Лев диакон. История. Отрывок, характеризующий Лев Диакон

Перевод М.М.Копыленко Комментарии М.Я. Сюзюмова и С.А.Иванова

История Льва Диакона Калойского и другие сочинения византийских писателей . СПб., 1820. 215 с. Пер. Д. Попова.

От редактора

Лев Диакон - один из крупнейших византийских авторов второй половины Х в. В десяти книгах своей "Истории" он описал современные ему события внутренней и в особенности внешнеполитической жизни империи. Его повествование охватывает преимущественно 959-976 гг., хотя в ряде экскурсов он сообщает факты, относящиеся к более позднему времени (вплоть до 992 г.).

Труд Льва Диакона, близкого к придворным кругам и весьма осведомленного автора, - ценный и интересный источник не только по истории Византийской империи, но и Болгарии и Древней Руси: балканские войны киевского князя Святослава в 968- 971 гг. составляют один из основных сюжетов его сочинения. Сообщаемые им при этом сведения нередко уникальны. Важно, что историк не просто излагает ход событий, а пытается их осмыслить, дать им оценку. В отличие от предшественников - хронистов-компиляторов IX-Х вв.. Лев Диакон создал свое сочинение в жанре исторического повествования. Между тем "История" Льва Диакона была переведена с греческого на русский язык только раз - в 1820 г., через год после первой полной публикации греческого оригинала. Исполненный ошибок и неточностей перевод Д. Попова не только безнадежно устарел - он давно стал поистине библиографической редкостью. Русский (советский) читатель, в том числе и историк, не владеющий языком оригинала, до сих пор вынужден знакомиться со Львом Диаконом лишь по хрестоматиям. На другие языки "История" переводилась преимущественно также выборочно. Полный латинский перевод был опубликован в 1828 г., немецкий - в 1961 г. Греческие ученые давно работают над новым изданием Льва Диакона, но оно еще не появилось.

Необходимо дать краткие пояснения в связи с тем, что книга выходит в свет после смерти М. Я. Сюзюмова.

Профессор Уральского университета, зав. кафедрой истории древнего мира и средних веков, Михаил Яковлевич Сюзюмов (1893-1982) был одним из крупнейших советских византинистов. "Историей" Льва Диакона он заинтересовался еще на заре своей научной карьеры, опубликовав в 1916 г. не утратившее до сих пор значения исследование об источниках, использованных визан-. тийским историком при написании своего сочинения.

Замысел ученого - подготовить русское научное комментированное издание "Истории" Льва Диакона - приобрел конкретные формы за несколько лет до знаменательной даты - тысячелетия походов князя Святослава на Балканы. По просьбе М. Я. Сюзюмова перевод памятника был сделан профессором Алма-Атинского университета эллинистом М. М. Копыленко, а сам Михаил Яковлевич занялся вступительной статьей и комментарием. К 1972 г. работа в общих чертах была завершена, и рукопись представлена "на суд" коллег-византинистов.

Однако выход книги в свет задержался на полтора десятилетия, так как статья и комментарий требовали дополнений, а сделать их Михаил Яковлевич не успел. Найдя силы для завершения ряда проблемных статей, имевших принципиальное значение для обоснования собственной концепции истории Византии, М. Я. Сюзюмов уже не возвращался к труду Льва Диакона.

После смерти ученого некоторые его не публиковавшиеся работы были подготовлены к печати. Доработку рукописи "Истории" мы с С. А. Ивановым взяли на себя. Внимательное ознакомление с ней убедило нас в том, что статья и комментарий, несмотря на незавершенность, сохраняют научную значимость и носят яркий отпечаток исследовательской индивидуальности и таланта автора, принесших ему широкую известность в мировом византиноведении. Перевод "Истории" после внесения в него ряда уточнении был также признан вполне соответствующим греческому оригиналу.

Редактируя и дополняя рукопись статьи и комментария (который обновился на треть), мы стремились максимально сохранить основные идеи М. Я. Сюзюмова, манеру его интерпретации источников и стиль изложения. В тех случаях, когда какая-либо мысль автора нуждалась в конкретизации, мы обращались к другим его трудам, в которых эта мысль звучала определеннее. За истекшие пятнадцать лет появились многочисленные исследования, критические издания ряда византийских источников, имеющие значение при анализе текста "Истории" Льва Диакона. Это ставило перед нами серьезные научные и этические проблемы. И все же мы старались сохранять оригинальный текст М. Я. Сюзюмова.

