Причины и последствия школьных болезней. Школьные болезни» - понятие, краткая характеристика, профилактика. Измерение окружности плеча

Еще в 60-е гг. 19 столетия педиатры, обследуя состояние здоровья школьников, обнаружили поразившую их распространенность среди них сколиозов, близорукости, анемий и неврастений. Перечисленные болезни педиатры назвали «школьными». На протяжении более чем вековой истории существования и развития системы массового школьного образования в России, даже, несмотря на существенные преобразования материальной базы учебных учреждений в советское время, нарушения у школьников осанки, зрения, нервной системы носили и продолжают сохранять массовый характер. Столь печальное постоянство во многом определяется самой природой процесса обучения, требующего от детей и подростков большой зрительной работы, нервного напряжения, сидячей рабочей позы, ограничения двигательной активности. Профилактика нарушения осанки. Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия на него факторов физической и социальной среды. Среди последних наиболее изучена роль факторов учебно-воспитательного процесса в формировании осанки у школьников. Значение состояния осанки для формирования общего здоровья доказывается большой распространенностью заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников с нарушением осанки. На формирование осанки воздействуют различные факторы, но наиболее негативно на ее состоянии сказываются несовершенство школьной мебели и сидячая рабочая поза учащихся. При сидении форма позвоночника ученика принципиально отличается от формы позвоночника при стоянии. При учебной работе в положении сидя туловище наклонено вперед, что увеличивает давление на межпозвоночные диски до 100 кг против 70 кг при стоячей позе. При резко наклоненной позе, необходимой для выполнения письменных работ, значительно возрастает нагрузка также и на мышцы спины, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшается амплитуда дыхательных движений, а также расстояние глаз до тетради. Для сохранения равновесия в таком положении ученику приходится опираться грудью о поверхность стола. Это еще в большей степени затрудняет работу внутренних органов и неблагоприятно сказывается на их функционировании. Из сказанного следует, что принятая в школах организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы требует проведения специальных профилактических мер, направленных на сохранение нормальной осанки у школьников. Согласно новой концепции, внутренней причиной возникновения нарушений осанки и сколиозов у детей служит недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести тела. Осанке же при этом отводится роль системы, обеспечивающей равновесие организма в пространстве. По этой концепции нарушения осанки и искривления позвоночника (сколиоз) рассматриваются как необходимые условия поддержания равновесия, как компенсация нарушений устойчивости позы. Приведенные данные служат основанием строить профилактику нарушений осанки и возникновения сколиозов у школьников не только путем оптимизации школьно средовых условий обучения, но и через воздействие на детский организм занятий физической культурой, на которых особое внимание будет уделено комплексу упражнений, направленных на совершенствование пространственно-ориентировочных реакций. И первым шагом в этом направлении должен стать контроль за соответствием школьной мебели росту учащихся, особенно в начальной школе. Приступая к этой работе, важно знать, какую сидячую позу считают правильной. Ту, которая обеспечивает устойчивое положение тела ребенка. Оно может быть достигнуто при условии, когда тело имеет не менее трех точек опоры: 1) сиденье стула; 2) спинка стула; 3) пол или подножка. Сначала определяется соответствие росту ребенка стула. Для этого следует обратить внимание на угол в коленном суставе: при сидении он должен равняться прямому. Чтобы определить высоту стола, надо посадить школьника против него, поставить его руку, согнутую в локте, на край стола и попросить ученика поднести пальцы развернутой кисти к наружному углу глаза. Если поставленное таким образом предплечье свободно размещается между краем стола и глазами ребенка, то стол соответствует его росту. Если рука устанавливается выше уровня глаз – стол высок, ниже – стол низок. Тем детям, для которых мебель высока, рекомендуется использовать подставки под ноги и на сиденья. Как правило, такие подставки изготавливают родители этих семей. Контроль за соответствием мебели росту детей следует проводить в школе не реже 2 раза за учебный год. Второе, чему должно уделяться внимание в профилактике нарушений осанки – это контроль за позой учащихся во время занятий. Правильная поза во время занятий зависит не только от соответствия мебели росту ученика, но и от места расположения стула относительно крышки стола. Для соблюдении правильной позы требуется, чтобы край сиденья был задвинут под крышку стула на 3-6 см. При большем заглублении стула под стол край стола начинает давить на грудную клетку школьника. Если же стул совсем задвинут под стол, то для сохранения равновесия при работе ученик вынужден ложиться на парту. Во избежание того и другого учитель должен показать