Наука и образование против террора. Патриотизм в современном российском обществе Патриотизм в системе ценностей современной молодежи

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Значение патриотизма в развитии современного общества

Т.С. Косенко, С.В. Камашев

Новосибирск

Идея патриотизма во все времена занимала особое место во всех важнейших сферах жизнедеятельности общества: идеологии, экономике, политике, образовании (обучении и воспитании), культуре, экологии и т. д.

Содержание и направленность патриотизма определяются духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные бедствия, войны и т. д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

Современное общество находится на этапе выработки ведущей национальной идеи в России, которая, по мнению В.И. Лутовинова, "вселяет надежды определенной части российского общества на возрождение национальных ценностей и традиций, торжество соборности, равенство прав и возможностей граждан, укрепление семьи, выработку общероссийского патриотического идеала, способного вдохновить соотечественников на многотрудные и славные свершения во имя благосостояния и духовного преобразования Родины" .

Обновление общественных отношений в современном обществе повлекло за собой изменение духовно-нравственных ориентиров, идеалов, содержания всех форм общественного сознания. Как отмечает Б.Т. Лихачев: "в сознании людей происходит переоценка нравственно-эстетических ценностей; возвращение к историческим духовно-нравственным истокам; освобождение от идеологической засоренности, давления идейных догм и стереотипов; уход от негативного в прошлом и противостояние не менее негативному в сегодняшней общественной жизни. Очевидно, что сегодня осуществляется не только социальное, но и духовное расслоение общества: одни живут воспоминаниями о прошлом, другие - находятся в состоянии активного поиска новых нравственных идеалов, третьи - "без руля и без ветрил", освободившись от всякой идеологии, руководствуются лишь циничной жаждой наживы и получения удовольствия" .

С одной стороны, падение духовно-нравственных ценностей в условиях социально-политической, социально-экономической нестабильности приводит к кризису национального самосознания, духовному вакууму и дефициту патриотических чувств, а с другой - процесс глобализации, в которую включена Россия, провоцирует рост космополитических чувств, характеризующихся приматом глобальных общечеловеческих приоритетов над чувством патриотизма. Все это ослабляет патриотические настроения .

В такой ситуации ведутся поиски выработки ведущей национальной идеи в России. В основу данной идеи в трудах многих отечественных мыслителей (в том числе в законодательных документах) излагаются различные точки зрения на патриотизм и гражданственность как стержневой компонент русской идеи, призванной служить объединению и упрочению русской нации, консолидации российского общества и государства. Считается, что данная идея может претендовать на роль духовно-нравственной и социальной ценности в современной России, так как идея патриотизма во все времена занимала особое место и во всех важнейших сферах деятельности общества - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т. д. Еще Я.А. Коменский подчеркивал, что патриотизм в человеке воспитывается на самых ранних ступенях его становления: сначала это любовь к родителям, своему дому, месту, где он родился, а затем - к Отечеству. Г. Гегель понимал патриотизм как стремление к общим целям и интересам государства. М.В. Ломоносов считал, что "воспитание человека-патриота, человека-гражданина, честного труженика должно стать целью педагогического процесса". Н.М. Карамзин писал: "любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорой патриотизма" .

Мы склонны считать, что проблема остается открытой в связи с тем, что ее решение видится посредством воспитания, но без концептуального учета содержания, уровней, условий формирования такого чувства. Необходимо говорить не просто о воспитании, а о последовательном многоуровневом формировании патриотизма в качестве рефлексивного чувства, предполагающего проецирование личностью социального, культурного, политического пространства посредством любви к Родине, своему Отечеству. патриотизм гражданственность общество национальный

Попытаемся раскрыть смысл данного чувства. Как известно, патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Так, русский философ А.Ф. Лосев считал, что любовь к Родине - это "любовь чистая и ясная, любовь идейная, любовь бескорыстная, которая готова на жертвы, но это потому, что нет любви без жертвы и подвига, нет любви без самоотверженности и самоотречения. Любовь к Родине открывает глаза человеку на то, что не видно ему обычно, что не видно никому чужому и что вызывает насмешку у равнодушных и сытых" . патриотизм гражданственность общества национальный

Термин "патриот" стал широко применяться в России с эпохи Великой Французской революции (1789 г.), но исторические корни патриотизма имеют давнюю многовековую традицию. На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Отечеству являлась предметом пристального внимания общественных деятелей, ученых, мыслителей, педагогов и др. В центре их внимания - духовный потенциал патриотической идеи: нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимание ее как идеи отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идеи равноправности народов, идеи морального долга перед обществом, идеи ответственности за судьбу Отечества. Таким образом, патриотизм понимается как одна из наиболее значимых ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, и как важнейшее духовное достояние личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, ее готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение и любовь к своему Отечеству, сопричастность к его истории, культуре, достижениям и ценностям.

И в современной трактовке определения "патриотизм" мы не увидим особых отличий. Патриотизм - это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы; он предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранить ее характер и культурные особенности и идентифицировать себя с другими представителями народа; это источник формирования привязанности к родной земле, языку, традициям; патриотизм является составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии и т. п. . Таким образом, патриот - это личность, подчиняющая свою жизнь интересам Отечества.

Патриотизм понимается как "одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущей всем сферам жизни общества и государства, который является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении Родине" .

Говоря о патриотизме, следует упомянуть о таком понятии, как "гражданственность"; это интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с ее судьбой.

Таким образом, патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнедеятельности, одно из первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. В дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины XIX в. особое внимание обращалось на гражданское воспитание молодежи (например, К.Д. Ушинский выдвинул идею о введении учебного предмета патриотической направленности - "отечествоведение" ). В советской России воспитание было построено на основе коммунистической идеологии, большой акцент сделан на патриотическое воспитание. В начале 1990-х гг. в нашей стране произошел "кризис" воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. С начала XXI в. в Российской Федерации происходит возрождение системы гражданского и патриотического воспитания (военно-патриотическое, гражданско-патриотическое, поисковая деятельность, краеведение и др.), и важнейшим качеством гражданина-патриота выступает его способность успешно выполнять свои гражданские обязанности в мирное и военное время.

Известно, что с крахом Советского Союза русский народ оказался на историческом распутье. Развал советской системы образования и воспитания привел к тому, что молодое поколение, не усвоив ценностей патриотизма и коллективизма, стало формироваться на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма. Важнейшей составляющей этого процесса явилось разрушение устоявшихся представлений советских людей о себе и своем месте в мире, что вызвало массовый кризис идентичности и, как следствие, разрушение основ советского патриотизма. Таким образом, новое поколение начинало свою жизнь в стране, в которой отсутствовала какая-либо идеология или система ценностей. Образовался идеологический вакуум, в который стали проникать всевозможные идейные ("безыдейные") течения и направления, направленные на разрушение основ русской государственности, национального самосознания - вековых нравственных ценностей.

Как только личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), она попадает в "ловушку" ценностей, лишенных общественного, гражданского содержания. Это основа развития эгоизма личности. Если общество не интересуют проблемы личности, то автоматически возникает реакция, не зависящая от личности - агрессия против общества, антиобщественное поведение в различных проявлениях: терроризм, наркомания, алкоголизм, преступность и т. п. Человек в современной России, с одной стороны, стремится жить в обществе (по законам общества, следуя традиционным ценностям) и в то же время пользоваться достижениями науки и техники. Таким образом, в России столкнулись две системы ценностей - либеральная, сменившая социалистическую как ее антитеза, и традиционная, складывавшаяся на протяжении многих веков. В результате увеличилось число людей, которые одновременно стремятся к противоположным ценностям. В современном обществе материальные ценности стали преобладать над моральными и духовными, человек зациклился на личном благополучии (приоритет отдается индивидуализму, предпринимательским способностям, культу потребления, богатству). Мы можем утверждать, что сегодня в российском обществе отсутствует гражданское самосознание, оставляет желать лучшего и морально-психологическое состояние граждан, поскольку отсутствует единая государственная политика в области патриотического воспитания.

Когда речь заходит о патриотизме современной молодежи, то обычно отмечают следующее: мало понимает и принимает "патриотизм" как ценность; не знает истории своего Отечества; слабо понимает, как применить "патриотизм" на практике; не знает традиционных ценностей и т. п. Так, молодым новосибирцам был задан вопрос о герое нашего времени. Результаты следующие: 82 % - не могут назвать конкретных героев, причем 37 % из них считают, что таких нет вообще, 36 % - не знают их, 9 % - думают, что герои есть, но не ведают, кто они . А если нет образцов для подражания, молодежь в замешательстве: с кого брать пример? Вот и ищут свои идеалы самостоятельно, чаще прибегая к СМИ, Интернету, искажающим их сознание. В этом нельзя винить только подрастающее поколение, это один из главных показателей кризисной ситуации современного общества и государства.

Отметим, что в настоящее время отсутствует комплексный анализ данной проблемы, имеются разрозненные концепции, но и они требуют всестороннего системного анализа.

Как известно, патриотизм можно сформировать только через процесс воспитания. Воспитание "человеческого в человеке" невозможно без укрепления чувства исторического достоинства, без обращения к нравственным основам и культурным традициям предшествующих поколений, поэтому патриотическое воспитание молодого поколения является задачей огромной значимости.

Таким образом, в современных условиях России, во-первых, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания. Ее реализация требует создания такой системы патриотического воспитания граждан, которая была бы способна консолидировать и координировать усилия различных институтов и государства в данном направлении. Во- вторых, в системе образования (двуединого процесса обучения и воспитания) необходимо сделать большой акцент на разъяснение и привитие подрастающему поколению патриотических ценностей, являющихся опорой в развитии и процветании Отечества; патриотизм не заложен в генах, это социальное качество и его предстоит сформировать. Вершиной патриотического воспитания является осознание человека себя как гражданина России, ему должны быть близки такие понятия, как Родина, Отечество, Отчизна. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в знакомстве с историей, традициями, социальными условиями жизни своего народа и т. д.

Список литературы

1. Лутовинов В.И. Российский патриотизм: история и современность // Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы. - М. : АС-Траст, 2009. - С. 27-38.

2. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). - Самара: Самар. ин-т упр., 1997. - 84 с.

3. Головинов А.В. Воспитание патриотизма в философско-просветительском наследии Сибири // Философия образования. - 2008. - № 3 (24). - С. 142-148.

4. Лосев А.Ф. Родина // Русская идея. - М. : Республика, 1992. - 503 с.

5. Авдонин В.С. Исторический компонент в концепции патриотического воспитания. - Рязань, 1996. - 23 с.

6. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. - М. : Педагогика, 1988. - Т. 1. - С. 194-257.

7. Оценка за патриотизм. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gazeta- licey.ru/content/view/115/1/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика макроидентичности России. Определение понятий национальной идентичности, идеи нации, национальной идеи. Индивидуальная идентичность - совокупность характеристик, сообщающих индивиду качество уникальности. Проекты национальной идентичности.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Узбекская модель развития создаваемого нового общества в Узбекистане. Развитие общества и созидательные идеи. Разрушение общества путём национализма, терроризма и экстримизма. Формирование идеи национальной независимости как историческая необходимость.

    презентация , добавлен 06.05.2016

    Понятие термина "национальность". Оценка исторического развития, современного состояния проблемы идеологии национального духа, "Русской идеи". Перспективы развития проблемы. Развитие идеи национального духа в трудах мыслителей. Самобытность русского пути.

    реферат , добавлен 28.05.2015

    Природно-космологический фактор и его воздействие на формирование естественного субстрата нации. Разделение идеи национального единства и идеи народного суверенитета в конституционно-монархических странах. Национальное своеобразие русского народа.

    реферат , добавлен 03.03.2012

    Условия формирования этноса. Основные черты и этапы формирования русской нации. Идея национальной духовности русской нации. Особые формы организации семьи. Формирование семьи как социального института общества. Основные функции семьи и их изменения.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2012

    Влияние государства на эволюцию социальной структуры общества. Социальная идентификация как фактор формирования патриотизма. Стратегическое партнерство государства и бизнеса. Социология налогов и понятие экономической выгоды в уклонении от их уплаты.

    реферат , добавлен 23.11.2009

    Национально-этнические, религиозно-конфессиональные и духовно-нравственные идеи в республике Дагестан. Использование традиций в развитии местного самоуправления как атрибут демократизации общества. Проблема построения гражданского общества в регионе.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Сущность и основное содержание понятия "патриотизм", оценка его роли и значения в обществе на современном этапе. Необходимость и значение патриотических настроений в независимом государстве как один из основных факторов его роста и развития в будущем.

    эссе , добавлен 09.10.2012

    Жизненный путь М. Хальбвакса. Жизнь и творчество С. Бугле. Идеи М. Хальбвакса как социолога периода первой половины ХХ века. Концепция эгалитаризма С. Бугле. Влияние объединения общества на эгалитарные идеи. С. Бугле и Французская социологическая школа.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2011

    Предмет и объект науки "Идея национальной независимости". Формирование национальной гордости, патриотизма и народолюбия. Национальная идея – потребность и гарантия сохранения своеобразия народа и его развития. Влияние разрушительных идей в обществе.

« Сущность базовой национальной ценности «патриотизм» и его понятия»

1. Сущность базовой национальной ценности «патриотизм» и его понятия

Прежде чем приступить к освещению данного вопроса, следует определиться, что же представляют собой базовые национальные ценности.

Базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально–исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях .

Патриотизм – одна из базовых национальных ценностей. Как сложное интегральное личностное образование патриотизм включает: любовь к Родине; бескорыстную преданность и служение ей; нерасторжимое единство с ней, идентификацию своих интересов с интересами отечества; патриотические чувства, относящиеся к высшим духовным подструктурам человека и предполагающие духовное развитие; наличие активной гражданской позиции, готовность отстаивать интересы своей Родины, действовать во имя сохранения и развития ее благополучия; готовность пожертвовать ради отечества своими личными интересами, в том числе и жизнью; восприятие служения Родине как одной из важных основ своего жизненного самоопределения, святого долга и первейшей обязанности; признание Родины в качестве высшей, главной ценности в иерархии системы ценностей личности; гордость за свою культуру и достижения своего народа; преклонение перед его святынями, историческим прошлым и лучшими традициями (при одновременной их взвешенной и критической оценке); превалирование в человеке общественных ориентации над индивидуалистическими, классовыми или узко профессиональными интересами; уважение к другим народам и культурам .

Патриотизм как любовь

Определение патриотизма довольно часто встречается в различных словарях, статьях и научных работах, но каждый источник интерпретирует его по–разному. Большинство словарей даёт определение патриотизма, как любовь. Это может быть благородная любовь, большая чистая любовь, любовь к Родине, любовь к своему отечеству, любовь к благу и славе отечества и т.д. Все эти определения объединяет одно чувство - любовь. Что такое любовь и можно ли расценивать патриотизм как чувство? К примеру, словарь Ожегова даёт следующее определение:

«Патриотизм - Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриот - Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь .

Схожее определение можно найти в историческом, социологическом и большом энциклопедическом словарях:

«Патриотизм - любовь к Родине (большой и малой), одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями существования обособленных отечеств» .

Патриотизм - глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать ее .

Патриотизм– любовь полный любви к отчизне. . Человек любит место своего рождения и воспитания, с Родиной связанны приятные моменты жизни.

Н.М. Карамзин выделяет 3 вида любви к отечеству: физическая, моральная и политическая . В первом случае любовь выступает, как привязанность к определённому месту, во втором случае любовь выражается к тем людям, которые связанные с этим местом, в третьем–это любовь к благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях.

Н.М. Карамзин писал о том, что политическая любовь начинается с любви к своей истории, гордости за неё и героев прошлых лет.

Патриотизм как политический принцип

Так же многие другие источники расценивают патриотизм, как принцип. К примеру, философский словарь опубликовал следующее:

«ПАТРИОТИЗМ - (греч. patre - родина)–общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, который проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к родине. . Именно поэтому понятие патриотизм и представляет собой один из принципов нравственности.

Политика–деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а так же деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями .

Тут патриотизм рассматривается не как чувство, которое присуще каждому человеку не зависимо от его политических убеждений, а патриотизм, как политическая позиция, т.е. как политический патриотизм.

Исходя из выше написанного, можно сказать, что патриотизм играет не последнюю роль в политике. Так как общее понятие патриотизма–это любовь к Родине и Отечеству, следовательно, стране нужны патриоты. К примеру, рассмотреть армию. Молодых людей, которые считают службу своим долгом, можно назвать патриотами. Страна нуждается в таких людях, чтобы армия была сильной и защищала Родину, но для того чтобы это делать в первую очередь надо любить её, заботиться о её процветании, о её интересах.

Когда речь заходит о политическом патриотизме, в первую очередь встаёт вопрос, а кто же выступает в этой роли патриотами?

Патриот, патриота, м. (греч. Patriots - земляк). Человек, преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины .

Политик - человек, интересующийся вопросами политики. .

Следовательно, на поставленный вопрос мы можем ответить так: «в политическом патриотизме роль патриотов выполняют политики, которые, исходя из определений, интересуются жизнью страны, работают во имя интересов своей родины, состоят в различных государственных организациях, «поднимают» страну на новый, лучший уровень, делают всё возможное для процветания своей Родины. В их руках управление государством. Люди, которые относятся к органам высшей власти, должны любить свою страну, ибо только так они могут поддерживать государство на достойном уровне. Политик - это доверенное лицо государства».

Патриотизм как общественный принцип

Общество–совокупность людей, объединённых исторически общественным и социальными формами совместной жизни и деятельности. Общественный - относящийся к обществу, протекающий в обществе, связанный с деятельностью людей в обществе .

Патриотизм, как общественный принцип характеризует отношение людей к своей стране, которое проявляется их действиями. Любовь к родине, например, это забота об интересах и исторических судьбах страны, готовность ради них к самопожертвованию; гордость социальными и культурными достижениями своей страны; сочувствие к страданиям своего народа; уважение к историческому прошлому и вера в светлое будущее Родины; привязанность к месту жительства. У общества патриотизм в большинстве случаев проявляется во время больших исторических потрясений. Но патриотизм сплочает людей не только в радостные, но и в горестные моменты.

Патриотизм как моральная позиция

Так же мы можем заметить, что некоторые другие источники определяют патриотизм, как моральную позицию. Словарь Ожегова характеризует мораль, как нравственные нормы поведения, отношения с людьми. Так как моральные нормы должны соответствовать требованиям определённого поведения, которые основаны на принятых в обществе представлениях, следовательно, каждый человек, который относится к обществу и придерживается его социальных установок, по определению должен являться патриотом.

Проанализировав выписки из словарей и газет, можно сказать, что единого общего определения патриотизма нет. Большинство источников даёт определение патриотизма, как любовь к Родине, отечеству, но так же есть и примеры патриотизма, как моральной позиции, нравственного и политического принципа, верность своей истории, преданность своей культуре. Если обобщить всё выше перечисленное воедино, то можно написать следующие: «Патриотизм - это в первую очередь любовь к своей Родине, своему отечеству. Патриотизм начинается с любви к родным и близким и не заканчивается на любви к своему народу. Патриот обязан ценить свою историю, быть предан своей стране, готов ради неё к самопожертвованию, всеми силами служить интересам своей страны».

Патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия народа, ибо Родина - это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история. История ее культуры, ее духовного становления во времени. Патриотизм - это ощущение духовной связи с Отечеством; для нас - с Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее .

Проанализировав литературу можно сделать выводы, что:

Патриотизм - одно из самых устойчивых, неистребимых и священнейших чувств человека. Чувство патриотизма передается из поколения в поколение и является весьма стойким.

Перед Россией встала важнейшая задача - реализовать огромный духовно-нравственный потенциал, накопленный за всю историю существования государства, для решения проблем в различных сферах жизни общества. Государственная стратегия России должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие народа, поэтому в последнее десятилетие остро встал вопрос выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях. Героическая и драматическая история России, ее величайшая культура, национальные традиции всегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа, своеобразным стержнем общественного бытия.

В настоящее время встал вопрос выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях.

Заключение

Рассмотрев различные источники по данной теме, мы можем сделать ряд выводов.

Патриотизм - это в первую очередь любовь к своей Родине, своему отечеству. Он начинается с любви к родным и близким. Патриот ценит свою историю, предан своей стране и культуре, готов ради неё к самопожертвованию, всеми силами служить интересам своей страны.

В истории было много периодов спада и роста чувства патриотизма у русского народа и надо заметить, что в тяжёлые времена патриотизм объединяет людей, придаёт им веру в себя и свою страну.

6. Кольцова В.А., Соснин В.А. // Психологический журнал, 2005.№4.

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2011.–29 с.

8. Нестеров Ф. Связь времен. изд. «Молодая Гвардия», 1987.–239 с.

9. Ожегов С.И. Словарь Русского языка С.И. Ожегова, изд. «ИТИ Технология», М., 2005.–705 с.

10. Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании // Русский Вестник №16 (644) 2004.

11. Ушаков Д.Н. Большой Толковый Словарь Русского языка, изд. АСТ, 2000.–848 с.

За последние полтора десятилетия российской истории, пожалуй, ни одна идеологическая ценность не подвергалась таким переосмыслениям, а следовательно, испытаниям, как патриотизм.

Характерной чертой перестроечного времени стало крушение различных догм и постулатов. Так была брошена в оборот и подхвачена интеллектуалами фраза: «Патриотизм – это чувство примитивное, оно есть даже у кошки». Предполагалось, что патриотизм - отжившая ценность, мешающая строить новое демократическое общество, свободное от прежних стереотипов.

Прошло некоторое время и в канун 50-летия Победы над фашизмом тем же интеллектуалам пришлось реанимировать патриотизм, как неотъемлемую составную часть российского менталитета. Оказалось, что без патриотизма невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Без ясного, определенного акцента на защиту интересов России невозможно выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без заботы о собственной национальной экономике, национальном рынке, росте отечественных производителей, опоры на собственные силы невозможно улучшить жизнь людей. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела.

Исторически формирование патриотической идеи совпадет с возникновением Русского государства. В период перехода от родового общества к древнерусскому государству этническое самосознание воплощалось в представлении об общности происхождения и принадлежности к определенному племенному объединению, что привело впоследствии к формированию общей идеи русской земли, Руси, как государства, на котором живет народ. Но не только географическое пространство сплачивало формирующуюся древнерусскую народность. Язык, верования, историческая память о прошлом, общность судьбы - все то, что можно назвать историческим пространством и составляло вкупе Отечество.

Одной из ведущих в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты, а не захвата чужих земель. "Да не посрамим земли Русской!" - эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей боевой истории Российской армии. С середины XIII века с утратой государственного суверенитета, ослаблением политической роли русской земли общерусская патриотическая идея уступила место локальным призывам. Со второй половины XIV века клич "За землю русскую!" возродился в сочетании с другим "За веру православную!". Православие объединяло русских в борьбе за государственную независимость, олицетворяя и одухотворяя эту борьбу.

Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.

В петровское время с утверждением абсолютизма государственное начало безраздельно господствовало в общественном сознании. Для этого времени характерен был рост национального самосознания складывающейся русской нации, что нашло свое выражение в новом осмыслении таких духовных ценностей, как "Отечество" и "патриотизм".

Отечество отождествлялось с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общностью населения, постепенно вырабатывалось представление "мы - россияне".

Понятие патриотизм наиболее точно определил Н.М.Карамзин: "Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях". Похожее определение дает В.Соловьев: "Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма". Исходя из этих определений, суть любви к Отечеству состоит в понимании главных задач, стоящих перед обществом и государством, в неустанной борьбе за их решение. Патриотизм в русском национальном самосознании был связан с жертвенностью, с необходимостью, если надо, отказаться от себя, от семьи. Призыв "положить жизнь за Отечество" звучал в стихах Н.М.Карамзина, С.Н.Глинки, А.И.Тургенева. В то же время патриотизм чаще всего сопряжен в общественном сознании с военной деятельностью, но не захватнической.

В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей, а главным девизом россиян становятся слова "Бог, Царь и Отечество". С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского. "Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, - обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. - И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего...". , "Артикуле воинском", написанных лично Петром I, в Уставе воинском 1716 года, российских законах.

История нашего государства - это история войн в его защиту. Поэтому стержнем государственного патриотизма становится военно-патриотическое воспитание, получив-шее заметное развитие в трудах и деяниях П.А.Румянцева, А.В.Суворова, М.И.Кутузова, П.С.Нахимова, М.И.Драгомирова, С.О.Макарова, М.Д.Скобелева и других.

В послеоктябрьский период развития нашей страны произошло переподчинение собственно русских и российских интересов задаче интернационализации отношений в обществе. Это отразилось на русском самосознании, которое деформировалось, ослабля-лось, утрачивая национальные корни. Значительнее слабее стала преемственность поколе-ний, нарастали тенденции маргинализации населения, особенно молодежи, ее отчуждения от героических свершений и славы великих предков. В то же время в ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К.Жуков отмечал, что "не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг». общественная система не в состоянии оказать решающего воздействия на высшие духовные ценности народа в моменты судьбоносных испытаний.

Менталитет советского общества, хотя и содержал в себе многие общерусские ментальные черты, тем не менее, весьма существенно отличался от менталитета прошлых веков. Этому способствовало стремление власти ограничить влияние церкви, режим террора и насилия в стране, принижение роли семьи в воспитании подрастающего поколения, культ личности. Этот период привел к образованию своеобразного и неповторимого менталитета "советского человека", по выражению Л.Н.Пушкарева "сдвигающего горы и меняющего течение рек, не задумываясь о последствиях".

В современное время в условиях господства эгоцентрически трактуемой либеральной идеи стала возможной общественная деморализация. А.И.Солженицин, характеризует следующим образом изменения в русском менталитете в новом Российском государстве: "...Рублево-долларовый удар 90-х годов по новому потряс наш характер: кто сохранял еще прежние добрые черты - оказались самыми неподготовленными к новому виду жизни, беспомощными, негодными неудачниками, не способными заработать на прокормление. "Нажива" стала новой идеологией. Разгромная, разрушительная переделка... - густо дохнула распадом в народный характер".

Перед Россией встала важнейшая задача - реализовать огромный духовно-нравственный потенциал, накопленный за всю историю существования государства, для решения проблем в различных сферах жизни общества. Государственная стратегия России должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие народа, поэтому в последнее десятилетие остро встал вопрос выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях. По мнению А.Кивы "Национальная идея - это обруч нации. Как только он лопается, нация либо впадает в глубокую депрессию, либо распадается, либо становится жертвой какой-то реакционной идеи и даже человеконенавистнической идеологии".

Героическая и драматическая история России, ее величайшая культура, национальные традиции всегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа, своеобразным стержнем общественного бытия. Поэтому необходимо всегда помнить пророческие слова В.В.Розанова: «Цивилизации гибнут от извращения основных добродетелей, стержневых «на роду написанных», на которых «все тесто взошло».

Список литературы

Н.А.Баранов. Патриотизм в системе общероссийских ценностей