и информационных технологий производства, поиска и доставки информационных продуктов и услуг. Производители и потребители информационных телекоммуникационных продуктов и услуг ждут ответа на ряд вопросов. Как обеспечить сохранность хотя бы наиболее ценной части телекоммуникационных ресурсов для будущих поколений? Как обеспечить защиту информации от несанкционированного доступа? Как приравнять телекоммуникационные ресурсы к объектам имущественного права? Как защитить права пользователей библиотек в компьютерных сетях? Для регулирования телекоммуникационного рынка в России нужна правовая база.

5. Способы защиты произведений.

Появление новых технологий, стремительный рост популярности сети Интернет и связанных с ней коммерческих проектов, развитие электронных платежных систем и систем, обслуживающих финансово-кредитные отношения отдельных граждан и фирм с банковскими учреждениями, и т. д. послужили толчком для формирования нового поколения технологий защиты информации в сетях.

Причем, если вплоть до начала 1990-х гг. основными задачами технологий защиты в Интернете были охрана ресурсов преимущественно от хакерских атак, защита коммерческой информации и информационной безопасности в целом, то сегодня актуальными становятся задачи защиты интеллектуального творчества, авторского права.

Новые технологии не только создали множество проблем для владельцев прав, но и подсказали способы их решения. Одним из таких путей является создание технологических средств защиты, например кодирование, вторым — применение цифровых идентификационных номеров.

Международные организации предлагают такую интересную систему, как цифровые «водяные знаки», которые позволяют защитить произведение: с их помощью можно отслеживать его распространение по Сети, подсчитать количество использований и определить пользователей. Это информация о правах на произведение, которая включена в электронное изображение или аудиофайл таким образом, что она не видна при просмотре и не слышна при прослушивании, но с помощью специального программного обеспечения может быть обнаружена и использована для доказательства авторских прав в суде. В дополнение к этому существует система регистрации электронных изображений и аудиофайлов, которая также может рассматриваться в качестве доказательства авторства.

Пример использования «водяных знаков» в форме стилизованной полупрозрачной буквы «С» можно найти на сервере компании Corel (http://www.corel.com). Аналогичный способ защиты своих экспозиций знаком «Э» применяет Эрмитаж (http://www.hermitage.ru), но выборочно. Например, в «зале французской живописи» можно самостоятельно получить копии с качеством, достаточным для воспроизведения на экране.

Кроме того, некоторые держатели больших баз данных с мультимедиа-информацией, распространяемой через Интернет, используют механизм «отпечатков пальцев», т. е. регистрируют тех, кто скачивает на свой компьютер электронные изображения или аудиофайлы. Комплекс этих мер позволяет доказать авторство; электронной копии произведения, распространяемого через Интернет. Такой технологией пользуется, например, сеть культурного наследия Шотландии SCRAN.

В качестве еще одного примера приведем проект WEDELMUSIC, в котором решаются многие проблемы, возникающие при распространении мультимедиа-информации через Интернет, а также сочетаются различные виды защиты музыкального наследия в электронном виде.

Многие международные организации (в основном специализированные общества по защите прав при участии крупных компаний по распространению фонограмм) пытаются объединиться и создать системы, позволяющие обеспечить сбалансированную защиту прав как обладателей авторского права, так и потребителей, и ускорить их реализацию. Такие действия направлены на получение дополнительных доходов для правообладателей, а также на облегчение использования охраняемых авторским правом объектов любыми контент-провайдерами или продюсерами. В этом плане зарекомендовала себя программа «Верди», в осуществлении которой объединились страны Европы. Она позволяет добиться скорейшего получения любым продюсером разрешения на использование любых категорий произведений в Интернете или на создание продуктов мультимедиа, чтобы быстро и недорого оплатить все права «в одном месте». Кроме того, эта система предполагает получение самих произведений в цифровой форме через тот же Интернете.

Приведенный материал позволяет убедиться в том, что правовые вопросы мультимедиа эволюционируют под влиянием развития общецивилизационных процессов глобализации, интернетизации и медиатизации общества, развиваются законодательные системы, необходимые для защищенности тех, кто работает в мире интеллектуального творчества в качестве автора или просто пользователя мультимедиа.