школьнику, как саморегулировать свое расположение относительно края стола посредством очень простого приема: периодически помещать кулак между грудной клеткой и краем стола. Особое внимание нужно обращать на положение плеч во время работы. Они должны быть прямыми. Соблюдение этого требования облегчается при условии, если уровень поверхности стола располагается выше локтя опущенной руки сидящего на 3-4 см. Но как бы не были строги требования учителя к соблюдению младшими школьниками правильной рабочей позы на уроках, они должны знать, что долго удерживать такую позу дети в не в состоянии. И несомненную поддержку им в этом окажет проведение на уроках физкультминуток. Применительно к профилактике нарушений осанки и искривлений позвоночника у школьников к здоровьесберегающим технологиям относят использование нетрадиционных видов ученической мебели – парт-кафедр или тумб, устанавливаемых на столы, а также обучение в начальной школе прямому письму вместо применяемого наклонного. Технология обучения за партами-кафедрами или тумбами над столами принципиально отличается от принятой, так как меняет характер рабочей позы обучающихся: из сидячей она становится преимущественно стоячей. При этом создается возможность чередовать позы сидя и стоя непосредственно в процессе урока. Главное достоинство стоячей позы состоит в том. что она обеспечивает преимущественно работой мышц, расположенных вдоль позвоночного столба. При ней вся масса тела приходится на поверхность стоп, эволюционно приспособленных к такому воздействию. То и другое вместе уменьшает при учебной работе нагрузку на позвоночные диски и способствует более устойчивому равновесию тела в пространстве, чем при сидячей рабочей позе. Оно состоит в том, что в положении стоя происходит раздражение большего числа рефлексогенных зон стоп и, как следствие этого, стимуляция физиологических систем организма. Все это способствует формированию у детей нормальной осанки. Среди школьно средовых факторов, воздействующих на формирование опорно-двигательного аппарата школьников заслуживает внимание ежедневная переноска портфелях и ранцах учебных комплектов для занятий. Известно, что переноска больших тяжестей также способствует формированию у детей и подростков нарушений опорно-двигательного аппарата и в первую очередь – плоскостопия (опущение продольного и\или поперечного свода стопы). Немалую роль в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников может сыграть их валеологическое воспитание, то есть научение тому, как следует ходить, свободно сидеть, лежать во время сна, чтобы избежать повреждений позвоночника и нарушения осанки. Что можно посоветовать? 1. Ходить нужно так, как ходят манекенщицы, приводя в движение мускулы спины, живота, бедер и ног, так будто ноги начинаются в середине туловища. Руки во время ходьбы ритмично двигаются от самого плеча, голова поднята высоко и гордо. Сама природа сделала ходьбу идеальным упражнением для всех мышц и суставов. 2. При сидении не следует класть ногу на ногу. Это сразу нарушает симметрию тела, вызывает боль в нижней части позвоночника, нарушает кровообращение в органах малого таза, что чревато их заболеванием и т.д. 3. Спать нужно на жестком, плоском, но достаточно эластичном матраце. Это дает возможность костям плеч и таза принимать собственные естественные изгибы. Небольшая и достаточно мягкая подушка для головы и шеи позволяет удерживать верхнюю часть позвоночника в совершенно прямом положении, чтобы дать возможность мускулам полностью расслабиться во время сна. В формировании стереотипа правильной осанки первичным оказывается овладение мышечно-суставным чувством, характерным для такой осанки. Это чувство становится эталоном нормы, на который можно равняться в процессе самоконтроля за своей осанкой: · Встать спиной к стене, ноги слегка расставить, руки опустить; · Затылок, плечи, икры и пятки заставить касаться стены; · Прижаться к стене так, чтобы расстояние между стеной и поясницей было не больше толщины пальца; · Подобрать живот, вытянуть немного шею вверх и приподнять слегка плечи; · Проанализировать «чувства» всех частей тела, особенно мускулов спины и живота и постараться их запомнить. Выполнять это упражнение рекомендуется как можно чаще в течение дня. Как только ребенок сможет удерживать такое положение тела у стены в течение минуты без утомления, ему разрешается идти вперед, сохраняя ту же осанку. Корригирующие упражнения для нормализации осанки: 1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять. 2. Ходьба обычная, следя за осанкой. 3. Ходьба на носках, руки за головой. 4. Ходьба на пятках, руки на поясе. 