Иконы апостолов. Чему молятся перед иконами святых апостолов Святая византийская икона 12 апостолов

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1635 год
Окончание строительства: 1656 год
Координаты: 55°45"05.0"N 37°37"02.4"E

Содержание:

Комплекс Патриарших палат – величественный памятник архитектуры середины XVII века на территории Московского Кремля . Он включает дворец, где размещалась резиденция иерархов Русской Православной Церкви, и их домовый храм Двенадцати апостолов. Патриаршие палаты замыкают с севера Соборную площадь .

История патриаршего подворья в Москве

Первый московский дом для главы русской церкви – митрополита Петра был построен еще при Иване Калите в 1325 году. Все первоначальные здания, как и весь Кремль тогда, были деревянными.

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Соборной площади

Каменные здания для церковных иерархов стали строить при митрополите Ионе. Именно он распорядился возвести в 1450 году специальную палату рядом с храмом Ризоположения . В 1493 году отстроенный митрополичий двор не устоял во время страшного пожара, от которого пострадало большинство кремлевских зданий. И было принято решение о восстановлении подворья.

Большая перестройка церковной резиденции была осуществлена в 1652-1656 гг., и руководил ею патриарх Никон. Он привлек к строительству самых известных зодчих того времени Антипа Константинова и Бажена Огурцова, признанных мастеров каменного шатростроения. А для росписи внутренних помещений Никон пригласил известных живописцев из Троицко-Сергиевского монастыря, Ярославля и Костромы. Наиболее сложные работы выполняли царские художники – Симон Ушаков, Иосиф Владимиров и Федор Козлов. Но, к сожалению, та ранняя живопись до наших дней не дошла.

Вновь отстроенный трехэтажный патриарший двор не уступал Теремным покоям царя по красоте, роскоши и пышности интерьеров. А в его внутренних помещениях хранилась богатая патриаршая ризница – настоящая сокровищница. Вскоре Никон попал в немилость и во время суда был обвинен в излишней гордыне и желании сравняться с самим государем.

Чуть позже, под руководством патриарха Иоакима, была построена новая церковь, освященная в сентябре 1681 года в честь Двенадцати апостолов . Вместо Ризоположенского храма, выполнявшего эти функции два с лишним века, новый собор стал домовым храмом для церковных иерархов.

Вид на собор Двенадцати апостолов

Патриарший дворец в XVIII-XX веках

В самом начале XVIII века, при Петре I патриаршество было упразднено. И церковные владения в Московском Кремле стали потихоньку ветшать. В 1718 году царь побывал в Патриаршем дворце и распорядился сделать на его верхнем этаже библиотеку редких рукописных и печатных книг.

В начале XVIII века здание Патриарших палат неоднократно реконструировалось и перестраивалось. В 1722-1725 гг. этими работами руководил архитектор Иван Зарудный. Деревянным перекрытием в храме был выделен второй этаж. Вверху разместили библиотеку, а в жилых помещениях палат – ризницу. Для церкви сделали новый деревянный резной иконостас с позолотой. А ее стены расписал масляными красками известный художник Иван Жеребцов.

В середине XIX столетия провели очередную реконструкцию храма Двенадцати апостолов, руководил которой архитектор Дмитрий Чичагов. Было снято деревянное перекрытие между первым и вторыми этажами, собор покрыли свежей росписью, поменяли декор снаружи и поставили новый большой иконостас во всю стену. Сам храм сделали значительно светлее, растесав старые оконные проемы и проделав новые. А в Патриаршем дворце разместили различные службы Синода.

Боевые действия в дни ноябрьских событий 1917 года не обошли и здание Патриаршего дворца. Артиллерийские снаряды значительно разрушили церковь и стену трапезного помещения. Год спустя все кремлевские здания были национализированы, и в них расположили комендатуры, склады музеев и мастерские реставраторов. Доступным для всех Патриаршие палаты стали только в 1961 году, после больших реставрационных работ.