Проявив инициативу в деле завершения подготовки к печати "Истории" Льва Диакона, мы нашли всемерную поддержку у сотрудников сектора византиноведения Института всеобщей истории АН СССР и кафедры истории древнего мира и средних веков Уральского университета. Мы благодарны сотрудникам сектора византиноведения, обсуждавшим рукопись перед сдачей ее в печать и сделавшим ряд полезных замечаний и рекомендаций. Хотим выразить особую признательность профессору П. О. Карышков" скому за великодушную и бескорыстную помощь. Собственную же работу мы расцениваем как вклад в увековечение светлой памяти М. Я. Сюзюмова - ученого, оставившего яркий след в развитии марксистского византиноведения и современной византинистики в целом.

Г.Г.Литаврин

И Руси (балканские войны князя Святослава).

Биография

Лев Диакон родился в сельской местности, в Калоэ на реке Каистр во Фракийской феме . Родители его не занимали видного положения, однако были достаточно состоятельны, чтобы обеспечить сыну учёбу в Константинополе . После окончания школы Лев не упоминает больше свою родину в "Истории". В школе Лев изучал риторику, сохранились его упражнения, энкомий, сочинения, речи и панегирики, которые позже вошли в состав "Истории". После обучения он выбрал путь религиозного служения, некоторое время находился при патриархе патриаршим диаконом. К - стал императорским придворным дьяконом . Он сопровождал императора Василия II в его походах, в чуть не погиб в бою с болгарами. Около 996 года Лев Диакон выступает с речью (энкомий ), прославляющей императора, текст которой дошёл до наших дней. После этого достоверная биография Льва Диакона, основанная на анализе его сочинений, оканчивается.

По поводу дальнейшей судьбы византийского историка существует три гипотезы.

  • Согласно первой он скончался, что и помешало ему дополнить свой основной труд «История» правлением Василия II.
  • Согласно второй - своей речью Лев Диакон выделился среди придворных и именно он является известным по переписке с Василием II Львом, которого император отправил с дипломатической миссией в Италию в - . Позже он возможно стал епископом Синады, но эта версия достаточно спорна. Её поддерживают такие учёные как К. Крумбахер, Г. Вартенберг, А. Грегуар и П. Оржельс.
  • По третьей гипотезе Лев Диакон стал митрополитом Карийским, но она также несёт в себе ряд сложностей.

«История»

«История» Льва Диакона в 10 книгах описывает события - , но содержит ряд экскурсов в прошлое и фактов из времен до - , когда, скорее всего, она и была составлена. Лео первый с VII века писал, подражая "Истории" Фукидида, и использовал классический язык. Также он основывался на поздних античных историках классического периода, особенно Агафия. В отличие от более ранних историков и ряда современников, Лев Диакон не был простым хронистом и компилятором, а старался дать событиям свою оценку и определить их причины и следствия, чему способствовал выбранный им жанр исторического повествования. Лев Диакон противопоставлял славные дни Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия неудачному началу правления Василия II. Поэтому, вероятно, при его царствовании рукопись так и не вышла в свет, а её продолжение после сам автор счел преждевременным, ожидая скорого падения Василия в результате мятежей, чего так и не случилось.

На русский язык «История» была переведена дважды: в (Д. Попов) и в (перевод М. М. Копыленко, комментарии М. Я. Сюзюмов).

Источники

П. О. Карышковский и А. П. Каждан утверждают, что помимо описания лично увиденных событий Лев также мог опираться на какие-либо официальные документы. Аргументом в пользу этого тезиса можно считать внесение записи в "Книгу церемоний" необычайно официозной версии вступления на престол Никифора Фоки . Также проводятся аналогии данных и дополняющих друг друга сообщений у Скилицы и Льва Диакона. Высокая осведомленность историка в агиографии говорит об использовании Львом житийной литературы.