5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад. Профилактика близорукости. Нарушения зрения, так же как и нарушения осанки у школьников. Относят к традиционным школьно обусловленным заболеваниям. Среди нарушений зрения, возникающих у детей после рождения, наиболее часто встречается близорукость, при этом установлено ее интенсивное нарастание у них с возрастом. Среди причин установленной закономерности офтальмологи называют неблагоприятные условия для зрительной работы во время школьных занятий в школе и дома. В профилактику близорукости у школьников включают обеспечение рационального освещения детских учреждений и рабочих мест в школе и дома, выполнение определенных требований к объектам зрительной работы, выработку правильной посадки детей во время занятий, соблюдение режима умственного труда и отдыха, поскольку такой труд всегда сопряжен со зрительной нагрузкой. Для того, чтобы учитель мог выявить возможные в классе недостатки освещения, приведем наиболее распространенные из них: · Размещение в учебном помещении меньшего количества светильников, чем рекомендовано; · Использование электроламп пониженной мощности; · Отсутствие специальных светильников для местного освещения классных досок; · Несвоевременная замена перегоревших ламп; · Недостаточное использование искусственного освещения в ранние утренние и дневные часы в осенний и зимний сезоны. Среди причин, препятствующих проникновению дневного света в учебное помещение и этим снижающих его естественное освещение, назовем: · Замазывание части оконных стекол краской; · Размещение на подоконниках ветвистых цветов, учебных пособий, аквариумов и пр.; · Развешивание на окнах занавесок и штор, закрывающих верхнюю часть окна или не убирающихся в простенки между окон; · Нерегулярное мытье оконных стекол; · Затемнение окон деревьями вследствие нерегулярной стрижки их кроны и боковых веток. Офтальмологи считают, что во время занятий учебная работа без зрительного напряжения возможны при условии, если учащиеся сохраняют рабочую позу, при которой расстояние от глаз до книги или тетради составляет 26-35 см в зависимости от возраста школьников. Такое расстояние равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев. Помимо того, что сохранение указанного расстояния не требует сильного напряжения зрительных функций, оно дает возможность учащимся сидеть не наклоняясь. Если сопоставить рекомендации по профилактике нарушений осанки с офтальмологическими рекомендациями, то очевидным становится значение рабочей позы школьников не только для сохранения у них нормальной осанки, но и для охраны их зрения. Среди различных учебных предметов на состояние зрения учащихся особое влияние оказывает режим чтения. С давних времен и по настоящее время основным способом восприятия зрительной информации у человека было и остается чтение. В школьном возрасте оно становится главным видом учебной деятельности в школе и дома, являясь непременным компонентом освоения любой учебной дисциплины, а также досуга многих школьников. Являясь сложным психофизиологическим процессом, чтение требует напряжения остроты зрения, аккомодации, движений глаз и участия таких психических функций, как быстрота различения и зрительного восприятия, зрительная память и др. Все вместе позволяет относить режим чтения к факторам риска для состояния зрения школьников. Специальное изучение у школьников состояния зрительных функций при чтении показало, что его непрерывная продолжительность должны быть ограничена для младших школьников 15-20 минут, для учащихся среднего звена 25-30 минут, для старшеклассников – 45 минут. Более длительное чтение у большинства школьников разного возраста вызывает напряжение функций глаза, изменяет характер глазных движений и приводит к сокращению расстояния глаз до книги. Для восстановления выявленных изменений им требовался отдых продолжительностью 6-10 мин.Если учесть, что любая учебная деятельность детей в школе сопряжена с элементами чтения, то в целях охраны их зрения его непрерывная продолжительность должна быть либо регламентирована указанным временем, либо сопровождаться вкраплением в учебную деятельность интервалов для отдыха глаз от зрительной работы. Эффективность такого отдыха существенно возрастает при проведении на уроках комплекса упражнений. Существенную нагрузку на зрение оказывает работа школьников с компьютерной техникой. Поэтому для таких занятий также установлены пределы непрерывной длительности работы учащихся непосредственно с дисплейными терминалами. Так, для учащихся 1 класса она регламентирована 10 минут, 2-5 классов – 15 минут, 6-7 классы – 20 минут, 8-9 классов – 25 минут. Для школьников 10-11 классов, имеющих сдвоенные уроки по вычислительной технике, непрерывная длительность занятий с компьютером должна составлять на первом часу занятий 30 минут, а на втором – 20 минут. После занятий с видеотерминалами учащимся всех классов рекомендовано выполнять гимнастику для глаз непосредственно на рабочем месте. При распределении школьников на группы для уроков физкультуры нужно знать, что школьники со средней степенью близорукости (более 3,0 Д) могут заниматься физкультурой только в подготовительной группе, а имеющие высокую близорукость - в специальной группе по индивидуальным программам. Трудовое обучение и профориентация школьников с высокой степенью близорукости должны исходить из того, что для таких учащихся противопоказана работа в слесарно-механических, столярных, авторемонтных мастерских, а также профессиональная деятельность, связанная с подъемом тяжестей с пребыванием тела в согнутом положении при наклоне головы вниз. Вопрос о профессиональной ориентации школьников с близорукостью следует решать индивидуально и обязательно с учетом заключения специалиста – офтальмолога.

