Художественный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…. Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья» - Сочинение Эти бедные селенья тютчев жанр

Федор Иванович Тютчев не только ощущал окружающее пространство и понимал его, жил как поэт, но на такое звание никогда не претендовал. Он был скромным писателем и никогда не рвался в ряды известных людей. Свое занятие, связанное с написанием стихотворением, Тютчев называл «бумагомаранием». Он не стремился печататься во всемирно известных печатных изданиях, не желал знать оценку своим произведениям и, даже не собирал свои стихи. Они излагались в различных письмах и черновиках, которые автор время от времени отправлял своим знакомым, стихотворения можно было найти среди ценных бумаг или в забытых книгах.

Особенности творчества Ф.И. Тютчева

Лирика Тютчева относится к философскому направлению. В то время в русской поэзии данное направление было весьма развито. Многие поэты писали философские стихотворения, излагая на бумаге свое мировоззрение и привязывая тот или иной текст к определенному событию, максимально качественно раскрывая образы лирических героев. Федор Иванович в этом непохож на своих современников.

Созданные автором произведения олицетворяли человеческую сущность, у которой присутствовали неиссякаемые вопросы перед лицом всего мира, здесь были сравнения с натуральной природой и ее особенностями. Лирику, создаваемую Тютчевым, можно смело отнести к лирике природы, а не описанию особенностей натуральных ландшафтов и образов. Каждая описываемая ситуация или тематика переносит читателя не к определенной лирической картине, а показывает весь мир, имеющий свои исключительные особенности.

Фёдор Иванович всегда имел особенное смирение, которое только усиливалось под действием жизненного опыта. Именно это олицетворяло его эстетическое освоение и осмысление вещей, происходящих в мире. Такие особенности всё больше убеждали автора в том, что без определенной веры во что-либо человек не сможет существовать в настоящем мире. Поэт всецело осознавал насколько несовершенно, противоречиво и слабо, а порой даже губительно проявление собственного «я» у каждой человеческой личности. Он открыто заявлял, что у каждого человека присутствует свое собственно самовозвеличивание.

Произведения Фёдора Ивановича Тютчева имели гражданско-философское направление. Взгляды, раскрываемые в произведениях, напоминали о мыслях славянофилов и духовном стремлении к постижению истины. Следует отметить, что в преодолении жизненных проблем автору никто не помогал, ему приходилось со всем справляться самостоятельно – в одиночку. Поэту необходимо было сделать определенный подвиг для себя, и он его сделал, совершил все максимально качественно.

Тютчев был отдалён от России еще в самом раннем молодом возрасте. Его отправили на работу в Германию, а именно город Мюнхен по достижению восемнадцатилетнего возраста. Здесь он был предоставлен только себе и все возникающие время от времени проблемы решал самостоятельно. Федор сам переживал процесс внутреннего развития, который длился с самой юности до зрелого возраста. Вернулся на свою родину автор только тогда, когда ему пошёл пятый десяток. Жизнь за границей продлилась более 22 лет и оказала огромное влияние на формирование его личности.

Автор никогда не терял связь с Россией, верил в ее лучшее будущее, и был убежден, что верховное историческое призвание поможет справиться со многими проблемами. Родина владела поэтом с особенной могущественностью, упорством, безраздельностью. Свои взгляды Фёдор Иванович не скрывал и не изменял им. Наоборот, те взгляды, которых придерживался поэт, придавали ему особую силу и мощь.

Россия – это самый высокий интерес жизненного пути Фёдора Ивановича Тютчева.

Анализ произведения «Эти бедные селенья…»


Поэтом было создано большое количество произведений. Одни описывали особенности природы, совмещенные с жизнедеятельностью человека, другие рассказывали о любви. Были и стихотворения, рассказывающие про особенности родины автора. Ярким примером является шедевр, получивший название «Эти бедные селенья…». Данное творение – своеобразное откровение автора, который обладал определенными пророческими чертами.

Федор Иванович Тютчев сострадал своему народу и в этом он не был одинок. Многие современники той эпохи также писали в данном направлении, частично осуждая русского человека и стараясь направить его на истинный путь. Автор излагал мысли благочестиво, они были наполнены особенным и осторожным любовным отношением к родине. Он старался раскрыть особенности всей России, давая читателю возможность заглянуть в её самые отдалённые уголки.

Следует отметить, что в произведении «Эти бедные селенья…» отслеживается особенное противопоставление, где присутствует как гордыня, так и исключительное смирение. Зачастую такие особенности можно понять лишь на религиозном уровне. Гордыня представляет собой определенный источник всего зла в мире, она приводит к непоправимым последствиям. В данном случае основой для спасения является именно смирение, без которого обойтись невозможно, смирение со всей окружающей обстановкой и жизненными проблемами. Если посмотреть на два этих понятия с христианской точки зрения, то гордыня способна просто-напросто застелить взор, а смирение откроет человеку истинное зрение, позволит трезво взглянуть на происходящую ситуацию.

Основная мысль шедевра

В строках Стихотворения «Эти бедные селенья…» отслеживается максимально сконцентрированное понятие мудрости. Автор показывает, что именно за скудностью скрывается само смирение, способное осветить собой покорность воле Бога, а также проявить терпение.