Напишите отзыв о статье "Лев Диакон"

Литература

  • Лев Диакон. / М.М. Копыленко (пер. с древнегреч.). - М .: Наука, 1988.
  • Лев Диакон. История. Наука, М. 1988, в серии памятники исторической мысли
  • Биография Льва Диакона. Лев Диакон. История. Наука, М. 1988
  • М. Я. Сюзюмов. Мировоззрение Льва Диакона. Лев Диакон. История. Наука, М. 1988

Ссылки

  • . Восточная литература . Проверено 22 марта 2011. .
  • (ed. Migne)

Отрывок, характеризующий Лев Диакон

– Что вам угодно, полковник? Я к вашим услугам.
– Я теперь, граф, уж совершенно устроился на новой квартире, – сообщил Берг, очевидно зная, что это слышать не могло не быть приятно; – и потому желал сделать так, маленький вечерок для моих и моей супруги знакомых. (Он еще приятнее улыбнулся.) Я хотел просить графиню и вас сделать мне честь пожаловать к нам на чашку чая и… на ужин.
– Только графиня Елена Васильевна, сочтя для себя унизительным общество каких то Бергов, могла иметь жестокость отказаться от такого приглашения. – Берг так ясно объяснил, почему он желает собрать у себя небольшое и хорошее общество, и почему это ему будет приятно, и почему он для карт и для чего нибудь дурного жалеет деньги, но для хорошего общества готов и понести расходы, что Пьер не мог отказаться и обещался быть.
– Только не поздно, граф, ежели смею просить, так без 10 ти минут в восемь, смею просить. Партию составим, генерал наш будет. Он очень добр ко мне. Поужинаем, граф. Так сделайте одолжение.
Противно своей привычке опаздывать, Пьер в этот день вместо восьми без 10 ти минут, приехал к Бергам в восемь часов без четверти.
Берги, припася, что нужно было для вечера, уже готовы были к приему гостей.
В новом, чистом, светлом, убранном бюстиками и картинками и новой мебелью, кабинете сидел Берг с женою. Берг, в новеньком, застегнутом мундире сидел возле жены, объясняя ей, что всегда можно и должно иметь знакомства людей, которые выше себя, потому что тогда только есть приятность от знакомств. – «Переймешь что нибудь, можешь попросить о чем нибудь. Вот посмотри, как я жил с первых чинов (Берг жизнь свою считал не годами, а высочайшими наградами). Мои товарищи теперь еще ничто, а я на ваканции полкового командира, я имею счастье быть вашим мужем (он встал и поцеловал руку Веры, но по пути к ней отогнул угол заворотившегося ковра). И чем я приобрел всё это? Главное умением выбирать свои знакомства. Само собой разумеется, что надо быть добродетельным и аккуратным».
Берг улыбнулся с сознанием своего превосходства над слабой женщиной и замолчал, подумав, что всё таки эта милая жена его есть слабая женщина, которая не может постигнуть всего того, что составляет достоинство мужчины, – ein Mann zu sein [быть мужчиной]. Вера в то же время также улыбнулась с сознанием своего превосходства над добродетельным, хорошим мужем, но который всё таки ошибочно, как и все мужчины, по понятию Веры, понимал жизнь. Берг, судя по своей жене, считал всех женщин слабыми и глупыми. Вера, судя по одному своему мужу и распространяя это замечание, полагала, что все мужчины приписывают только себе разум, а вместе с тем ничего не понимают, горды и эгоисты.
Берг встал и, обняв свою жену осторожно, чтобы не измять кружевную пелеринку, за которую он дорого заплатил, поцеловал ее в середину губ.
– Одно только, чтобы у нас не было так скоро детей, – сказал он по бессознательной для себя филиации идей.
– Да, – отвечала Вера, – я совсем этого не желаю. Надо жить для общества.
– Точно такая была на княгине Юсуповой, – сказал Берг, с счастливой и доброй улыбкой, указывая на пелеринку.
В это время доложили о приезде графа Безухого. Оба супруга переглянулись самодовольной улыбкой, каждый себе приписывая честь этого посещения.
«Вот что значит уметь делать знакомства, подумал Берг, вот что значит уметь держать себя!»
– Только пожалуйста, когда я занимаю гостей, – сказала Вера, – ты не перебивай меня, потому что я знаю чем занять каждого, и в каком обществе что надо говорить.
Берг тоже улыбнулся.
– Нельзя же: иногда с мужчинами мужской разговор должен быть, – сказал он.
Пьер был принят в новенькой гостиной, в которой нигде сесть нельзя было, не нарушив симметрии, чистоты и порядка, и потому весьма понятно было и не странно, что Берг великодушно предлагал разрушить симметрию кресла, или дивана для дорогого гостя, и видимо находясь сам в этом отношении в болезненной нерешительности, предложил решение этого вопроса выбору гостя. Пьер расстроил симметрию, подвинув себе стул, и тотчас же Берг и Вера начали вечер, перебивая один другого и занимая гостя.
Вера, решив в своем уме, что Пьера надо занимать разговором о французском посольстве, тотчас же начала этот разговор. Берг, решив, что надобен и мужской разговор, перебил речь жены, затрогивая вопрос о войне с Австриею и невольно с общего разговора соскочил на личные соображения о тех предложениях, которые ему были деланы для участия в австрийском походе, и о тех причинах, почему он не принял их. Несмотря на то, что разговор был очень нескладный, и что Вера сердилась за вмешательство мужского элемента, оба супруга с удовольствием чувствовали, что, несмотря на то, что был только один гость, вечер был начат очень хорошо, и что вечер был, как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами.