Если вы не держите ребенка в вакууме и не приглашаете преподавателей домой для его обучения , вам так или иначе придется отдать ребенка в школу, где его ждет много нового, в том числе - типичные для любого среднестатистического школьника заболевания.

Самые популярные заболевания не меняются из года в год, большинство из них характерны для учеников средней и старшей школы, но если с детства обучать ребенка правилам личной гигиены, корректировать режим дня, учитывая - многих проблем удастся избежать. Добавьте сюда закаливание, спорт, благоприятную эмоциональную атмосферу в семье - и можете практически не волноваться: даже если какая-то «зараза» и прицепится, она вашему ребенку не страшна.

И все же, врага нужно знать в лицо:

: различные воспалительные заболевания слизистой желудка, это заболевание смены режима питания и стресса, чем часто отмечена школьная жизнь детей. Симптомы гастрита могут сильно различаться, но если ребенок потерял аппетит, есть изменения стула, раздражителен, бледен, жалуется на общее плохое самочувствие - обратитесь к врачу. В каждом конкретном случае будет назначено необходимое лечение, общей же рекомендацией является щадящая диета. «Нарушение режима питания - главная причина заболеваний желудочно-кишечного тракта. Ребенок должен питаться трижды в сутки, минимум раз в стуки - горячее блюдо. Если ребенок несколько раз жаловался на боль в животе или тошноту, отказывался от еды, или были случаи расстройства пищеварения - возможно развитие дисбактериоза, необходимо обратится к специалисту », - советует педиатр Виктор Анатольевич Каминский.

: искривление позвоночника, быстропрогрессирующее и часто встречающееся у детей от 6 до 15 лет. К сколиозу в нашей стране относятся весьма равнодушно, а между тем от состояния позвоночника зависит здоровье многих внутренних органов, уже не говоря об осанке и походке. Причины сколиоза: тяжелые рюкзаки, сидячий режим, нехватка физической активности, несоразмерная росту ребенка высота столов и/или стульев, неправильное положение тела за партой. Показан осмотр у хирурга-ортопеда. Лечение: профилактическая и лечебная гимнастика.

: дефект зрения, при котором человек плохо видит предметы, находящиеся на некотором расстоянии от него. Несмотря на то, что близорукость - преимущественно наследственное заболевание, все чаще это результат длительной зрительной работы на близком расстоянии. Более 15% школьников страдают близорукостью, а в ВУЗах этот процент уже вдвое выше. Современная школьная практика, особенно в младших классах, предполагает частое пересаживание детей для коррекции зрения. Дома ребенок должен заниматься при хорошем освещении, не читать в темноте, стоит ограничить контакт с телевизором, компьютером, даже частое использование планшетов и телефонов влияет на зрение. Для детей младшей школы необходимы регулярные осмотры у офтальмолога не реже раза в год.

ЛОР-заболевания : «модные» заболевания, все чаще встречающиеся среди школьников разного возраста, ларингиты, синуситы, фарингиты… Большинство этих заболеваний развиваются на фоне перегревания или переохлаждения ребенка. При изменениях в поведении, болях в горле, покашливания, насморке, плохом аппетите необходимо обратится к врачу. Для диагностики и лечения необходима консультация отоларинголога.

: ассортимент этих заболеваний начинается со стандартных детских «краснух» и заканчивая гриппами всех мастей. При любом вирусном заболевании крайне важно вовремя обратится к врачу, изолировать ребенка и дождаться его полного выздоровления, прежде чем вернуть обратно в коллектив.

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», - писал Ганс Селье, известный канадский эндокринолог. Более верного определения этому состоянию и не придумаешь. И, несмотря на убеждения некоторых взрослых, дети школьного возраста не в меньшей мере подвержены ему. О стрессовом состоянии детей написана не одна диссертация, мы же приведем здесь список материалов, которые помогут родителям разобраться в этой сложной теме:

На форуме сайт молодые мамы говорят о: , как бороться

Нейроциркуляторная (вегетососудистая) дистония - это не болезнь. Распространенный в наше время и среди детей, и среди взрослых, диагноз «ВСД» - комплекс симптомов различных заболеваний. «Изменение давления, повышенная чувствительность или апатия, нарушение сна, раздражительность - все это симптомы ВСД, результат уменьшения физической активности детей. Ребенок меньше двигается, происходит отложение солей и защемление тех или иных нервов, возникают нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, кровообращении, и, как результат, в работе нервной системы. Необходимо сократить время, проводимое ребенком в сидячем положении, перед книгой, за компьютером или телевизором. Важно чередовать периоды учебы и игры, физической активности, больше бывать на свежем воздухе, бегать, прыгать и т.д .», - комментирует педиатр.

О том, с каким уровнем здоровья наши дети заканчивают учебный год рассказал Георгий Даниленко, заведующий отделом гигиены детей школьного возраста Института здравоохранения.

Лидируют в этом рейтинге болезни опорно-двигательного аппарата, в частности речь о проблемах осанки, такие как сутулость и сколиоз. Второе место занимают эндокринные заболевания, чаще всего проявляются проблемами лишнего веса, третье - болезни дыхательной системы. Это аллергия, бронхиальная астма, причиной чего является, в частности наличие грибка в школьных кабинетах.

Добавьте к этому списку проблемы со зрением, речь в частности о школьной миопией (близорукостью). Происходит такое из-за плохого и неправильного освещения в классах и дома за рабочим столом, частое просиживание за экраном монитора. А также видное место в этом списке занимают заболевания желудочно-кишечного тракта, чаще всего речь о гастриты (к чему приводит нерегулярное питание, частое потребление снеков и сладких газированных напитков).

