Подбери признак голубь какой. Лексическая тема "Зимующие птицы" учебно-методический материал (старшая группа) на тему. Упражнение «Накорми птиц»

Лексическая тема с 7-11 декабря

«Зимующие птицы».

Пойти вместе с ребенком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребенку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать;

Рассказать, где они живут и чем питаются;

Обратить внимание ребенка на то, какие птицы часто приле­тают во двор. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.

Задание 2. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Задание 3. Отгадать загадки. (Выучить загадки и стихи по выбору.)

Хоть я не молоток - по дереву стучу:

В нем каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока).

Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)

Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!

И вдруг вспорхнули яблоки - ведь это … (снегири).

Синица, синица, веселая птица! Где ты была?

Где ты жила? - Я сидела по кустам, я летала по садам: «ццц».

Задание 4 . Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа существительных): ворона - вороны, снегирь - …, галка - …, воробей - ….

Задание 5. Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):

Воробей - воробушек, воробьишко; галка - …, снегирь - …, синица - … .

Задание 6 . Дидактическая игра «Счет птиц» (закрепление согласования числительных с существительными).

Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.

Первая ворона, вторая ворона, … пятая ворона; первый голубь, второй голубь, …, пятый голубь.

Задание 7. Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

Ворона - «кар-кар» - она каркает, воробей - … .

Задание 8. Дидактическая игра «Подбери признак»

Ворона (какая?) - …, голубь (какой?) - …, снегирь (какой?) - …, синица (какая?) - ….

Задание 9. Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию».

Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь).

Задание 10 . Сделайте совместно с ребёнком кормушку для птиц.

Уважаемые родители!

С 7 декабря по 11 декабря

Цель:

Знакомство с некоторыми особенностями поведение лесных зверей и птиц зимой.

Задачи:

Уточните у ребенка, каких зимующих птиц он знает; почему они не улетают.

Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.

На картинке ниже рассмотрите птиц, которых можно встретить зимой возле нашего дома. Здесь и те птицы, которые живут около нас круглый год (вороны, воробьи, синицы.), и те, что прилетают к нам зимой подкормиться (снегирь).

Гуляя вместе с ребенком понаблюдайте за птицами. Дома рассмотрите с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их; обратить внимание на характерные внешние признаки (величина, окраска перьев, спинка, грудка, головка, крылья, лапки, клюв, хвост) покажите зимующих птиц. Обратите внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица) на кормушку.

Проведите беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой. Изготовьте совместно с ребенком кормушку и подвесьте её на улице. Во время прогулки понаблюдайте, какие птицы прилетают на кормушку

Упражнения на грамматический строй речи.
Упражнений: «Назови ласково», «Скажи, когда много», «Кто как голос подает», «Скажи одним словом».

Например:

воробей — воробушек

синица — синичка

галка — галочка

одна ворона, две вороны.

одна синица, две синицы.

Упражнение «Чей, чья, чьё, чьи?

На образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?)…, перья воробья (чьи?)…, перья снегиря (чьи?)…, перья голубя (чьи?)…

Вмести читаем стихотворение:

«Птичья столовая»

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний —
Путешественник-скворец…
Вот и песенке конец.

(З. Александрова)

Уважаемые родители!

С 7 декабря по 11 Декабря

Тема недели: «Зимующие птицы»

Задачи : воспитывать у детей любовь и бережное отношение к птицам; желание помогать им, подкармливать зимой; расширять знания о птицах.

Выбегай поскорей,

Посмотри на снегирей!

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос

Им рябинки принес.

Подвижная игра: «Вороны»

Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
«Кар-кар-кар!»
(громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
«Кар-кар-кар!»
(громко)
(Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
«Кар-кар-кар!»
(тихо)
(Садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)

Пальчиковая игра «Птицы у кормушки»

Птицы к дому подлетели (Сцепить большие пальцы обеих рук друг с другом, остальные пальцы — это крылья. Ими делать взмахи.)

На кормушку птички сели . ( Выставить ладонь пред собой)

Стали зёрнышки клевать (Пальцами другой руки большим и указательным, соединёнными вместе, ударять по ладони)

И головками кивать. (Соединить пальчики каждой руки вместе –

это головы птиц. Выполнять наклоны)

Прилагательные : зимующие, желтогрудая, красногрудый…

Глаголы : летают, прыгают, ходят, кормим, ухаживаем, каркает, чирикает, воркует, стучит …

Побеседуйте с детьми об условиях жизни птиц зимой, о том как и чем мы можем помочь зимующим птицам.