Автор не дает прямых высказываний, а постепенно приводит читателя к мысли, раскрывающей понятие Святой Руси. В стихотворении присутствует религиозный подтекст и особенное звучание с философскими нотами. Многие современники той эпохи отмечали, что произведение Федора Ивановича Тютчева «Эти бедные селенья…» является самым сильным, обладает максимально раскрытыми лирическими ощущениями и равных данному творению нет и не будет. Были и противники такого высказывания. Они утверждали, что не стоит сравнивать пейзажность русской природы с обездоленностью и скудностью русской земли. Такие эстетические мерки, некоторых критиков, указывали на то, что у автора в момент написания было неспокойно на душе.

Стихотворение «Эти бедные селенья…» поражает читателя своей исключительной контрастностью. Здесь максимально четко описана неприглядность как внешнего, так и внутреннего величия духовного состояния человека. В строках отслеживается факт, что при написании произведения у автора присутствовало чувство тоски. Тютчев постоянно видел скудность, бедность русского народа, именно поэтому он старался перенести данные ощущения на природу. Тоскливая грусть максимально точно передает впечатления заброшенности и постоянного одиночества. Эти особенные ощущения вызывают заброшенные людьми избы и заросшие тропы, которые теряются на полях и давно никем не используются. Несмотря на всю грусть, именно эти особенности позволяют точно раскрыть долгосмиренность и терпение, присутствующее русскому человеку.

Федор Иванович Тютчев создавал по-настоящему изысканные творения, которые способны вызвать у человека и помочь осознать самые заветные мысли о родине. Читатель понимает о его высоком призвании, а также обязанности в верном служении. Именно такие шедевры прочно входят в осознание культуры всего народа.

В настоящее время многие поэты современности, а также писатели цитируют строки из шедевра «Эти бедные селенья..», их используют и исторические деятели, и священники, и политики. Произведение будто представляет собой лакмусовую бумажку, максимально качественно высвечивающую особенности душевного состояния русского народа. Строки направлены создавать достойное духовное устремление, а также поддерживать религиозные искания. Главная мысль произведения – это донесение до человека познания его жизненного пути. Духовность - вот главное достояние России.

1855 год, год написания Тютчевым стихотворения «Эти бедные селенья…», был для России временем прихода к власти Александра II. Смена царя всегда сопровождалась ростом надежды на улучшения в общественной и государственной жизни. Тяжелое царствование Николая I, ненавидевшего и всячески пресекавшего свободу, закончилось. Вместе с этим в душе русских людей опять начали подниматься вопросы, которые при прошлом царе могли привести на виселицу или в Сибирь: вопросы о свободе и равенстве.

Анализируемое стихотворение относится к так называемой политической лирике Тютчева. Поэт долгое время состоял на госслужбе, поэтому, высказываясь на любую политическую тему, он должен был быть особенно осторожен. Ведь отступничество, а именно так и рассматривалось вольнодумие, каралось весьма сурово.

Основная тема стихотворения – закабаленность русского человека. Здесь речь идет о крепостном праве. Надо отметить, что Тютчев долгое время работал послом в Европе, где рабство и любое подобие крепостного права исчезло много веков назад. Поэтому, видя попрание человеческих законов в родной стране, поэт не мог оставаться равнодушным.

Прием, на котором строится все стихотворение, – иносказание. Используя «эзопов язык», Тютчев раскрывает свой взгляд на судьбу России и ее народа.

В первой же строфе мы встречаемся лицом к лицу с российской деревней, такой, какой ее видит поэт:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Сразу же вводится и основная тема: говорится о повальной бедности и долготерпении простого русского народа. Но лирический герой стихотворения вовсе не ненавидит свою родную сторону за это униженное состояние. Напротив, он любит ее всем сердцем, и оттого его боль при виде страданий России становится нестерпимой.

В судьбе русского народа герой видит что-то святое и величественное. Смирение людей перед своей рабской участью кажется ему христианским. Гордыня, не свойственная русскому человеку, - это удел других народов:

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Вообще, христианский мотив звучит в произведении довольно четко. Всем хорошо известно, что Иисус не принадлежал к высшим социальным слоям, а был простым плотником, бедным человеком. Провозгласив равенство между людьми, сын Божий и не представлял, что в некоторых странах рабство, самая страшная форма унижения людей, продержится еще целых восемнадцать с половиной веков после распятия.

У Тютчева образ Христа и образ русского крестьянина сближаются до почти полного их слияния. Это позволяет поэту сравнить страдания русского крепостного с крестом, который Иисус нес на Голгофу. А также предположить, что «царь небесный» мог явиться на землю в образе раба, крепостного:

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

В последней строчке звучит и вовсе по тем временам крамольная мысль: земля русская благословлена ее крепостными. Они есть цари истинные, небесные, а не преходящие, земные.

Это стихотворение написано четырехстопным хореем. Рифма перекрестная, преимущественно женская.