Что хуже, режим дня школьника в целом крайне нерегламентированный. Дети рано просыпаются, зато в ночи сидят за компьютером. На обучение ученики приходят невыспавшиеся. От этого страдает как нервная система, так и сердечно-сосудистая. Большинство при этом ведет малоподвижный образ жизни. Вот в общем и имеем крайне неутешительную ситуацию, ведь относительно здоровыми являются только десять процентов школьников в нашей стране.

Так кто в этом виноват, школа или родители?

Крайне необходимо, чтобы по состоянию здоровья детей в учебных заведениях следил санолог, это специалист, занимающийся формированием (!) потенциала здоровья ребенка.

Но неправильно было бы во всем обвинять только педагогов или медиков. Довольно распространенными бывают ситуации бездействия родителей. Нередко случается, что во время медосмотра родителям рекомендуют показать ребенка профильном специалисту. Для этого нередко следует пройти дополнительные обследования и даже побыть под наблюдением врача в стационаре. Тогда как родители часто этого не делают.

Более того, они лишь устно сообщают классному руководителю о подозрении на проблемы, скажем, в работе сердечно-сосудистой системы ребенка. Но эту информацию не получает учитель физкультуры и школьный медик …

Поэтому не стоит искать виновных, нужно, чтобы каждый добросовестно выполнял свои обязанности. Как педагоги, так и родители должны поднимать уровень собственной ответственности за здоровье ребенка. Иначе речь идет о прямых предпосылки для выхода школьника во взрослую жизнь с целым букетом тяжелых недугов.

Анемий и неврастений. Перечисленные болезни педиатры назвали «школьными».

На протяжении более чем вековой истории существования и развития системы массового школьного образования в России, даже, несмотря на существенные преобразования материальной базы учебных учреждений в советское время, нарушения у школьников осанки, зрения, нервной системы носили и продолжают сохранять массовый характер. Столь печальное постоянство во многом определяется самой природой процесса обучения, требующего от детей и подростков большой зрительной работы, нервного напряжения, сидячей рабочей позы, ограничения двигательной активности.

Профилактика нарушения осанки.

Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия на него факторов физической и социальной среды. Среди последних наиболее изучена роль факторов учебно-воспитательного процесса в формировании осанки у школьников. Значение состояния осанки для формирования общего здоровья доказывается большой распространенностью заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников с нарушением осанки.

На формирование осанки воздействуют различные факторы, но наиболее негативно на ее состоянии сказываются несовершенство школьной мебели и сидячая рабочая поза учащихся. При сидении форма позвоночника ученика принципиально отличается от формы позвоночника при стоянии. При учебной работе в положении сидя туловище наклонено вперед, что увеличивает давление на межпозвоночные диски до 100 кг против 70 кг при стоячей позе.

При резко наклоненной позе, необходимой для выполнения письменных работ, значительно возрастает нагрузка также и на мышцы спины, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшается амплитуда дыхательных движений, а также расстояние глаз до тетради. Для сохранения равновесия в таком положении ученику приходится опираться грудью о поверхность стола. Это еще в большей степени затрудняет работу внутренних органов и неблагоприятно сказывается на их функционировании. Из сказанного следует, что принятая в школах организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы требует проведения специальных профилактических мер, направленных на сохранение нормальной осанки у школьников.

Согласно новой концепции, внутренней причиной возникновения нарушений осанки и сколиозов у детей служит недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести тела. Осанке же при этом отводится роль системы, обеспечивающей равновесие организма в пространстве. По этой концепции нарушения осанки и искривления позвоночника (сколиоз) рассматриваются как необходимые условия поддержания равновесия, как компенсация нарушений устойчивости позы.

Приведенные данные служат основанием строить профилактику нарушений осанки и возникновения сколиозов у школьников не только путем оптимизации школьно средовых условий обучения, но и через воздействие на детский организм занятий физической культурой, на которых особое внимание будет уделено комплексу упражнений, направленных на совершенствование пространственно-ориентировочных реакций.

И первым шагом в этом направлении должен стать контроль за соответствием школьной мебели росту учащихся, особенно в начальной школе. Приступая к этой работе, важно знать, какую сидячую позу считают правильной. Ту, которая обеспечивает устойчивое положение тела ребенка. Оно может быть достигнуто при условии, когда тело имеет не менее трех точек опоры: 1) сиденье стула; 2) спинка стула; 3) пол или подножка. Сначала определяется соответствие росту ребенка стула. Для этого следует обратить внимание на угол в коленном суставе: при сидении он должен равняться прямому. Чтобы определить высоту стола, надо посадить школьника против него, поставить его руку, согнутую в локте, на край стола и попросить ученика поднести пальцы развернутой кисти к наружному углу глаза. Если поставленное таким образом предплечье свободно размещается между краем стола и глазами ребенка, то стол соответствует его росту. Если рука устанавливается выше уровня глаз – стол высок, ниже – стол низок. Тем детям, для которых мебель высока, рекомендуется использовать подставки под ноги и на сиденья. Как правило, такие подставки изготавливают родители этих семей. Контроль за соответствием мебели росту детей следует проводить в школе не реже 2 раза за учебный год.

Второе, чему должно уделяться внимание в профилактике нарушений осанки – это контроль за позой учащихся во время занятий. Правильная поза во время занятий зависит не только от соответствия мебели росту ученика, но и от места расположения стула относительно крышки стола. Для соблюдении правильной позы требуется, чтобы край сиденья был задвинут под крышку стула на 3-6 см. При большем заглублении стула под стол край стола начинает давить на грудную клетку школьника. Если же стул совсем задвинут под стол, то для сохранения равновесия при работе ученик вынужден ложиться на парту. Во избежание того и другого учитель должен показать школьнику, как саморегулировать свое расположение относительно края стола посредством очень простого приема: периодически помещать кулак между грудной клеткой и краем стола. Особое внимание нужно обращать на положение плеч во время работы. Они должны быть прямыми. Соблюдение этого требования облегчается при условии, если уровень поверхности стола располагается выше локтя опущенной руки сидящего на 3-4 см.

Но как бы не были строги требования учителя к соблюдению младшими школьниками правильной рабочей позы на уроках, они должны знать, что долго удерживать такую позу дети в не в состоянии. И несомненную поддержку им в этом окажет проведение на уроках физкультминуток.

Применительно к профилактике нарушений осанки и искривлений позвоночника у школьников к здоровьесберегающим технологиям относят использование нетрадиционных видов ученической мебели – парт-кафедр или тумб, устанавливаемых на столы, а также обучение в начальной школе прямому письму вместо применяемого наклонного.

Технология обучения за партами-кафедрами или тумбами над столами принципиально отличается от принятой, так как меняет характер рабочей позы обучающихся: из сидячей она становится преимущественно стоячей. При этом создается возможность чередовать позы сидя и стоя непосредственно в процессе урока. Главное достоинство стоячей позы состоит в том. что она обеспечивает преимущественно работой мышц, расположенных вдоль позвоночного столба. При ней вся масса тела приходится на поверхность стоп, эволюционно приспособленных к такому воздействию. То и другое вместе уменьшает при учебной работе нагрузку на позвоночные диски и способствует более устойчивому равновесию тела в пространстве, чем при сидячей рабочей позе. Оно состоит в том, что в положении стоя происходит раздражение большего числа рефлексогенных зон стоп и, как следствие этого, стимуляция физиологических систем организма. Все это способствует формированию у детей нормальной осанки.

Среди школьно средовых факторов, воздействующих на формирование опорно-двигательного аппарата школьников заслуживает внимание ежедневная переноска портфелях и ранцах учебных комплектов для занятий. Известно, что переноска больших тяжестей также способствует формированию у детей и подростков нарушений опорно-двигательного аппарата и в первую очередь – плоскостопия (опущение продольного и\или поперечного свода стопы).

Немалую роль в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников может сыграть их валеологическое воспитание, то есть научение тому, как следует ходить, свободно сидеть, лежать во время сна, чтобы избежать повреждений позвоночника и нарушения осанки. Что можно посоветовать?

1. Ходить нужно так, как ходят манекенщицы, приводя в движение мускулы спины, живота, бедер и ног, так будто ноги начинаются в середине туловища. Руки во время ходьбы ритмично двигаются от самого плеча, голова поднята высоко и гордо. Сама природа сделала ходьбу идеальным упражнением для всех мышц и суставов.

2. При сидении не следует класть ногу на ногу. Это сразу нарушает симметрию тела, вызывает боль в нижней части позвоночника, нарушает кровообращение в органах малого таза, что чревато их заболеванием и т. д.

3. Спать нужно на жестком, плоском, но достаточно эластичном матраце. Это дает возможность костям плеч и таза принимать собственные естественные изгибы. Небольшая и достаточно мягкая подушка для головы и шеи позволяет удерживать верхнюю часть позвоночника в совершенно прямом положении, чтобы дать возможность мускулам полностью расслабиться во время сна.

В формировании стереотипа правильной осанки первичным оказывается овладение мышечно-суставным чувством, характерным для такой осанки. Это чувство становится эталоном нормы, на который можно равняться в процессе самоконтроля за своей осанкой:

 Встать спиной к стене, ноги слегка расставить, руки опустить;

 Затылок, плечи, икры и пятки заставить касаться стены;

 Прижаться к стене так, чтобы расстояние между стеной и поясницей было не больше толщины пальца;

 Подобрать живот, вытянуть немного шею вверх и приподнять слегка плечи;

 Проанализировать «чувства» всех частей тела, особенно мускулов спины и живота и постараться их запомнить.

Корригирующие упражнения для нормализации осанки:

1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

2. Ходьба обычная, следя за осанкой.