Разучите вместе с детьми

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ.
ПУСТЬ СО ВСЕХ КОНЦОВ
К ВАМ СЛЕТЯТСЯ, КАК ДОМОЙ,
СТАЙКИ НА КРЫЛЬЦО.

НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА:
ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА
ГОРСТЬ ОДНА — И НЕ СТРАШНА
БУДЕТ ИМ ЗИМА.

ПРИУЧИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ
К СВОЕМУ ОКНУ,
ЧТОБ БЕЗ ПЕСЕН НЕ ПРИШЛОСЬ
НАМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ!

Поиграйте с детьми:

«Какая?»

Синица (какая?) (желтогрудая, маленькая )

Дятел … (трудолюбивый, красивый )

Снегирь (какой?) (красногрудый, нарядный )

«Сосчитай птиц»

Посчитайте птиц в пределах 5.

«Назови ласково!»

Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица.

«Что не так»

Синица летает и ходит.

Тело снегиря покрыто красной шерстью.

Грач, журавль, ласточка и дятел – зимующие птицы.

«Дорисуй!»

Взрослый рисует птиц без … крыльев (хвоста, клюва, лапок). Ребенок дорисовывает недостающие детали и объясняет зачем они нужны.

«Сравните перелетных и зимующих птиц»

Найдите сначала сходства, а потом различия.

Для детей 4-5 лет

1. Гуляя вместе с ребенком на улице, в парке, понаблюдайте за птицами, покажите зимующих птиц: снегиря, синицу . При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц. Уточните строение тела птицы (спинка, грудка, головка, крылья, хвост, лапки).

2. Расскажите, где они живут и чем питаются зимующие птицы.

3. Обратите внимание малыша на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица).

4. Рассмотрите иллюстрации зимующих птиц (желательно использовать книгу Н.Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», альбом 2, стр.26) или сканированные страницы из данной книги в приложении.

5. Упражнение «Скажи, когда много» на образование существительного множественого числа.
Ворона - вороны, синица - синицы (сорока, воробей, синица, клёст, дятел, свиристель, снегирь)

6. Упражнение «Назови ласково» на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

кукушка - кукушечка

воробей - воробышек, воробьишко

птица - птичка

сова - совушка

гнездо- гнездышко

крыло - крылышко

пестрый - пестренький

быстрый - быстренький

шустрый - шустренький

7. Упражнение «Посчитай птиц» на согласование числительного с существительным.
Образец: одна синица, две синицы, …, пять синиц. (посчитайте воробьев, голубей, ворон, сорок)

9. Упражнение «Узнай птицу по описанию».
Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка красная, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?

10. Упражнение «Скажи одним словом».
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют...
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют...
У вороны черные крылья, поэтому её называют...
У дятла длинный клюв, поэтому её называют…

11. Упражнение «Скажи наоборот» на подбор антонимов.
(это упражнение для детей, которым уже исполнилось 5 лет)
Воробей маленький, а ворона...
У синицы хвост короткий, а у сороки...
Голубь тяжелый, а воробей...
У синицы клюв тонкий, а у вороны…

12. Пересказ с опорой на вопросы. Развитие связной речи.
Послушай рассказ* и ответь на вопросы полным предложением.

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

* Текст взят из альбома № 2 «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Н.Э. Теремкова.

Вопросы:
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

13. Выучить наизусть стихотворение А. Прокофьева:
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз - красный нос
Им рябинки принес,
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

14. Развитие мелкой моторики.
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Сколько птиц
К кормушке нашей
Прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(опять сжимать и разжимать кулачки)
Всем хватило зернышек!

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»

Для детей 5-7 лет

1. Рекомендую уточнить у ребенка, каких зимующих птиц он знает; почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.

2. Познакомить малыша с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: показать на иллюстрациях, рассказать о внешнем виде, повадках, питании. Обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка - единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала.

3. Провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой.

4. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице. Во время прогулки понаблюдать, какие птицы прилетают на кормушку.