Византийский писатель, историк, принадлежал к придворным кругам. Его хорошая осведомлённость в вопросах придворной жизни и политики того времени делает Льва Диакона ценным источником по истории Византии, Болгарии и Руси (балканские войны князя Святослава).
Диакон родился в сельской местности, в Калоэ на реке Каистр во Фракийской феме. Родители его не занимали видного положения, однако были достаточно состоятельны, чтобы обеспечить сыну учёбу в Константинополе. После окончания школы Лев не упоминает больше свою родину в "Истории". В школе Лев изучал риторику, сохранились его упражнения, энкомий, сочинения, речи и панегирики, которые позже вошли в состав "Истории". После обучения он выбрал путь религиозного служения, некоторое время находился при патриархе патриаршим диаконом. К 975-980 стал императорским придворным дьяконом. Он сопровождал императора Василия II в его походах, в 986 чуть не погиб в бою с болгарами. Около 996 года Лев Диакон выступает с речью (энкомий), прославляющей императора, текст которой дошёл до наших дней. После этого достоверная биография Льва Диакона, основанная на анализе его сочинений, оканчивается.
По поводу дальнейшей судьбы византийского историка существует три гипотезы.
Согласно первой он скончался, что и помешало ему дополнить свой основной труд «История» правлением Василия II.
Согласно второй - своей речью Лев Диакон выделился среди придворных и именно он является известным по переписке с Василием II Львом, которого император отправил с дипломатической миссией в Италию в 996-998. Позже он возможно стал епископом Синады, но эта версия достаточно спорна. Её поддерживают такие учёные как К. Крумбахер, Г. Вартенберг, А. Грегуар и П. Оржельс.
По третьей гипотезе Лев Диакон стал митрополитом Карийским, но она также несёт в себе ряд сложностей.
«История» Льва Диакона в 10 книгах описывает события 959-976, но содержит ряд экскурсов в прошлое и фактов из времен до 989-992, когда, скорее всего, она и была составлена. Лео первый с VII века писал, подражая "Истории" Фукидида, и использовал классический язык. Также он основывался на поздних античных историках классического периода, особенно Агафия. В отличие от более ранних историков и ряда современников, Лев Диакон не был простым хронистом и компилятором, а старался дать событиям свою оценку и определить их причины и следствия, чему способствовал выбранный им жанр исторического повествования. Лев Диакон противопоставлял славные дни Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия неудачному началу правления Василия II. Поэтому, вероятно, при его царствовании рукопись так и не вышла в свет, а её продолжение после 976 сам автор счел преждевременным, ожидая скорого падения Василия в результате мятежей, чего так и не случилось.