В произведении использованы художественные средства, присущие «эзопову языку»: иносказания («в рабском виде царь небесный»), перифразы («царь небесный», «крестная ноша»), метафоры и эпитеты («край долготерпенья», «взор иноплеменный», «наготе смиренной»).

Таким образом, данное стихотворение раскрывает поэта Тютчева как художника-гуманиста. Не только мир чувств был важен для него. Он анализировал и высказывал в творчестве свои взгляды на различные аспекты человеческой жизни. В произведении «Эти бедные селенья…» Тютчев выразил гнетущее чувство несправедливости. Поэт не призывает к насильственным методам. Отнюдь, насилие для свержения тирании для него было равнозначно насилию тирании. Поэтому русский народ, по Тютчеву, – христианский мученик. И выжить народу помогает, так же, как и мученику, вера и терпение. А их русскому народу не занимать!


Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья...» - одно из немногих произведений поэта, где философские мотивы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обстановки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф.И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа. Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйственность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа - Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усиливают настроение безысходности. Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к проблеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф.И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высокомерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной». Однако самому поэту ведома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее России, поэтому в заключительной строфе так пронзительно звучат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя». Финальный аккорд произведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским видом и высочайшей душевной красотой и благородством. Душевная доброта, терпение и смирение - вот те ценности, которыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделяет тайным светом.

Свет - устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф.И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроенность Ф.И. Тютчева с революционностью. Известно, например, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мыслителя, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на протяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия».

Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья...» прослеживается три основных мотива: изображение страдающей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставление родины и стороны иноплеменной (как более благополучной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное - образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.

Начинается стихотворение с анафорически построенных строк, которыми поэт призывает разглядеть окружающую действительность:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Эпитеты «бедные», «скудная» несвойственны природной лирике поэта, они заставляют задуматься о действительно трудной судьбе «русского народа».

Во второй строфе особо ярко нашла отражение славянофильская позиция поэта:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Красочно просматривается противопоставление «своего» и «чужого», «родного» и «инородного». У России свой путь, своя неповторимая судьба. Для западного взгляда это лишь отсталая и дикая страна, в которой угнетенный народ подавлен и смиряется со своей долей.

Однако Россия озарена «тайным», то есть почти невидимым, непонятным и неразличимым светом, рассмотреть и понять который не в силах иноземец, не знающий истинную русскую действительность. А свет этот представляет собой глубокую патриархальность, веру. Самая высшая красота - это религиозное чувство, а оно свойственно русским людям.

Россия – страна, хранимая Богом, благословленная им. Поэтому и появляется в стихотворении религиозная символика:

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

Исходил, благословляя.

Христос у Тютчева словно бы становится свидетелем народного «долготерпения», народного страдания. Он - единственный, на кого можно уповать и надеяться.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, перекрестные женские рифмы придают ему некую плавность, песенность и, в то же время, законченность.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

Анализ стихотворения «Эти бедные селенья» Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев — известный русский писатель и лирик, заслуженно признанный классиком. Его поэзия отличается единством тем и образов, а его стихотворения некоторые называют «фрагментами», как будто они — части одного большого целого — вся поэзия Тютчева.

Стихотворение «Эти бедные селенья» относится к политической лирике. Оно написано 13 августа 1855 года и отражает взгляд поэта на состояние страны. На момент написания произведения крепостное право в России ещё не было отменено, что отразилось на творчестве. Тютчев в завуалированной форме говорит о смиренной терпимости русского народа и о неспособности противостоять власти. Русский народ беден и несвободен, а страна истощена.

Несмотря на политическую тему стихотворения, Тютчев использует христианские мотивы и образ Христа, называя его «царём небесным». Он говорит этим, что у России есть свой неповторимый путь, а русский народ озарён «тайным» светом, который представляет собой глубокое религиозное чувство, веру, патриархальность, что свойственно русским людям. Одна из главных мыслей Тютчева в этом произведении заключается в том, что русских людей, кротких и смиренных по своей природе, спасает их терпение, их надежда и вера в свет.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, а рифма здесь перекрёстная и в основном женская. Всё произведение строится на иносказаниях («в рабском виде царь небесный»). В качестве выразительных средств используются метафоры, эпитеты («край долготерпенья», «наготе смиренной», «взор иноплеменный») и перифразы («крестная ноша», «царь небесный»), а также ярко просматривается противопоставление «родного» и «инороднего».

С первых строк поэт призывает увидеть окружающую людей действительность. Селенья в глазах лирического героя, который отражает взгляд самого Тютчева, «бедные», природа — «скудная». Однако восклицание «Край ты русского народа!» явно даёт понять, что герой любит свою страну и свой народ и даже восхищается ими. Во второй строфе автор завуалированно сравнивает «смиренную наготу» нашей страны с «гордым взором иноплеменным».

Лирическое произведение Фёдора Тютчева «Эти бедные селенья» раскрывает поэта с неожиданной стороны. Здесь мы видим классика не как исследователя внутреннего мира человека, мира чувств, но как художника-гуманиста, который изучает и рисует разные аспекты человеческой жизни, и в этом стихотворении ярко отражено гнетущее чувство несправедливости.