3. Ходьба на носках, руки за головой.

4. Ходьба на пятках, руки на поясе.

5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Профилактика близорукости.

Нарушения зрения, так же как и нарушения осанки у школьников. Относят к традиционным школьно обусловленным заболеваниям. Среди нарушений зрения, возникающих у детей после рождения, наиболее часто встречается близорукость, при этом установлено ее интенсивное нарастание у них с возрастом. Среди причин установленной закономерности офтальмологи называют неблагоприятные условия для зрительной работы во время школьных занятий в школе и дома. В профилактику близорукости у школьников включают обеспечение рационального освещения детских учреждений и рабочих мест в школе и дома, выполнение определенных требований к объектам зрительной работы, выработку правильной посадки детей во время занятий, соблюдение режима умственного труда и отдыха, поскольку такой труд всегда сопряжен со зрительной нагрузкой.

Для того, чтобы учитель мог выявить возможные в классе недостатки освещения, приведем наиболее распространенные из них:

 Размещение в учебном помещении меньшего количества светильников, чем рекомендовано;

 Использование электроламп пониженной мощности;

 Отсутствие специальных светильников для местного освещения классных досок;

 Несвоевременная замена перегоревших ламп;

 Недостаточное использование искусственного освещения в ранние утренние и дневные часы в осенний и зимний сезоны.

Среди причин, препятствующих проникновению дневного света в учебное помещение и этим снижающих его естественное освещение, назовем:

 Замазывание части оконных стекол краской;

 Размещение на подоконниках ветвистых цветов, учебных пособий , аквариумов и пр.;

 Развешивание на окнах занавесок и штор, закрывающих верхнюю часть окна или не убирающихся в простенки между окон;

 Нерегулярное мытье оконных стекол;

 Затемнение окон деревьями вследствие нерегулярной стрижки их кроны и боковых веток.

Офтальмологи считают, что во время занятий учебная работа без зрительного напряжения возможны при условии, если учащиеся сохраняют рабочую позу, при которой расстояние от глаз до книги или тетради составляет 26-35 см в зависимости от возраста школьников. Такое расстояние равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев. Помимо того, что сохранение указанного расстояния не требует сильного напряжения зрительных функций, оно дает возможность учащимся сидеть не наклоняясь. Если сопоставить рекомендации по профилактике нарушений осанки с офтальмологическими рекомендациями, то очевидным становится значение рабочей позы школьников не только для сохранения у них нормальной осанки, но и для охраны их зрения.

Среди различных учебных предметов на состояние зрения учащихся особое влияние оказывает режим чтения. С давних времен и по настоящее время основным способом восприятия зрительной информации у человека было и остается чтение. В школьном возрасте оно становится главным видом учебной деятельности в школе и дома, являясь непременным компонентом освоения любой учебной дисциплины , а также досуга многих школьников. Являясь сложным психофизиологическим процессом, чтение требует напряжения остроты зрения, аккомодации, движений глаз и участия таких психических функций, как быстрота различения и зрительного восприятия, зрительная память и др. Все вместе позволяет относить режим чтения к факторам риска для состояния зрения школьников.

Специальное изучение у школьников состояния зрительных функций при чтении показало, что его непрерывная продолжительность должны быть ограничена для младших школьников 15-20 минут, для учащихся среднего звена 25-30 минут, для старшеклассников – 45 минут. Более длительное чтение у большинства школьников разного возраста вызывает напряжение функций глаза, изменяет характер глазных движений и приводит к сокращению расстояния глаз до книги. Для восстановления выявленных изменений им требовался отдых продолжительностью 6-10 мин. Если учесть, что любая учебная деятельность детей в школе сопряжена с элементами чтения, то в целях охраны их зрения его непрерывная продолжительность должна быть либо регламентирована указанным временем, либо сопровождаться вкраплением в учебную деятельность интервалов для отдыха глаз от зрительной работы. Эффективность такого отдыха существенно возрастает при проведении на уроках комплекса упражнений.

Существенную нагрузку на зрение оказывает работа школьников с компьютерной техникой . Поэтому для таких занятий также установлены пределы непрерывной длительности работы учащихся непосредственно с дисплейными терминалами. Так, для учащихся 1 класса она регламентирована 10 минут, 2-5 классов – 15 минут, 6-7 классы – 20 минут, 8-9 классов – 25 минут. Для школьников 10-11 классов, имеющих сдвоенные уроки по вычислительной технике, непрерывная длительность занятий с компьютером должна составлять на первом часу занятий 30 минут, а на втором – 20 минут. После занятий с видеотерминалами учащимся всех классов рекомендовано выполнять гимнастику для глаз непосредственно на рабочем месте.

При распределении школьников на группы для уроков физкультуры нужно знать, что школьники со средней степенью близорукости (более 3,0 Д) могут заниматься физкультурой только в подготовительной группе, а имеющие высокую близорукость - в специальной группе по индивидуальным программам.

Трудовое обучение и профориентация школьников с высокой степенью близорукости должны исходить из того, что для таких учащихся противопоказана работа в слесарно-механических, столярных, авторемонтных мастерских, а также профессиональная деятельность , связанная с подъемом тяжестей с пребыванием тела в согнутом положении при наклоне головы вниз. Вопрос о профессиональной ориентации школьников с близорукостью следует решать индивидуально и обязательно с учетом заключения специалиста – офтальмолога.

10.12.2010

Нередко вместе с багажом знаний ребенок выносит из школы еще и пухлую медицинскую карту.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов наследственность, образ жизни, качество медицинского обслуживания и экологию. Но при этом на долю школьных факторов, по данным Министерства здравоохранения России, приходится 25% от общих причин ухудшения здоровья детей.

Самые распространенные «школьные» заболевания:

1. Неврозы. Главную роль в их появлении играет стресс. Это могут быть как проблемы с адаптацией к школе, так и общая усталость ребенка. По данным Министерства образования, за последние 60 лет ежемесячная учебная нагрузка увеличилась на 100%. По санитарно-гигиеническим нормам домашние задания должны даваться ребенку так, чтобы он сумел их выполнить за определенное время. В 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч., во 2-м - до 1,5 ч., в 3 - 4-м - до 2 ч., в 5 - 6-м - до 2,5 ч., в 7 - 8-м - до 3 ч., в 9 - 11-м - до 4 ч. (СанПиН 2.4.2.1178-02, п.2.9.19). Большая нагрузка дает родителю право жаловаться в администрацию школы.

Но ведь редкий школьник сейчас занимается только уроками: есть еще и нагрузки в музыкальной школе, или в студии рисунка, или иностранном кружке. И в расписании ребенка не находится времени для простой ежедневной прогулки…

1. ЛОР-заболевания. Частые простуды в начальной школе не должны вас волновать, особенно, если ребенок не ходил до этого в детский сад. Как только иммунитет ребенка научится бороться с вирусами и выстроит свою защиту, ОРВИ станут редким явлением. Однако, если каждая простуда сопровождается «бонусами» - бронхитами, отитами, пневмонией и т.д. , нужно серьезно проанализировать причины. Возможно, вы рано отправляете выздоровевшего ребенка в школу. Ведь после болезни необходим щадящий восстановительный режим, прогулки, здоровый сон. Не последнюю роль в частых простудах играет и школьный стресс.

2. Близорукость. Очень часто в классе и дома тусклое освещение, ребенок не успевает делать уроки при дневном свете, подолгу сидит, скрючившись над учебниками. А за хорошие отметки еще и вознаграждается играми на компьютере или просмотром мультсериалов. Поднимите вопрос об освещении на родительском собрании, обустройте место для подготовки дома, научите ребенка гимнастике для глаз. Также важно сбалансированное питание и прием витаминов.

3. Сколиоз или сутулость. Очень часто развивается у школьников из-за неподходящей по росту мебели. Стул и стол, за которыми занимается ребенок, должны легко регулироваться по высоте. Кроме того, многочасовые занятия и подготовка к ним делают детей малоподвижными. При этом переменки короткие, а часы физкультуры сокращены в большинстве школ.

Постарайтесь внушить ребенку, что прямая спина и правильная осанка - это красиво. К тому же, когда спина согнута, сердце, легкие и другие внутренние органы работают хуже, организму недостает кислорода, снижается гемоглобин, и соответственно, общее самочувствие. И берите на вооружение занятия спортом, утреннюю зарядку, упражнения на осанку. Здесь лучше всего, конечно, действует личный пример родителей.

4. Гастрит и другие болезни желудочно-кишечного тракта. Перекусы на бегу, еда всухомятку, слишком большие перерывы в принятии пищи – вот основные недостатки организации школьного питания. Деньги «на завтраки» школьники либо копят, либо тратят на чипсы, конфеты и колу.

Чтобы снизить вред такого питания, старайтесь дома кормить ребенка разнообразной и здоровой едой, давайте с собой полезные перекусы – фрукты, бутерброды с овощами, сыр, йогурт, орехи, сухофрукты и т.д. Если ребенок часто питается в общепите – просите сохранять чеки. Так вы сможете корректировать его рацион.

Конечно, легче всего в болезнях ребенка обвинить кого-то другого – школу или врачей. Но задумайтесь: будет ли счастлив блестяще образованный, и при этом нездоровый человек? Поэтому профилактику школьных болезней начните со своего отношения к учебе ребенка. Расставьте приоритеты.


Елена Андреева

01.05.2010 Детская ортодонтия
Очень часто родители задаются вопросом, стоит ли обращать внимание на прикус молочных зубов, может имеет смысл подождать, пока все молочные зубы сменятся на постоянные? Ответ однозначен: начинать заниматься правильным прикусом необходимо с раннего возраста, как только вы заметили проблему.