5. Упражнения на грамматический строй речи.
Повторение (материал должен быть усвоен до 5 летнего возраста), описание упражнений см. выше (домашнее задание для детей 4-5 лет): «Назови ласково», «Скажи, когда много», «Посчитай», «Кто как голос подает», «Скажи одним словом».

6. Упражнение «Чей, чья, чьё, чьи?» на образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?)..., перья воробья (чьи?)..., перья снегиря (чьи?)..., перья голубя (чьи?)…

7. Упражнение «Подбери признак» на согласование имен существительных с прилагательными.
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?)… Снегирь (какой?)..., клест (какой?)…

8. Упражнение «Назови действия»

Подобрать как можно больше действий к пред­мету:

Воробей (что делает?) - ...

Ответьте на вопросы: Что умеют делать птицы? (летать, прыгать, порхать, клевать, вить гнезда, петь, щебетать, ворковать, чирикать.)

9. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.

Кормушка.
Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

10. Развитие мелкой моторики.
Нарисовать рисунок к рассказу «Кормушка». Рисунок можно использовать при пересказе.

11. Выучить наизусть стихотворение (любое по выбору).

Воробей
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
(Н. Рубцов)

Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
(Н. Рубцов)

Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
(А. Барто)

«Новая столовая»

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.

З. Александрова

Зимующие птицы (старший возраст)

Пойти вместе с ребенком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребенку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребенка окраску птиц, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать.

Рассказать, где они живут и чем питаются; Обратить внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор.

Провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.

Предметный словарь.

Существительные: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, поползень, сойка, куропатка, свиристель, овсянка, рябчик, тетерев, глухарь, кормушка, клюв, лапки, когти, гребень, бородка, крылья, перья, пух, санитар.

Глаголы: летать, искать, кормиться, клевать, махать, прыгать, ворковать, каркать, чирикать, нахохлиться.

Прилагательные: зимующие, нежный (пух), грубые (перья), красногрудый (снегирь), перелетные (птицы).

Наречия: высоко – низко, далеко – близко, громко – тихо.

Дидактические игры.

Один – много. (образование множественного числа существительных): ворона – вороны, снегирь - ... , галка - ... , воробей - ....

Назови ласково. (упражнение в словообразовании):

воробей - воробушек, воробьишко; галка - ... , снегирь - ... , синица - ... .

Счет птиц. (закрепление согласования числительных с существительными)

Один воробей, два воробья, …, пять воробьев.

Первая ворона, вторая ворона, .. , пятая ворона;

первый голубь, второй голубь, ... , пятый голубь.

Ворона - «кар-кар» - она каркает,

воробей - ....

Подбери признак. (согласование существительных с прилагательными)

ворона (какая?) - ... , голубь (какой?) - ... , снегирь (какой?) - ... ,синица(какая?)

Угадай птицу по описанию . Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)

Сравни птиц с людьми и животными.

у человека - дети, а у птицы - птенцы. у животных - шерсть, а у птиц - ...

У человека - нос, а у птицы - ... у кошки - лапы, а птицы- ...

Исправь ошибки.

Черный ворона - черная ворона. Снегирь клевала хлеб. - ...

Белый сова - Сорока сидел_ на заборе. - ...

Серое голубь - Ворона чирикала на солнышке. - ...

Составить описательные загадки о зимующих птицах.

Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает….

Четвертый лишний. Синица, воробей, грач, снегирь.

Снегирь, синица, кормушка, голубь.

Дятел, щегол, свиристель, барсук.

Пересказ рассказа «Кормушка».

Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

Подобрать родственные слова.

Корм - кормить, кормушка, накормленный, кормление (птица).

Какое слово не подходит?Голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня.

Сова, совушка, совет, совята, совиный.

Развитие мелкой моторики.

Филин

Сидит филин на суку

И кричит бу-бу-бу:-бу.

Руки в кулачок, прижаты.

Большие пальчики – вверх (ушки),

указательные пальцы вместе:

Они выставлены на вас (нос).

Птичка

Пальчики - головка,

Крылышки - ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.

Птенчики в гнезде.

Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.

Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Мимические упражнения.

Изобразить птиц в морозный день. «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»

Выразить мимикой состояние голодный и замерзающих птиц.

Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.

Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку.

Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья.

Упражнения для губ и щек.

Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка.

Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.

Дятел

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тддтдд-тдд».

Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить».

Снегирь: «Фью-фЬю-фью». Осоед: «Кине-е-кине-е».

Развитие слухового внимания.

Птички - невелички. Прочитайте рифмовку:

Синичка, синичка, воробью сестричка:

Тинь – тинь – тинь.

Воробей – воришка залез в амбаришко:

Чик – чирик. Клевать просо тупым носом:

Тук – тук – тук.

Если ты услышишь песенку синички, то "летай" по комнате, если услышишь песенку воробья, то прыгай, если: "Тук-тук-тук", то "клюй" зернышко. Произносите звукоподражания, а ребенок производит соответствующие действия.

Усложнение: произносите звукоподражания шепотом.

Накормим птиц. Дайте ребенку картинки с изображением голубя и карандаши и скажите, что к нему прилетел голубь, ему холодно и голодно зимой, поэтому ему надо помочь, накормить. Нарисуй столько зернышек, сколько раз я хлопну. Хлопайте в ладоши, а на каждый хлопок ребенок рисует перед голубем одно зернышко.

Дятел. Постучите (под столом, так чтобы ребенок не видел). Это стучит дятел, лечит больное дерево. Он построит в дереве себе гнездо. А как называется гнездо дятла?» Дятел выведет в дупле птенчиков. Сейчас мы превратимся в птенцов и постучим, как большой дятел, слушай внимательно и повторяй за дятлом». Отстукивайте ритмы, а ребенок должен повторять за вами. (//**, /**/, **//, /***, ***/.)

Выучите и отгадайте загадки с детьми.

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды -

С первым снегом тут как тут. (Снегирь)

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой

Скачет, на лету резвится, -

Не орел, - а все же птица.

(Воробей)


Предметы: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клест… птица, кормушка, стая, лес, гнездо, дерево, корм, ягоды; зимовка, крылья, клюв, лапы, коготки, хвост, перья…

Признаки: дикие, зимующие, быстрые, проворные, веселые, дружные, заботливые, красногрудый (снегирь)…

Действия : высиживать, вылупляться, кормить, летать, перелетать, возвращаться, вить, зимовать, выводить, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться

1. Подбери признак (не менее трех признаков):

Синичка (какая?) — …

Голубь (какой?) -

2. Подбери действия (не менее трех действий):

Синица (что делает?) — …

3. Назови ласково:

Синица – синичка
воробей — …
снегирь — …
сова — …
ворона — …
голубь — …

4. Один – много (множественное число):

Ворона – вороны
воробей — …
снегирь — …
птица – …
сова — …
дятел — …
перо –…
крыло — …
стая — …

5. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

Ворона – нет вороны
дятел — …
птица — …
перо –…
клюв — …
гнездо — …

6. Нарисуй или вырежи картинки с изображением зимующих птиц и приклей их в тетрадь.

Назови части: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти.

7. Посчитай:

Один воробей, два …, три…, четыре …, пять…

Одно перо, два …, три…, четыре …, пять…

Одна сова, две…, три…, четыре…, пять… .

8. Послушай рассказ, ответь на вопросы, перескажи.

«Снегирь»

Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидеть снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.

По Ю. Дмитриеву.

Вопросы:

1. Как выглядят снегири?

2. Когда появляются снегири?

3. Каких еще зимующих птиц ты знаешь?

9. Отгадай загадки:

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей)

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)

Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона)

Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

Днем слепая, ночью зряча. Мышей ловит, а не кот. (Сова)

Какие это птицы? (Зимующие)

Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края? (Потому что они могут найти себе корм.)

А чем питаются птицы зимой? (Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.)

А хватает ли птицами пищи зимой? (Нет, не хватает.)

Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.)

А чем мы можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать.)

Что для этого нужно сделать? (Кормушку.)

10. Упражнение «Накорми птиц»

Кто что ест?

Снегири – ягоды рябины.

Синицы – семечки.

Голубь – хлебные крошки.

Воробей – зерна.

Дятел – семена шишек.

11. Прочитайте ребенку стихотворение З. Александровой «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.

Какие птицы прилетали к кормушке?

12. Закончи предложение:

У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.


Давай споем песенку!