Архитектурные особенности

Трехэтажное здание Патриаршего дворца было для своего времени огромным. С его строительством завершилось формирование основного архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. При Никоне разрозненные прежде постройки были объединены в единой архитектурный блок. И собор Двенадцати апостолов органично влился в единый стиль здания.

Конечно, во внешнем декоре Патриарший дворец многое перенял у более ранних кремлевских построек. Например, барабаны храма Двенадцати апостолов схожи с подобными архитектурными элементами Архангельского собора . А южный фасад здания вторит отделке более старого Успенского храма .

Если внимательно посмотреть на белокаменный портал церкви, выходящий на площадь, легко представить себе окружавшую ее в старые времена обходную галерею. Многие части дворца имеют заметные архитектурные несоответствия. Это вызвано многократными перестройками и реконструкциями его фасадов и внутренних помещений. Так, за несколько веков в целостном комплексе палат сохранились все типы построек Средневековой Руси – от парадных помещений до маленьких жилых залов. Но сегодня весь архитектурный ансамбль Патриаршего дворца, над которым несколько веков трудились самые знаменитые русские зодчие, смотрится целостно и гармонично. А явная асимметричность оконных проемов придает зданию лишь большую живописность.

Купола собора

Уникальная музейная экспозиция

Для посетителей внутренние убранства и музейные коллекции Патриаршего Дворца и церкви Двенадцати апостолов доступны ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 17.00. Второй этаж, где ранее располагались парадные помещения, представляет уникальную музейную коллекцию произведений декоративно-прикладного искусства и быта XVII века.

В Парадных сенях выставлены вещи, которые повседневно ипользовались патриархом Никоном, а также его церковное облачение. В помещениях Крестовой палаты, где проводились церковные соборы и торжественные приемы, сейчас можно увидеть коллекцию старинной посуды, а также предметы, которыми пользовался во время охоты царь Иван Грозный, и уникальную коллекцию старинных часов.

В Приказных палатах посетители имеют возможность увидеть прекрасно сохранившиеся шахматы и письменный прибор отца Петра I - государя Алексея Михайловича. А также букварь, специально изготовленный для сына Петра I - царевича Алексея знаменитым изографом и писателем того времени Карионом Истоминым. В Приказных палатах воспроизведена обстановка жилой комнаты, где выставлены подлинные предметы XVII века: столы, стулья, кресло, сундуки, лавки и великолепно выполненная печь, облицованная расписными изразцами.

Трапезная палата экспонирует выставку старинного лицевого и орнаментального шитья. Большинство представленных здесь художественных произведений – это предметы церковной утвари: покровы на престолы и жертвенники, пелены, украшавшие стены церквей, плащаницы и завесы царских врат. Собор Двенадцати апостолов представляет редкие подписные иконы XVII века, созданные художниками Москвы и других городов России .

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Ивановской площади

И среди них работы известных мастеров кисти того времени Федора Зубова и Симона Ушакова. Реставрационные работы в комплексе Патриарших палат идут постоянно. Так, в 2013 году, мастерами были расчищены фрагменты настенной живописи XVII века в парадных сенях и Приказных палатах.

Все предметы, которые можно увидеть внутри Патриаршего дворца и собора, это подлинные вещи царского, боярского и патриаршего обихода. Они дают возможность легко представить средневековую столицу России и ее Кремль, и почувствовать дух той эпохи. Экскурсия в этот уникальный музей позволяет прикоснуться к одному из поворотных моментов российской истории – XVII веку, который внес много нового в культуру и традиции нашей страны.

Великое дело начинается с малого. Может ли небольшая группа людей изменить жизнь большей части человечества? Именно это сделали 12 простых мужчин, которых выбрал из большого количества своих последователей Иисус Христос. Почитаемая православная икона «12 апостолов», изображает ближайших учеников Спасителя, выбранных им для несения Слова Его всем людям на земле.

