Пьеро делла Франческа. (Раннее Возрождение). Пьеро делла Франческа (Пьеро ди Бенедетто или Пьеро даль Борго) Смотреть что такое "Пьеро делла Франческа" в других словарях

Биография

Родился в небольшом селении Борго-Сан-Сеполькро (Borgo Santo Sepolcro), в Умбрии , в 1415/1420 г.; умер там же в 1492 г.
Работал в Перудже , Лорето , Флоренции , Ареццо , Монтерки, Ферраре , Урбино , Римини , Риме , но всегда возвращался в родной городок, где с 1442 г. он являлся городским советником и последние два десятелетия жизни он провел именно там.
Ученик неизвестного, вероятно, сиенского живописца, он в 1439 г. работал под руководством Доменико Венециано над украшением фресками церкви Санта-Мария-Нуова, во Флоренции , причем освоился со стилем тамошних реалистов, приобрёл основательное знакомство с перспективой и правилами освещения и усовершенствовался в технике живописи .
Автор математических трактатов «О перспективе в живописи», хранящийся ныне в Амброзианской библиотеке, в Милане и «Книжица о пяти правильных телах», вероятно, что ими он снискал гораздо больший авторитет в свое время и в XVI-XVII вв., чем живописью. «Если флорентийцы полагали, что изображают мир таким, каков он есть, то Пьеро первым из живописцев сделал последовательные выводы из убеждения, что мир можно изобразить только таким, каким он представляется, ибо все видимо не само по себе, а только благодаря свету, по-разному отражающемуся от различных поверхностей».
Пьеро делла Франческо обладал большим чувством красоты, прекрасным рисунком, нежным колоритом и необыкновенным для его времени знанием технических сторон живописи, особенно перспективы.

Ученики

Он был учителем знаменитого Луки Синьорелли , и его влияние отразилось в произведениях Мелоццо-да-Форли, отца Рафаэля , Джованни Санти, и других умбрийских мастеров, даже в ранних работах самого Рафаэля.

Произведения

«Бичевание»

После того, работая в своем родном городе, он написал масляными красками образ «Матерь Милосердия, с предстоящими ей святыми» и пределлу к нему со сценами Страстей Господних, для местного общества della misericordia, и фреску «Воскресение Христово» в Палаццо Коммунале.

  • В г. он был призван ко двору герцога Федерико в Урбино , где, по заказу этого государя, исполнил картину «Бичевание» в ризнице урбинского собора (в Урбинской галерее).

Одна из самых загадочных картин Пьеро, напоминающая диптих по своей композиции, где в левой части сцена бичевания, а в правой трое беседующих мужчин. Существует три версии возможного сюжета, изображенного на картине. Самая распространенная версия, убеждает что перед нами бичевание Иисуса Христа перед Пилатом (во многих источниках эта картина упоминается именно как «Бичевание Христа», «Бичевание Спасителя»), согласно другой версии это Св. Мартин, папа римский VII в., (Рим в то время входил в состав Византийской империи), который был вызван в Константинополь на суд, осужден и впоследствии принял мученическую смерть. По третьей версии это сон Бл. Иеронима. «Иерониму однажды приснилось, что он подвергся бичеванию за чтение язычника Цицерона … три фигуры на заднем плане – два человека и ангел с босыми ногами – «обсуждают отношение между классической и патристической литературой, как это отразилось в истории сна Иеронима».

  • после г. Портрет герцога Федерико Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца , его супруги.
  • ок. - гг. Алтарь Монтефельтро (Мадонна со святыми и герцогом Урбинским), написан также по заказу Федериго да Монтефельтро, реквием в честь умершей жены, находится в пинакотеке Брера , Милан .

Считается, что Федерико заказал эту роспись в честь рождения наследника престола Гвидубальдо, за которой вскоре последовала смерть его супруги Баттисты Сфорца (в 1472 г.) и этим алтарным образом, хотел обеспечить протекцию всему своему роду. Реставрация и недавние исследования показали, что первоначальный размер картины был уменьшен, а художник намеревался включить в композицию больше архитектуры и пространства, сделав её более воздушной. В центре Мадонна на троне со спящим Иисусом, далее слева направо: Иоанн Креститель , Св. Бернардин, Св. Иероним (в образе монаха-отшельника, бьющий себя камнем в грудь), Св. Франциск (показывающий стигматы), Св. Пётр Мученик (с раной на голове) и Иоанн Богослов . Позади них архангелы, а впереди коленопреклоненный сам Федерико да Монтефельтро. Сейчас уже трудно разгадать все возможные аллегории в этой картине, такие как страусиное яйцо, символизирующее непорочное зачатие, новую жизнь, является и эмблемой рода Монтефельтро, спящий Иисус на руках Мадонны одновременно и символ материнства и символ смерти, что ещё больше подтверждает возможный траурный оттенок этой работы.

Библиография

  • Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. - СПб: Азбука-классика, 2003. - С. 504. - ISBN 5-352-00597-6
  • Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев. / Пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского. - СПб:. Азбука-классика, 2004. - 672 с. ISBN 5-352-01012-0
  • Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. - М: Искусство, 1978.
  • Edited by LauraBaini. Brera. Guide to the Pinacoteca, Mondadori Electa S.p.A., Milano, 2005

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Франческа, Пьеро делла" в других словарях:

    Франческа (Francesca) Пьеро делла (около 1420 1492), итальянский живописец; см. Пьеро делла Франческа … Большая советская энциклопедия

    - «Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца», галерея Уффици, Флоренция. Триумф. Герцог и герцогиня на триумфальных колесницах, оборотная сторона, галерея Уффици, Флоренция. Пьеро делла Франческа (итал. Piero della… … Википедия

    См. Пьеро делла Франческа … Энциклопедический словарь

    Франческа П. делла, см. Пьеро делла Франческа …

    Пьеро делла Франческа. Крещение Христа. 1450—1455. Национальная галерея. Лондон. Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (около 1420 — 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико… … Художественная энциклопедия

    - (Piero della Francesca) (около 1420 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико Венециана. Испытал влияние Мазаччо, Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства. Работал в Ферраре,… … Художественная энциклопедия

    - (Piero della Francesca) (ок. 1420 92) итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения. Произведения отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщенность форм, глубокая продуманность пропорций, разумная… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Piero della Francesca) (1406/1420 1492), итальянский живописец и математик, один из величайших мастеров эпохи Раннего Возрождения. Родился между 1406 и 1420 в Борго Сан Сеполькро в Умбрии (ныне северо восточная часть Тосканы). Отсутствие каких… … Энциклопедия Кольера

Тогда, совсем совсем давно я не знала, что попаду в Тоскану и увижу своими глазами, те места в которых снимал Тарковский .

Я уже видела много раз Сан Гальгано ( SanGalgano ) и Баньи Виньоне ( Bagni Vignone ), когда мне захотелось посетить Монтерки ( Monterchi ), совсем небольшой городок на востоке провинции Ареццо , где в кладбищенской капелле до сих пор сохранилась фреска «Мадонна Дель Парто» “ Madonna del Parto ” итальянского художника периода раннего возрождения Пьеро делла Франческа - Piero della Francesca .

Каково же было мое удивление, когда прорулив практически двести км., я обнаружила, что никакой капеллы давным давно нет, а снятая со стены фреска висит в небольшом музее под пуленепробиваемым стеклом и залы окружающие ее рассказывают о истории создания и жизни этого произведения. Последняя церковь, где хранился этот шедевр обвалилась еще в начале сороковых годов, к удивлению!, не пострадала только стена на которой была закреплена фреска!

Значит, Тарковский видел эту работу примерно в таких же условиях, как увидела ее я. ОООО ! Великий вымысел кино! А как же небольшая церквушка из фильма в которой идет невероятный обряд выпускания птиц из живота кукольной девы? И что это за церквушка?

Вымысел великого мастера, приблизил меня к мастеру другому.

Удивительна работа делла Франческа тем, что на ней мы видем Мадонну, как говориться « на сносях» , еще нет Исуса Христа, а уже есть она, женщина- дева- будущая мать. Что мне симпатизирует в итальянской культуре - их отношение к Марии, это какая то смесь «страсти» , почитания, любви и целомудрия. Вначале была «Мадонна дель Парто» -роженица,

изначальная «Мамма миа !» мать наша, великая и всемогущая как сама жизнь.

Оказывается!

Пьеро делла Франческа - итальянскийй художник и математик 1412-1492 .Родился в Сансепоьлкро провинция Ареццо . Посвятил «Мадонну дел Парто» , своей матери Романе ди Перино уроженке Монтеркио . Предполагается, что фреска была написана артистом в 1459 году, когда Пьеро был в Монтеркио на похоронах своей матери.
Пьеро был не только художником но и математиком.

Его перу принадлежат такие исследования перспективе и анатомии как: "De Perspectiva Pingendi ", "De quinque corporibus regularibus " где ученый рассуждает о геометрии в живописи и учебник по математике "De Abaco ".
Точная Дата рождения Тосканского художника не установлена, коммунальный архив (место рождения художника) в течении веков горел несколько раз, превращая ценные документы о жизни и смерти свободных граждан комуны в пепел . Вазари в своей книге "Жизнеописание знаменитых живописцев", на итальянском она называется просто "Жизни" "Vite", утверждает, что художник умер в возрасте 86 лет абсолютно слепым. Второй факт историками искусства не подтверждается. Первый- ставится под сомнение. Художник мог родиться с 1406 по 1420. В городском музее очень хорошая коллекция работ делла Франческа , да и город великолепен.

В родился также Матео ди Дж ованни , его работы можно увидеть Соборе города Гроссето и церкви сан Николо в Монтепескали .

За день рулений по дорогам Тосканы , я увидела небольшой городок Монтерки ,

Пье́ро де́лла Франче́ска (итал. Piero della Francesca (инф.); ок. 1420 г., Борго-Сан-Сеполькро, Синьория Римини - 12 октября 1492 г., Борго-Сан-Сеполькро, Флорентийская республика) - итальянский художник и теоретик, представитель Раннего Возрождения.

Пьеро (Пьетро) ди Бенедетто деи Франчески более известен как Пьеро делла Франческа (по имени матери, «…ибо она осталась беременной им, когда его отец и её муж умер…»).

Произведения мастера отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщённость форм, композиционная уравновешенность, пропорциональность, точность перспективных построений, исполненная света мягкая гамма.

Родился в небольшом селении Борго-Сан-Сеполькро, в Тоскане, в 1415/1420 г.; умер там же в 1492 г.

Работал в Перудже, Лорето, Флоренции, Ареццо, Монтерки, Ферраре, Урбино, Римини, Риме, но всегда возвращался в родной городок, где с 1442 года он являлся городским советником и последние два десятилетия жизни провёл именно там.

Считается, что авторский стиль Пьеро формировался под влиянием флорентийской школы живописи. Возможно, он был учеником неизвестного живописца из Сиены. В 1439 году под руководством Доменико Венециано художник работал над украшением фресками церкви Санта-Мария-Нуова во Флоренции. Благодаря этой работе он совершенствовал своё мастерство, познакомился с перспективой и созданием освещения.

В последние годы Пьеро стал терять зрение и углубился в изучение математики. Пьеро является автором двух математических трактатов: «О перспективе в живописи» (хранится в Амброзианской библиотеке Милана) и «Книжица о пяти правильных телах». Вероятно, своими научными работами он снискал больший авторитет в XVI-XVII вв, чем живописью. «Если флорентийцы полагали, что изображают мир таким, каков он есть, то Пьеро первым из живописцев сделал последовательные выводы из убеждения, что мир можно изобразить только таким, каким он представляется, ибо всё видимо не само по себе, а только благодаря свету, по-разному отражающемуся от различных поверхностей».

Пьеро делла Франческа обладал большим чувством красоты, прекрасным рисунком, нежным колоритом и необыкновенным для его времени знанием технических сторон живописи, особенно перспективы.

Он был учителем знаменитого Луки Синьорелли . Стиль художника отразился в произведениях Мелоццо да Форли, отца Рафаэля , Джованни Санти и других умбрийских мастеров, даже в ранних работах самого Рафаэля.

По словам Вазари , он был приглашён папой Николаем V в Рим для работ в Ватикане, затем, в 1451 году, поступил на службу к герцогу Сиджизмондо Малатеста в Римини, где написал, между прочим, в церкви Сан-Франческо замечательный по благородной простоте композиции и по точности рисунка образ Святого Сигизмунда («Святой Сигизмунд с Сиджизмондо Малатеста»), в котором особенно хороши портрет заказчика (герцога) и архитектурное окружение.

Около этого же времени исполнены им фрески в церкви Святого Франциска в Ареццо, изображающие легенду об обретении Креста Господня (1452-1465) в главной капелле базилики. Этот цикл, вдохновлённый «Золотой легендой», стал не только самым значительным произведением художника, но и одним из шедевров живописи эпохи Ренессанса.

Работая в своём родном городе, он написал масляными красками образ «Матерь Милосердия, с предстоящими ей святыми» и пределлу к нему со сценами Страстей Господних. Эта работа была выполнена для местного общества милосердия. Вторая фреска - «Воскресение Христа» (1458) - находится в Палаццо Коммунале. На этой фреске «…Христос кажется непрерывно поднимающимся из гроба и словно бы на глазах вырастающим до сверхчеловеческой величины».

В 1469 году Пьеро был призван ко двору герцога Федерико в Урбино, где по заказу этого государя исполнил картину «Бичевание» в ризнице урбинского собора (в Урбинской галерее). Это одна из самых загадочных картин Пьеро, напоминающая диптих по своей композиции, где в левой части сцена бичевания, а в правой трое беседующих мужчин. Существуют три версии возможного сюжета, изображённого на картине. Самая распространённая версия убеждает, что перед нами бичевание Иисуса Христа перед Пилатом (во многих источниках эта картина упоминается именно как «Бичевание Христа», «Бичевание Спасителя»). Согласно другой версии, это Святой Мартин, папа римский VII века (Рим в то время входил в состав Византийской империи), который был вызван в Константинополь на суд, осуждён и впоследствии принял мученическую смерть. По третьей версии, это сон Блаженного Иеронима. «Иерониму однажды приснилось, что он подвергся бичеванию за чтение язычника Цицерона… три фигуры на заднем плане - два человека и ангел с босыми ногами - „обсуждают отношение между классической и патристической литературой, как это отразилось в истории сна Иеронима“».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Свой уникальный проект «Выставка одного шедевра» Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина продолжил показом сразу четырёх шедевров эпохи Раннего Возрождения на одну тему: "Образ Мадонны". Мадонна с Младенцем — центральный сюжет западноевропейской живописной традиции, как и Богоматерь в древнерусской иконописи. Поэтому и решили именно под Рождество привезти в Россию из Италии произведения художников XV века, которых не встретишь ни в одном отечественном собрании. Исполненные первоклассными художниками своего времени для частных заказчиков, все четыре появились в один период, с разницей максимум в два десятка лет, с 1470 по 1490 год. Четыре Мадонны размещены одна против другой, вместе образуя крест.

Эпоха Возрождения создала новый изобразительный язык, обусловленный новым мировоззрением, и место иконы в западной культуре заняла религиозная картина, но, тем не менее, противопоставление Запада и Востока, Ренессанса и Средневековья не носит столь категорического характера. Именно поэтому для выставки были выбраны богородичные образы, написанные разными итальянскими художниками во второй половине XV века. Связи ренессансной и византийской культур в XV веке были очень тесными, что объясняется различными обстоятельствами, в том числе, и деятельностью итальянских гуманистов, открывавших для себя наследие античной Греции; и падением Константинополя в 1453 году, после которого в Италию хлынул поток беженцев, среди которых были представители культурной элиты, которые везли с собой иконы, произведения декоративно-прикладного искусства и целые библиотеки. Представленные на выставке произведения позволяют увидеть, как новый изобразительный язык Ренессанса преображал традиционную иконографию и как постепенно происходил процесс «очеловечивания» священных образов, при этом в полной мере сохраняя разработанную восточной традицией символику.

У картины «Мадонна с благословляющим младенцем и двумя ангелами» Пьеро делла Франческо есть второе название - «Мадонна Сенигалья», которое появилось в 1822 году, когда ее обнаружили в маленькой церкви близ города Сенигалья и перевезли в Урбино. Из четырех художников на выставке Пьеро делла Франческа был наиболее подкованным в вопросах теории — он читал Евклида и Фибоначчи, написал три трактата по математике в сфере коммерции и искусства, общался с юристами и секретарями папского двора. Подробной документации об этой работе не сохранилось, но считается, что герцог Федериго де Монтефельтро, портрет которого кисти Пьеро дела Франческо есть во всех учебниках по искусству итальянского Возрождения, заказал Мадонну в подарок дочери по случаю ее свадьбы c Джованни делла Ровере, племянником папы Юлия II, заказчика росписи потолка Сикстинской капеллы.



«Мадонна с благословляющим младенцем и двумя ангелами» («Мадонна Сенигалья») Пьеро делла Франческо, дерево (орех), темпера, масло, 1491 г Национальная галерея области Марке, Урбино.

Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор нет объективных данных, позволяющих окончательно ответить на вопросы о том, какие смыслы в скрыты в картине и каковы обстоятельства ее создания. Мастер изображает Богоматерь с Младенцем, следуя византийскому иконографическому типу Одигитрия, то есть Путеводительница: Мадонна - заступница людей перед Господом - указывает рукой на Младенца, как на Спасение. Художник изображает Мадонну с младенцем Христом и двумя ангелами в интерьере, написанном согласно законам прямой перспективы. Удивительным образом художником передана игра света и тени: в ярком луче света можно даже разглядеть висящую в воздухе пыль.

Фигуры скульптурные, объемные, художник необыкновенно точно передает с помощью красок фактуру различных материалов, так, что словно осязаешь их взглядом. Строгость персонажей картины напоминает христианские мозаики или византийские иконы. Взаимодействия между фигурами почти нет: Мадонна отрешенно смотрит словно внутрь себя, а младенец Христос смотрит вдаль, рука его поднята в благословении.


Младенец держит в руках «розу без шипов», цветок, связанный с Девой Марией, которую изображают в итальянской живописи, как Santa Maria della Rosa. Жемчужина (нитка жемчуга) означает спасение, Христа-Спасителя. Веточка коралла на шее Младенца Христа означает защиту от злых сил. Плетеная корзина напоминает о пасхальной корзине, о Пасхе, что тоже является символом Христа. Одеяние Младенца похоже на одеяние античных философов. Цвета одеяний ангелов соответствуют чину - серафим и херувим. Мерцание на темно-синем плаще Богоматери — результат времени, а не замысла художника. За пять с лишним веков красочный слой претерпел изменения, которые дали такой необычный эффект.

Для венецианца Джованни Беллини характерно поэтическое осмысление сюжета. На большинстве его картин Мадонна не смотрит на Иисуса, ее взгляд обращен в будущее. Композиция «Мадонны с херувимами» из знаменитой венецианской Галереи Академии построена иначе - это диалог Матери и Младенца. Считается, что это поздняя работа автора - около 1490 года. Мотив с херувимами он вполне мог заимствовать у своего отца Якопо - в произведениях того он также встречается.


«Мадонна с младенцем» («Мадонна с красными херувимами») Джованни Беллини, дерево, темпера, ок.1490 Галерея Академии в Венеции.

Венецианский художник, написавший множество подобных Мадонн, как никакой другой художник умел передать чувства матери и ребенка. Несмотря на наличие херувимов, на символы, связанные с Мадонной и изображенные в пейзаже, эта картина, в первую очередь, о материнской любви, и ее богословское содержание отходит на второй план. Мадонна и младенец полностью сосредоточены друг на друге: Мадонна нежно прижимает к себе сына, а тот с приоткрытым ротиком внимательно глядит на мать. Перед зрителями разворачивается неуловимый, безмолвный диалог, и как тут не вспомнить слова Павла Муратова о Беллини: «Никто другой не умеет так, как он, соединить все помыслы зрителя на какой-то неопределенной сосредоточенности, приводить его к самозабвенному и беспредметному созерцанию».

Феррарский художник Козимо Тура вместе с Франческо дель Коссой и Эрколе де Роберти был членом загадочного сообщества художников на службе семьи д`Эсте. За феррарцами давно закрепилась репутация мистиков и интеллектуалов, строивших свои работы на сложных аллегориях, которые сочинялись придворными учеными. Двор был просвещенным, здесь возникла собственная типография. Правители меценатствовали и периодически ссорились с папским престолом. К тому же, придворные художники работали бок о бок с мастерами декоративного искусства. Сам Тура нередко подражал технике эмали, уподобляя свои небольшие картины изысканным драгоценностям - подобный подход при создании богородичных образов был вполне уместным, поскольку на христианском Востоке иконы богато украшались.


