Конспект логопедического занятия для детей старшей группы на тему: "Перелетные птицы". Конспект логопедического занятия по лексико-грамматическим категориям. Тема «Перелётные птицы Логопедическое занятие перелетные птицы осенью

Конспект занятия

по формированию лексико- грамматических средств языка

в старшей группе «АБВГДейка»

по теме «Перелётные птицы»

Учитель- логопед

Архипова О.И.

Тема: «Перелётные птицы».

Задачи

    Активизировать словарь по теме;

    Упражнять в продолжительном речевом выдохе;

    Продолжать формировать умение согласовывать числительные с существительными, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    Закрепить навык образования И.п. существительных мн.ч.;

    Развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, игрушечный попугай.

Ход занятия:

1. Орг. момент:

Назовите весенние месяцы.

Кто прилетает к нам весной из тёплых краёв?

Каких перелётных птиц вы знаете?

2. Знакомство с темой.

К нам в гости прилетел попугайчик и ничего не знает о перелётных птицах. Расскажем ему?

Сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

3.Упражнения на дыхание.

Перелётные птицы, вернувшись из тёплых краёв, оглашают округу о своём прилёте.

«Пение птиц » - сделайте вдох, на выдохе пропойте гласный звук: а – а – а, о – о – о, и – и – и, э – э – э, у – у – у, ы – ы – ы.

« Кукушки » - сделайте вдох, на выдохе медленно произнесите: ку – у – ку – у.

Вороны и совы радостно приветствуют прилетевших птиц.

«Вороны » - сделайте вдох, на выдохе медленно произнесите: ка-а-ар.

«Совы » - сделайте вдох, на выдохе произнесите: у – у – ух.

4. Беседа по теме.

    Рассмотрите картинки с изображением птиц. Скажите, что общего у всех птиц?

    Чем покрыто тело птицы?

    Для чего нужны крылья?

    Для чего нужен пух?

    Для чего птицам клюв, когти?

5. Д/у «Назовите ласково ».

Помогите попугаю, расскажите, как мы называем птиц ласково:

соловей – соловушка цапля – цапелька

лебедь – лебёдушка журавль – журавушка, журавлик

кукушка – кукушечка

скворец – скворушка

6. Д/у «Один – много».

Из тёплых краёв птицы летят большими стаями. Я назову одну птицу, а вы – их множество:

ласточка – ласточки соловей – соловьи

грач - стриж –

жаворонок - лебедь –

журавль - кукушка –

скворец - утка –

гусь - аист –

цапля - трясогузка –

7. Физминутка «Лебеди».

Лебеди летят, /взмахи руками/

Крыльями машут,

Прогнулись над водой, /наклон вперёд прогнувшись/

Качают головой. /повороты головы из стороны в сторону/

Плавно и гордо /выпрямиться, свести лопатки вместе/

Умеют держаться,

Очень бесшумно /сесть на корточки/

На воду садятся.

8. Д/у «Весёлый счёт».

Много прилетело птиц, посчитаем их:

ласточка ласточки ласточек

соловей соловья соловьёв

грач грача грачей

кукушка кукушки кукушек

лебедь лебедя лебедей

журавль журавля журавлей

9. Д/и «Четвёртый лишний».

Рассмотрите картинки и назовите «лишнюю»:

ласточка – ворона – грач – жаворонок;

снегирь – скворец – соловей – журавль;

трясогузка – цапля – синичка – аист.

Итог:

На какую тему беседовали?

Каких перелётных птиц запомнили?

Цель: расширение и активизация словаря.

Задачи:

  • образовывать множественное число существительных;
  • учить согласовывать существительные с числительными;
  • учить изменять существительные по падежам;
  • учить образовывать притяжательные прилагательные;
  • развивать координацию речи с движением;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать слуховое внимание;

Оборудование: картинки с изображением перелетных птиц , мяч.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Стихотворение “Осень”.

Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят….
Видно тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)

Каких еще перелетных птиц вы знаете?(картинки)

Игра “Кого не стало?” (по картинкам).

2. Введение в тему. (картинки с изображением перелетных птиц)

Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы)

Каких еще перелетных птиц вы знаете?

Почему мы называем птиц перелетными?

Почему они улетают в теплые края?

Части тела птиц. (схема)

Есть две лапки, клюв, два крыла, хвост, тело покрыто пухом и перьями.

  • показать, где у птички клюв, хвост….
  • назвать части тела птички.
3. Игра “Один- много”

Кукушка – кукушки, журавль — журавли,
скворец — скворцы, соловей — соловьи,
жаворонок – жаворонки, лебедь — лебеди,
грач — грачи, утка — утки,
ласточка – ласточки, грачонок – грачата,
аист – аисты гусенок – гусята.

Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет,
журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

5. Игра “У кого кто”.

У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля — журавленок, журавлята.
У скворца — скворчонок, скворчата.
У лебедя — лебеденок, лебедята.
У грача — грачонок, грачата.
У утки — утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

6. Физкультминутка “Журавли учатся летать”

Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и
поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.

Пальчиковая гимнастика “Уточка”

Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу, переваливаясь)
Шла серая по крутому.
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (загибают безымянный палец; большой палец.)
И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого. (загибают указательный палец.)

7. Игра “Поиграем посчитаем” (по картинкам).

Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна кукушка, две кукушки,…, пять кукушек.
Одна птица, две птицы,…, пять птиц.
Один аист, два аиста,…, пять аистов.
Один гусь, два гуся,…, пять гусей.
Одно гнездо, два гнезда,…, пять гнезд.

8. Игра “Чей, чья, чье?”

Клюв (чей?) птичий, утиный, гусиный.
Голова (чья?) птичья, утиная, гусиная.
Гнездо (чьё?) птичье, утиное, гусиное.

9. Итог занятия.

Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная.

Цель: развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, учить дифференциации носового вдоха и ротового выдох, закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.

Планируемые результаты: знает название перелетных и зимующих птиц, правильно употребляет обобщающие понятие «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»; умеет делить слова на слоги и выделять первый и последний звук в слове.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, мяч, фишки.

Содержание организованной образовательной деятельности

1. Пальчиковая гимнастика.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Улетела скворушка-

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».

Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).

Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить (упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).

Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.

Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).

Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).

3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»

Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.

4. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

5. Игра «Найди звук».

Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

6. Игра «Назови детеныша»

Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.

Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

У скворца-… (скворчата)

У грача-… (грачата)

У журавля-… (журавлята)

У кукушки-… (кукушата)

У аиста-… (аистята)

У лебедя-… (лебедята).

7. Упражнение «Назови признак»

Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

8. Упражнение «Назови какой»

Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

9. Игра «Слова-действия»

Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

10. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: - Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.

11. Итог занятия. Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове; вспоминает с детьми вместе, что нового они узнали о птицах.

Дата______________ Класс________

№ Урока___________

Тема: Перелетные птицы

Коррекционно- образовательные цели:
- Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.
- Расширение словарного запаса по лексической теме,
- Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно- развивающие цели:
- Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитание любви к животному миру.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, рабочие тетради.

Ход занятия

1.Пальчиковая гимнастика.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Улетела скворушка-

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».

Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).

Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить(упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).

Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.

Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).

Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).

3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»

Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.

4. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

5. «Не ошибись».

Логопед предлагает детям сесть за столы.

На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: "Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие."

Ребёнок: «Я обвел ласточку, потому, что ласточка перелётная птица».

«Я обвел журавля, потому, что журавль перелётная птица».

6. Игра «Где птичка? »

Логопед: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она сейчас находится. «С чего слетел скворец? » «К чему подлетел скворец? »

7. Игра «Назови части тела птицы».

Работа с мнемотаблицей «Перелетные птицы».

Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

6. Игра «Найди звук».

Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

7. Работа в тетрадях

Логопед: А теперь давайте с вами подпишем наши птиц и выделим звуки которые мы с вами искали.

8. Итог занятия. Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове.

Цель: формирование лексико – грамматического строя речи

Задачи:

1. развитие предметного словаря по теме «Перелётные птицы»; согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже; упражнять в образовании множественного числа существительных в именительном падеже; упражнять в образовании слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов; упражнять в образовании притяжательных прилагательных; развитие глагольного словаря;

2. развитие зрительного внимания, памяти, мышления;

3. воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение работать в коллективе; развитие любознательности, желания применять свои знания в повседневной жизни.

Оборудование: мольберт, панно, предметные картинки с изображением перелетных птиц, картинки к игре «Четвертый лишний»

Ход занятия:

Организационный момент . Дети стоят возле своих мест.

Логопед: Сейчас на свое место сядет тот, кто назовет мне перелетную птицу.

1. Логопед: (на панно картинки с изображением перелетных птиц) Посмотрите, кто изображен на картинках? (Дети: На картинках изображены птицы)

Логопед: Давайте назовем их. (Дети по очереди называют птиц).

2. Логопед: А как называют этих птиц? (Этих птиц называют перелетные птицы.)

Логопед: Правильно. Почему их называют перелетными? (Потому что эти птицы на зиму улетают в теплые края)

Логопед: Почему они улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)

3. Логопед: Давайте поиграем с вами в игру «Четвертый лишний». Я буду называть вам птиц, вы внимательно слушаете и говорите кто лишний и почему. А картинки будут вам в помощь (логопед выставляет картинки с изображением птиц на панно).

Петух, курица, индюк, скворец (скворец – перелётная птица).

Грач, ласточка, снегирь, скворец (снегирь – зимующая птица)

Цыплёнок, петух, грач, снегирь (цыпленок – птенец)

Скворец, грач, голубь, стриж (голубь – не перелетная птица)

Логопед: Молодцы, хорошо справились с заданием.

4. Логопед: Посмотрите на картинку. Какая птица здесь изображена? (грач). Правильно. Птенца грача называют грачонок. Как называют птенца грача? (грачонок). Правильно, а когда птенцов несколько мы скажем грачата. Как мы скажем когда птенцов несколько? (грачата) . Хорошо, а теперь я буду называть взрослую птицу, а вы назовете одного птенца и когда их несколько.

Аист – аистёнок – аистята

Стриж – стрижонок – стрижата

Утка – утёнок – утята

Журавль – журавлёнок- журавлята

Гусь – гусёнок – гусята

Кукушка – кукушонок – кукушата

Лебедь – лебедёнок – лебедята

Скворец – скворчонок – скворчата

Логопед: хорошо, а теперь пройдем на ковер и немного отдохнем.

5. Физминутка «Журавленок»

Журавленок встал на ножки

Пошагать решил немножко.

Смотрит вдаль из – под ладошки,

Кто – то скачет по дорожке.

Жабы вышли на лужок.

Жабы встали все в кружок.

Вот попрыгали немножко.

Вот похлопали в ладошки.

Повертелись. Покружились,

А потом остановились.

Логопед: Мы отдохнули, а теперь давайте сядем на свои места.

6. Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется: «Чья стая?» Посмотрите, что за птицы на картинке? (грачи) . Правильно. Это стая грачей – грачиная стая. Повторите за мной: Чья стая? (Грачиная стая). Хорошо, а теперь я буду показывать вам картинку и называть стаю птиц, а вы будете говорить, чья это стая.

Стая диких уток (чья?) – утиная стая.

Стая лебедей (чья?) – лебединая стая.

Стая журавлей (чья?) – журавлиная стая.

Стая соловьев (чья?) – соловьиная стая.

7. Логопед: А теперь давайте скажем, как перелетные птицы голос подают. Кукушка что делает? Кукушка – кукует. Повторите, что делает кукушка? (кукушка кукует). А теперь вспомним, как другие птицы подают голоса.

Ласточка – щебечет,

скворец – поет,

журавль – курлыкает,

утка – крякает,

гусь – гогочет.

8. Логопед: Сейчас давайте посчитаем птиц. Посмотрите на картинку, здесь изображена одна утка, здесь две утки, а здесь пять уток. Давайте еще раз посчитаем уток (одна утка – две утки – пять уток).

Давайте посчитаем других птиц, которые есть у нас на картинках.
Один журавль, два журавля, пять журавлей.
Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек.
Один аист, два аиста, пять аистов.
Один гусь, два гуся, пять гусей.

9. Логопед: А сейчас поиграем в игру «Кого не стало» (логопед расставляет на панно картинки с изображением перелетных птиц, дети закрывают глаза, логопед убирает одну картинку, дети должны назвать какой птицы не стало.

9. Домашнее задание

Логопед: Молодцы. Выполнили все задания. Дома вы расскажете родителям, о каких птицах мы с вами разговаривали и назовете им названия птиц и их птенцов, а они пусть запишут за вами в тетрадях.

Итог занятия

Логопед: Про каких птиц мы с Вами сегодня разговаривали? (мы разговаривали про перелетных птиц) Каких перелетных птиц вы знаете? (Ответы детей). Молодцы, на этом наше занятие закончено.