История апостолов

В Святом Писании указывается, что Христа в странствиях сопровождало множество людей. Лишь небольшая группа из них называется апостолами - посланниками и слугами Спасителя. В Писании говорится о 70 учениках, которые по велению Иисуса Христа парами отправились проповедовать христианство по миру.

Икона 12 апостолов

Но все христиане знают имена самых известных приближенных к Божьему Сыну людей - 12 мужей, бывших рядом с ним в последние земные годы. После окончания земного пути Учителя, они ушли в мир, чтобы нести Слово Его.

Интересно: Павел - один из двух первоверховных апостолов, не входит в число ни одной из двух групп. Он был призван Господом после чуда Воскрешения и Вознесения Спасителя в Царство Небесное, но за твердую веру и большое усердие в деле распространения Веры его почитают как наиболее почитаемого христианского святого.

Символизм числа 12

Избрание в число избранных учеников 12 человек имеет глубоких символический смысл. Ко времени начала земной жизни Господа из 12 израильских родов сохранились полностью лишь 2. Евреи были убеждены, что настанет время, когда Господь соберёт всех потомков исчезнувших колен на земле израильской и восстановит их народ.

Избрание 12 апостолов - первый шаг на пути появления нового богоизбранного народа, в который войдут люди многих национальностей, объединённые единой Церковью - Новым Израилем.

Кто изображён на иконе

На Святом образе запечатлены святые мужи, указанные во втором варианте списка 12 апостолов, уточненном после предательства Иуды Искариота. В него входят следующие предстоятели:

Житие приближенных учеников

Считается, что группа из 12 человек сформировались за три года до мученической смерти Спасителя на Кресте. Практически все эти люди происходили из бедных слоев общества. Отказавшись от привычной жизни, они посвятили себя служению Господу и выполнению его заветов. В Писании приводятся примеры сомнений, душевных терзаний и неправильного толкования слов Спасителя. Этим подчёркивает, что даже самые близкие к Господу люди подвержены влиянию первородного греха. И только следование наставлениям Иисуса Христа и излитие на них Святого Духа помогли понять двенадцати посланникам мудрость и истинный смысл слов Господа.

Собор Двенадцати Апостолов

Совершая своё великое служение, они, подобно Христу, претерпели множество физических испытаний и лишений, но сохранили твердость Веры и проповедовали христианство среди язычников. Большинство из 12 апостолов завершили свой земной путь, приняв мученическую смерть. Войдя в Царство Небесное, они заняли место около престола Божьего, а в день Страшного Суда вместе со Всевышним будет судить всех живых и почивших людей.

Значение иконы

Праведная и подвижническая жизнь ближайших учеников Христа - пример поведения и жизненной позиции для каждого христианина.

Иконописный образ 12 апостолов напоминает людям о преданности и самоотверженном служении, наградой за которое стала вечная жизнь рядом с ним в Царстве Божием.

Иконография

Первые совместные изображения апостолов появляются в церковной живописи в III-IV вв. В церковной традиции не сложился чёткий канонический образ 12 апостолов. Главное, чтобы на святом образе имелось изображение всех ближайших учеников Христовых. Выделяются два иконографических образа, сложившихся XIV-XV вв.:

  1. Византийская иконописная традиция размещает фигуры апостолов в полный рост в несколько рядов. Все они держат в руках символы христианского учения - свитки. У святых мужей, участвовавших в создании Святого Писания, свитки заменены на кодексы. На некоторых иконах апостолы изображаются с символами мученической смерти (Пётр с мечом; Андрей с косым крестом; Варфоломей с ножом). Иногда в состав композиции входит церковной здание, символизирующее единую христианскую Церковь, которую они основали.
  2. Параллельно с византийской иконографией складывается древнерусская традиция изображения Собора двенадцати апостолов. Русские мастера изображали их в виде виноградной лозы. В её верхней или центральной части помещён лик Спасителя, а в завитках поясные изображения его учеников. В некоторых изводах рядом с фигурой Господа размещают изображения Богородицы и Иоанна Крестителя.

Иисус Христос с Двенадцатью Апостолами

Интересно: некоторые искусствоведы относят к иконографии 12 апостолов икону «Тайная вечеря», на которой они изображаются до совершения предательства Иудой Искариота.

О чем молиться и в чем помогает икона

Перед иконой православные люди молятся о следующем:

  • о мире и любви между людьми;
  • об укреплении духа и веры;
  • о помощи в трудных жизненных ситуациях;
  • об излечении физических и душевных недугов.

Ежедневная молитва перед этим святым образом помогает защититься от злых сил и противостоять искушениям.

Почитаемая икона 12 апостолов - символ твёрдости веры, человеколюбия, смирения и кротости. Именно эти качества помогли ученикам Господа распространить Слово Его по всему миру и построить Новый Израиль - Христианскую Апостольскую Церковь.

Собор святых двенадцати Апостолов Христовых

Несмотря на то, что после Сошествия Святого Духа, произошедшего на 50-й день после Пасхи, жизнь развела учеников Христа, существует православная икона святых апостолов, на которой они изображены все вместе. Написана чудотворная икона в честь празника Собор славних и всехвальных 12-ти апостолов, который празднуется православной церковью ежегодно 13 июля, на следующий день после памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Первые упоминания об этом празднике встречаются в источниках, датированных IV веком.

Имена икон святых апостолов должен знать каждый православный христианин: Андрей Первозванный с братом Петром, братья Иаков Зеведеев и , Варфоломей, Филипп, Матфей, Фома Близнец, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев (Фаддей), Матфий и Симон. На иконе святых апостолов апостол Павел не изображается, потому что не входит в число двенадцати, так как он обратился в христианство уже после Распятия и Воскресения Христа.

Иконы святых апостолов – страстотерпцы за имя Христово

Святые апостолы были ближайшими соратниками и последователями Христа. После Его смерти и Воскресения они получили благодать говорить на разных языках и разошлись в разные концы земли. Из всех только лишь один Иоанн Богослов умер своей смертью в городе Эфес. Остальные погибли от рук язычников: Варфоломей, Матфей, Филипп, Иуда, Симон, Иаков Алфеев, Андрей и Петр были распяты, Матфий забит до смерти камнями, Фома погиб, пронзенный копьями, Иакову Зеведееву отсекли голову.

Перед иконами святых апостолов молятся об укреплении и распространении православной веры, об избавлении от преследований на религиозной почве, о возвращении заблудших в лоно православной церкви, об умножении любви между людьми. Иконы святых Апостолов Христовых учеников являются небесными покровителями не только для тех, кто носит их имена, но и для всех верующих. Католическая церковь также почитает их память.

Где можно купить иконы святых апостолов для домашнего иконостаса?

Православные иконы святых апостолов по отдельности или всех вместе можно купить в любом православном храме, в иконных лавках. Но что делать, если нужной Вам в ближайшем храме не оказалось, и совершенно нет времени на поиски? В таком случае на помощь придут православные интернет-магазины, которые специализируются на продаже икон и прочей церковной утвари. Здесь Вашему вниманию всегда предложат широчайший ассортимент вышитых бисером образов, крестиком, золотом, написанных вручную, украшенных жемчугом, янтарем, полудрагоценными и драгоценными камнями. Вышить бисером икону святого апостола Петра и Павла Вы сможете и самостоятельно – благодаря существованию наборов для вышивания, эту кропотливую работу сегодня под силу выполнить даже начинающим рукодельницам. Хорошим подарком для Ваших близких станет золотая или серебряная нагрудная икона с изображением святых апостолов Петра и Павла.

Слушать на видео молитву святым апостолам Петру и Павлу

Текст молитвы святым апостолам Петру и Павлу

Молитва первая

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите , не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.

Молитва третья

О верховнии Апостоле: Петре, веры Христовой твердый изобразителю, и Павле, сладковещательная ластовица учения Господня! Зрим вас, аки многотекущую реку сказаний Христовых словес, истекающую от истинных недр Божиих и всю глубину кладезя истин богооткровенных пред нами, жаждущими их, открывающую. Зрим вас, аки светила, с небесе токи теплоты любве божественныя нам уясняющия: ублажаем вас, приемших труды и поты, во еже всеяти учений божественных семена: целуем стопы ваша, обтекавшия вся концы земли, и в трепете греховнем зрим главы ваша, смиренно преклоненныя к пречистым стопам Господним: единаго крестным путем (повешением) и другаго мечным усечением. Умильно просим вас, святии Апостоли, сотворите и нас в буести греховней преклоненными пред Учителем нашим Господом, сотворите гордости нашей главы усекновение учением богооткровенным: глад душевный наш да утолит Господь брашном, указуемым с самаго неба, якоже Петру: — ты же, Павле, богонасыщенный Христовых словес, потщися и нас до третьяго небесе возвести твоими непрестанными о нас ко Господу молитвами, да и мы тамо прославим с лики ангельскими и апостольскими дивнаго во святых своих Отца всяческих и Его же послал в мир спасаяй и наставляяй к жизни вечной, Господа Иисуса Христа, и единосущнаго Им Святаго Духа. Аминь.

Молитва четвертая

Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь.

27 февраля по новому стилю православный мир отмечает день Двенадцати греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. Лаврой обитель стала, конечно, не сразу, а в 1688 году, однако с 1061 года - момента основания монастыря любечским иноком Антонием и его учеником Феодосием, место это просияло святостью Христовых подвижников, и именно отсюда широко пошло монашество на Руси.

Икона 12 греков, строителей Свято-Успенской церкви

Удивительна судьба главного храма Свято-Успенской Киево-Печерской обители, прошедшего украсившуюся чудесами историю создания, а также трудный путь разрушения и восстановления, начиная от татарских нашествий, после которых церковь «233 года оставалась только в щебне» и по сотне лет в разрухе после сожжений, заканчивая трагедией ХХ в.

Собор называли Великой церковью, и говорили о нем возвышенно и восторженно: «Сия небеси подобная церковь…»

Успенский собор сегодня

Киево-Печерский патерик сообщает, что создание Успенской церкви было благословлено Пресвятой Богородицей, Которая Сама явилась константинопольским зодчим и велела им построить в Киеве храм, посвященный Ей, и дала им «наместную» (главную храмовую) икону. «Действительно полно чудес повествование о Печерской церкви, которую Господь показал в явлении прежде ее создания и которой из земли варяжской прислал от Своего честного образа венец и пояс, а в земле греческой подобие церкви показала Сама пресвятая Богородица, приславшая свою икону и мощи святых мучеников».

Как основание печерского храма, так и его украшение росписями и освящение сопровождались многочисленными чудесами. Свидетелями этих чудес были многие киевляне, в том числе юный князь Владимир Мономах.

По преданию, строительству храма предшествовало духовное событие, которое увидел «один варяжский князь, именем Симон», молитвами преподобного Антония Печерского спасшийся от смерти в сражении на реке Альте в 1068 году. Симону явилось «на облаке изображение будущей новой Печерской церкви, и слышал глас, повелевавший отнести к преподобному Антонию златый пояс для размера сей церкви и златый венец для украшения жертвенника».

По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения Богородицы в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 году, а возведена была в 1073-1078 годах. Собор строили четыре «искусных строителя», пришедшие в Киев из Константинополя. Средства на строительство храма пожертвовали «варяжский князь Симон», а также великий князь Киевский Святослав Ярославич. Собор расписывали и украшали мозаиками византийские «иконные писцы», греческие купцы привезли из Константинополя драгоценную смальту для мозаик. В росписях интерьера собора (1083-1089), по свидетельству летописи, принимали участие выдающиеся древнерусские живописцы Алимпий и Григорий.

Предание рассказывает, как вся братия собралась вокруг места, назначенного для церкви, и преподобный Антоний, размерив ширину и длину храма поясом, принесенным Симоном от Богородицы, благословил это место и, подняв руки, громким голосом сказал: «Услышь о, Господи, услыши мене днесь огнем, да разумеют вси, яко Ты еси, хотяй сего», и упал огонь с неба и пожег весь хворост и терние и истребил росу, и сделал углубление, подобное рву, на отмеренном месте. Все присутствующие пали от страха как мертвые. На этом месте и был заложен храм, в основание фундамента которого были положены мощи святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, данные греко-византийским зодчим Богородицей в храме города Влахерна.

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Черниговская икона. Последняя четверть XVII в.

Предание рассказывает и о таком чуде: когда иконописцы, в числе которых был тогда в учении и один из Печерских подвижников преподобный Алипий, расписывали алтарь, то на виду у всех им явился дивный образ Матери Божией. Образ засиял необычайным светом, так что смотреть на него нельзя было, и видевшие это чудо пали ниц. Когда, поднявшись, иконописцы стали опять всматриваться в этот дивный образ, то из уст изображенной на нем Матери Божией вылетел белый голубь и полетел к иконе Спасителя и скрылся за ней. Затем этот голубь вылетел из уст Спасителя и летал по церкви, подлетая к каждой иконе святых и садясь одному на руку, другому на голову, и потом залетел за икону Матери Божией. Иконописцы хотели поймать голубя, приставили лестницу, но, поднявшись по ней, ничего не нашли за иконою и затем, обыскав всю церковь, нигде голубя не нашли. Все стояли с устремленными взорами на икону, чудесно явившуюся в алтаре, и вдруг снова голубь вылетел из уст Матери Божией и полетел к образу Спасителя. Стоявшие внизу люди с криком «Ловите его» обратились к мастерам, работавшим наверху, те распростертыми руками окружили голубя, чтобы Его поймать, а Он снова влетел в уста Спасителя, и яркий свет опять осиял иконы, и бывшие здесь мастера пали ниц.

Роспись купола. Успенский собор Киево-Печерской Лавры

Окончив украшение храма иконами и живописью, иконописцы остались в Киево-Печерской обители, приняв иноческое пострижение, и так исполнилось предсказание, которое они слышали от иконы Богоматери: «Не уйдете оттуда, но, постригшись там, окончите свою жизнь».

Греческие мастера - и зодчие, и иконописцы, потрудившиеся при создании Успенской церкви в Киево-Печерской обители, погребены в пещере преподобного Антония (так называемые Ближние пещеры), где до сих пор лежат нетленными. Они положены в особом затворе (пещере) рядом, один возле другого, между нетленно почивающими мощами преподобных Авраамия-затворника и Исаакия. Вероятно, память их положена 14 февраля по старому стилю в день, посвященный преподобному Исаакию, почивающему возле них.

В Акафисте двенадцати грекам, подарившим нам своими земными и духовными трудами Великую церковь, и сегодня православные поют (кондак, глас 4-й): «Радуйтеся, двоенадесятице честная, великия церкве Печерския здатели и ликов иноческих похвало и утверждение!»

В позднейшие времена Успенский собор неоднократно перестраивался. Сохранились гравюры 1661 и 1693 годов, свидетельствующие о значительных изменениях во внешнем виде храма. Немало бед наделал в храме пожар 1718 года, после чего в 1723-1729 годах под руководством архитектора И. Каландина были проведены реставрационные работы. Собор приобрел черты южнорусского барокко, а его стены, апсиды, фронтоны главы куполов, окна и порталы украсились лепным орнаментом. Вместо прежнего одноглавия были устроены семь куполов, из которых центральный был вызолочен «через огонь», а главы остальных шести покрыты листовым червонным золотом. Барабан главного купола был расписан изображениями ветхозаветных царей и пророков. Наружная живопись собора последний раз обновлялась в 1824 году.

Все главные святыни Лавры всегда хранились в Великой Церкви.

В.Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры», 1905 год

Настенная живопись обновлялась и в конце XIX - начале XX вв. (собор был расписан в каноничном духе группой иконописцев под руководством известного художника В.П. Верещагина). Сохранились (в 1949 г. возвращены из Германии) древние шиферные плиты XII в. с изображением сцен из античной мифологии, фрагменты мозаик.

Успенский собор Киево-Печерской Лавры

Следует помнить, что с древних времен Успенский собор служил усыпальницей. В крипте собора были похоронены известный по летописям киевский воевода XI в. Ян Вышата и сестра Владимира Мономаха, легендарная Евпраксия - былинная «Апракса-королевишна», жена германского императора Генриха IV. Здесь находились гробницы князей Скиргайло, Острожских, Олельковичей, Вишневецких, Тышкевичей, церковных деятелей и просветителей Е. Плетенецкого, З. Копыстенского, митрополита Петра Могилы, ректора Киево-Могилянской академии И. Гизеля. У восточной стены собора в 1632 году был погребен П. Берында - ученый, поэт, составивший «Лексикон славеноросский и имен толкование». Здесь же, в Успенском соборе, был похоронен великий русский полководец фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский. На его могиле было установлено надгробие работы скульптора И. П. Мартоса. После взрыва 1943 года ничего не уцелело, лишь сохранилась могила погребенного у стен собора, ближе к Трапезной церкви, выдающегося русского политического деятеля П. А. Столыпина.

Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Могила П.А. Столыпина

В алтаре Стефановского придела хранилась древняя икона Богоматери византийского письма, перед которой в последний час своей жизни молился 19 сентября 1147 года князь Игорь Ольгович, убитый восставшими киевлянами.

Новая история, в которой Великой церкви пришлось выстаивать и возрождаться, все-таки изыскала для этого храма свою трагическую точку. 3 ноября 1941 г. в соборе произошли два взрыва, второй из которых фактически полностью его разрушил. Осталось неясным до сих пор, кто осуществил этот акт вандализма - немецко-фашистские оккупанты или киевские подпольщики, покушавшиеся на жизнь словацкого президента, пребывавшего в храме в этот день примерно в течение часа. Кое-кто склонен искать след и в факте назначения на высшую церковную должность в Лавре схиархиепископа Антония (Абашидзе) - личного врага Сталина. Уверяют также, что именно в день взрыва в Успенском соборе побывал и гауляйтер Украины. Документальных подтверждений всем этим версиям все же пока нет.

Фото на память. Немецкие оккупанты на руинах Великой церкви

В 1999 году храм стали восстанавливать, и 24 августа 2000 года Успенский собор был освящен. Показательно, что освящение пытались сорвать представители так называемого «киевского патриархата», выступивший днем раньше глава этой организации отлученный от Церкви раскольник Филарет (Михаил Денисенко) публично протестовал против освящения Собора. В утро освящения храма несколько сотен приверженцев раскольничьей и униатской идеологии, большинство из которых приехало на автобусах из Галичины, встали перед стенами Лавры и выкрикивали антиправославные и антирусские лозунги. Между тем прибывший для освящения Собора Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) вышел к пикетчикам и благословил гонителей.

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир освящает вновь отстроенный Успенский собор, 24 августа 2000 г.

Увы, бывало и так, что нашей общей Великой церкви, Свято-Успенскому собору Киевской Лавры, доводилось веками лежать в руинах. Верно указывает комментатор: «Благо, что в новые времена эти сроки сократились. Быть может, просто ускорилось время. По счастью, у нас с вами сегодня есть возможность, приезжая в Киев, «мать городов русских» и «удел Пресвятой Богородицы», приходя в Лавру, любоваться благолепием этого храма и всей обители, бывать здесь на храмовых службах, прося Богородицу и святых отцев Киево-Печерских ходатайствовать за нас пред Престолом Божиим».

Как проникновенны идущие от сердца стихи широко известной в православной среде журналистки и поэтессы Татьяны Александровны Лазаренко:

Синий май почил у стен обители,

Теплый ветер бродит над рекой.

Ангелы земные, небожители

Обрели в пещерах свой покой.

Долу опуская очи дерзкие,

Вознесу к ним покаянный глас:

Преподобные отцы наши печерские,

Помолитесь Господу за нас!

"... Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова... Матфий (Деян. 1:13, 26).

Собор двенадцати Апостолов. Византийская икона, XIV век

Тропарь собору славных и всехвальных 12-ти апостолов, глас 4

Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак собору славных и всехвальных 12-ти апостолов, глас 2

Камень Христос каменя веры прославляет светло, учеников преизрядна, и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь, ихже память совершающе верно, сих Прославльшаго прославляем.

Молитва собору двенадцати Апостолов

О святии апостоли Христовы: Петре и Андрее, Иакове и Иоанне, Филиппе и Варфоломее, Фомо и Матфее, Иакове и Иудо, Симоне и Матфие! Услышите наши молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимые и помозите нам, рабам Божии (имена), вашим мощным пред Господем ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо же преданную вами веру православную сохраняти, в ней же вашим предстательством ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя нашего умалени будем, но мирное зде поживем житие и сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков.

***

Читайте также интересный и весьма обширный обзор многовековой традиции изображения апостолов:

  • Иконография апостолов - Нина Квливидзе

***

***

  • Молитва апостолу Андрею Первозванному . Апостол Андрей - святой покровитель России и Украины. Ему молятся об обращении к Христовой вере народов России, о заступлении Отечества, об успехе в морском ратном деле и просто мореплавании.
  • Молитва апостолу Варфоломею (Нафанаилу) . Апостол Варфоломей - образец прямоты, честности и духовной рассудительности, был родом из Каны Галилейской, после Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Его молитвенно просят вразумить лжецов и неверующих, о помощи при глазных, психических и кожных заболеваниях, бесновании. Небесный покровитель миссионеров и апологетов.
  • Молитва апостолу Иакову Зеведееву. Апостол Иаков Заведеев - старший брат апостола Иоанна Богослова, один из фаворитов, кому Господь преимущественно открывал Божественные тайны. Проповедовал в Испании, потом вернулся в Иерусалим, где был по приказу царя Ирода Агриппы. Испанцы почитают его небесным покровителе и защитником своей страны. Средневековые хроники свидетельствуют о многочисленных чудесах и явлениях апостола испанским воинам при Реконкисте. Самый древний паломнический путь Западной Европы - это путь апостола Иакова. Он также покровитель миссионеров, богословов и паломников.
  • Молитва апостолу и евангелисту Иоанну Богослову . Любимый ученик Господа, автор четвертого Евангелия, Соборных посланий и Апокалипсиса. За глубокую любовь ко Господу и всем людям назван "апостолом любви". Претерпел заточение, ссылку и мучения, но остался невредим и почил в возрасте 105 лет в Ефесе. Покровитель школьников и студентов, ему молятся об умении по-настоящему любить Бога и ближних, о благополучии в семье, о совете и любви между супругами, о вразумлении маловеров и попавших в секты и расколы.
  • Молитва первоверховному апостолу Петру . Прежде апостольства был рыбаком, затем вместе с братом, апостолом Андреем, был первым призван Господом в число учеников. Имел различные благодатные дарования - исцелил хромого, расслабленного, воскресил умершую, именем Иисуса изгонял бесов. Апостолу Петру молятся о благоустроении церковном, умножении веры при маловерии, при искушениях и гонениях, о вразумлении и обращения нехристиан и маловеров, о возвращении в лоно Церкви людей, попавших в секты, помощи в учебе, исцелении от различных недугов, например, при горячке (гриппе), о помощи в рыбной ловле и рыбоводстве.