«Мадонна со спящим младенцем» («Мадонна Зодиака») Козимо Тура, дерево, темпера, около 1470 Галерея Академии в Венеции

Картина помещена в своеобразный табернакль и, по мнению специалистов, предназначалась изначально для частного заказчика, а не для церкви. Другое название этой работы - «Мадонна Зодиака». Слева от Мадонны действительно просматриваются - хотя и с трудом - изображения нескольких знаков зодиака (справа подобные же изображения не сохранились). Тема астрологии была популярна в то время при утонченном феррарском дворе графов (в дальнейшем герцогов) д’Эсте. Стремление примирить христианскую веру и астрологию, увидев в расположении звезд отражение Божьего замысла, оправдывала совместное присутствие и взаимное наложение христианских и языческих символов.

Но и без зодиака картина просто перенасыщена символами. Виноградные грозди и щегол символизируют Страсти Христовы. (В народной католической традиции щегол поранился о шипы тернового венца на голове Христа - от выступившей крови и возник красный цвет его грудки.)

На картине Мадонна пробуждает Младенца ото сна (сцена, не слишком частая в иконографии). Этот сюжет связан с темой Воскресения, судьбой Христа, умершего ради спасения людей. У младенца нимб сделан из плотного материала, но по цвету и фактуре больше напоминает картон.

Карло Кривелли, уроженец Венеции, покинул родину, выбрав менее влиятельную Анкону. Тем не менее, художник всегда подчеркивал свое отношение к Венеции, оставляя на картинах подпись «OPUS CAROLI CRIVELLI VENETI», «Карло Кривели, венецианец». В документах сохранилась запись о пребывании художника в Далмации в 1457 году, где его обвинили в похищении жены некоего моряка. За десять лет до своей смерти (в 1495 году) он привлек к себе общественное внимание еще раз, приняв участие в общественных беспорядках, а позже, в 1490 году, был удостоен звания рыцаря. Позднее, подписывая свои работы, он не забывал указывать свой титул, напоминая об оказанной ему чести. Его бурная жизнь полностью противоречит тому состоянию внутреннего покоя, которым пронизаны его творения. Предположительно, Кривелли учился у Скварчоне и Мантеньи. От последнего Кривелли перенял страстный интерес к античной архитектуре и успешно расширял свои знания в этой области. Смешение византийско-венецианских традиций с неоготической манерой придает его картинам блеск и богатство. Манера живописи с подробной детализацией, несмотря на небольшие размеры, позволяет предположить знакомство автора с произведениями нидерландской школы


«Мадонна с младенцем» Карло Кривелли, дерево, темпера, 1480-1486 Городская пинакотека «Франческо Подести» в Анконе

Картина Кривелли была обнаружена в конце XVIII века в ризнице анконитанской церкви Сан Франческо ад Альто. Предполагается - в силу скромных размеров - что предназначалось произведение скорее всего не для храма, а для чьей-то кельи. В этой работе много символики. Яблоко - напоминание о первородном грехе и победившей его Богородице. Огурец ассоциируется с жизнью и Воскрешением (и поэтому составляет пару яблоку, которое ассоциируется с грехопадением). Кривелли часто рисовал рядом с образом Марии огурец, так что, похоже, что огурец для Кривелли — это атрибут Богородицы. Щегол - символ христианской Души или духовности, который можно часто видеть в руках Младенца Иисуса Христа. Благодаря своей красоте и кротости щегол был распространенной детской забавой. Кроме того, иконография этой птицы основана на легенде о том, как щегол спустился и вырвал колючку из тернового венца Иисуса Христа по дороге на Голгофу, после чего лоб Спасителя обагрился кровью, то есть - щегол - еще и символ Страстей. Моллюск в раковине в руке младенца - отсылка к теме воплощения Христа во чреве Марии.

Сидящий на сухом древе ворон - символизация земли, которая до прихода Христа была в запустении. Торжественные одеяния Мадонны указывают на то, что она царица небесная. Мадонна дотронулась до ножки младенца - эта иконографическая деталь была распространена в XI-XII вв в восточной традиции. На картине в качестве фона появляется пейзаж, прописанный точно и тонко.