- (ок.950 ок.1000) один из крупнейших визант. хронистов второй пол. X в. Родился в малоазийском селении Калоя в провинциальной семье, учился в Константинополе. После окончания учебы стал служащим при патриаршей канцелярии и, возможно, был возведен… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Лев Диакон - м. Византийский писатель. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …

Лев Диакон - (греч. Léon Diákonos) (родился до 950, Калоя, Малая Азия, умер около 1000), византийский писатель. Принадлежал к придворным кругам. Участвовал в походе императора Василия II против болгар в 986. «История в Х книгах» Л. Д. посвящена… … Большая советская энциклопедия

Лев Диакон - византийский историк, родом из Ионии (род. ок. 930 г.), жил в Константинополе; его хроника в десяти книгах обнимает события византийской истории от воцарения Романа II до смерти Иоанна Цимисхия (изд. в Париже в 1819 г. и в Бонне в 1828 г.). Сочин … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЛЕВ ДИАКОН - (Leon Diakonos) визант. хронист кон. 10 в. Принадлежал к придворным кругам. Участвовал в походе имп. Василия II на болгар в 986. История в X кн. Л. Д. написана ок. 990, посв. событиям 959 76 (отражено и нач. правления Василия II). 1 я ч. Истории… … Советская историческая энциклопедия

Лев Диакон - (р. ок. 950) визант. историк. Автор «Истории» (в 10 кн.), охватывающей период 959 975 (с экскурсами вплоть до 989). «История» Л. Д. содержит обширный фактич. материал не только по вопросам внутр. истории Византии этого времени, но и по… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Диакон, Лев

Лев Дьякон - Лев Диакон (до 950, селение Калоя (ныне Келез) у истоков Каистра (Кучук Мендерес), Малая Азия ок. 1000) византийский писатель, историк, принадлежал к придворным кругам. Его хорошая осведомлённость в вопросах придворной жизни и политики того… … Википедия

Лев (значения) - Лев: В Викисловаре есть статья «лев» Лев вид хищных млекопитающих семейства кошачьих. Лев (имя) мужск … Википедия

Диакон - м. Лев Диакон. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Лев Диакон. История , Лев Диакон. Издание 1988 года. Сохранность отличная. Лев диакон - один из крупнейших византийских авторов второй половины X века. В десяти книгах своей "Истории" он описал современные ему события… Купить за 610 руб
  • История Византии. Часть 1. Историки Византии (DVD) , Мартов Владимир. Издательство "Директмедиа Паблишинг" выпускает новую серию" Клио", представляющую собой ряд изданий по всемирной истории. Открывают серию хрестоматии по истории Византии -"Историки Византии"…

Лев Диакон (Leon Diakonos) - византийский хронист конца 10 века. Принадлежал к придворным кругам. Участвовал в походе императора Василия II на болгар в 986 году. "История в X кн." Льва Диакона написана около 990 года, посвящена событиям 959-976 годов (отражено и начало правления Василия II ). 1-я часть "Истории" - пересказ не дошедшего до нас источника того же времени (так называемые "Истории Фок"), 2-я часть написана на основании личных наблюдений и рассказов очевидцев. Идеализация Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия, по-видимому, преследовала цель подчеркнуть бедственное положение Византии в начале правления Василия II. Это соч. - важный источник для истории Древней Руси (описание походов кн. Святослава на Балканы).

А. П. Каждан. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Лев Диакон (Асинский) - византийский писатель. Родился около 950 г. в г. Калоя в Малой Азии, умер около 1000 г. Принадлежал к придворным кругам. Участвовал в неудачном походе императора Василия II против болгар в 986 г. «История» Льва Диакона, посвященная событиям царствования трех императоров (Романа II, Никифора II Фоки и Иоанна Цимисхия ), 959-976 гг., написана после 992 г., частично на основании личных наблюдений и рассказов очевидцев. «Славное царствование» императоров Никифора II Фоки и Иоанна Цимисхия Лев Диакон противопоставляет неудачному началу правления Василия II. Это сочинение, содержащее описание походов русского князя Святослава на Балканы, - важный источник по истории Древней Руси. Стилистически Лев Диакон стремился подражать Агафию Миринейскому. Кроме «Истории», сохранившейся в единственном списке, перу Льва Диакона принадлежит энкомий императору Василию II, написанный с прямо противоположных позиций: в нем восхваляется Василий II и осуждаются его предшественники на троне.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с.555.

Далее читайте:

Лев Диакон. История , Наука, М. 1988.

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам - | | |