Профессиограмма художника. Краткое описание: Художник это человек, который зарабатывает себе на жизнь рисованием. Хотя художественное творчество может. Презентация " психология творческой деятельности" Виды творческой деятельности презентация

Вся история человечества это история изобретательства. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, научились делать одежду, предметы быта. По мере развития науки, техники, технологий появились задачи, которые трудно стало решать только методом проб и ошибок или путем простого подражания природе. Новые задачи требовали более глубокого их осмысления и творческого решения, т.е. изобретательства.


Изобретательство творческая деятельность, в результате которой на основе научных знаний, технических достижений и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) создаются новые принципы действия и способы воплощения этих принципов в конструкциях инженерных объектов. Изложим кратко основные идеи и рекомендации ТРИЗ.


Решая любую задачу, человек может идти двумя путями: применить известные типовые решения, общепринятые схемы – это исполнительский уровень; изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы конструкции выполнить по- новому, своеобразно – это творческий уровень.


Существует множество различных определений понятия творчества. Например, по мнению американского ученого П. Хилла, «творчество это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.


Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение творчества: «Творчество это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно- исторической уникальностью. Творчество специфично; для человека, так как всегда предполагает творца субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности».


Можно, очевидно, сказать, что творчество это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно), т.е. неизвестных для этого человека методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.


Творческая задача всегда является результатом какого-то противоречия, несоответствия реального и требуемого, желаемого. Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное. Этапы и процедуры творческого процесса легче всего представить на примерах технического творчества.




Процесс творчества, в частности технического, всегда осуществляется поэтапно и включает такие процедуры: осознание противоречия, создание и обоснование идеи; техническую разработку задания и практическую работу над ним (проектирование и конструирование); испытание объекта в работе и оценку результата творческого решения.




Проектирование разработка и обоснование проекта машины, отвлеченного от вещественной формы. Проектирование предшествует конструированию и представляет собой поиск научно обоснованных, технически осуществимых и экономически целесообразных инженерных решений. Результатом проектирования является проект разрабатываемого объекта (тексты, графики, чертежи, расчеты, модели и т.д.).


Процесс проектирования можно представить так: научно-исследовательский поиск наилучшего варианта решения технической задачи; формулировка (обоснование) технического задания; техническое предложение (аванпроект); эскизное проектирование; техническое проектирование; рабочее проектирование.


Конструирование разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта (системы) и рабочих чертежей всех деталей и отдельных частей машины. Сначала по предварительным чертежам и расчетам изготовляется опытный образец. Далее все расчеты уточняются, составляются рабочие чертежи и техническая документация для их применения на производстве. Результатом конструирования является конкретная конструкция изделия




Если конструкция является изобретением, т.е. новым, не существовавшим ранее инженерным решением, то ее новаторский характер должен быть подтвержден документально, а открытие запатентовано. Поэтому каждый изобретатель, дабы не открывать «америк», должен быть эрудированным специалистом, хорошо представляющим, что делается в его области.


Из этого экскурса в техническое творчество ясно, что главные качества необходимые для успеха в любом деле, это: творческий склад ума, нацеленность на творчество, готовность решать возникающие задачи и проблемы, причем самые, казалось бы, неожиданные. В психологии созданы эффективные алгоритмы и методы решения задач, развивающие творческие способности. Мы рассмотрим эти методики на следующих уроках.




Вопросы 1.Что такое изобретательство? 2.Что такое ТРИЗ? 3.Что такое исполнительский и творческий путь решения задач? 4.Что такое творчество? 5.Что такое творческая задача? 6.Какие виды творчества вы знаете? 7.Что предполагает получить техническое творчество? 8.Что является результатом проектирования?


9.На какие этапы можно разбить процесс проектирования? 10.Как одним словом называется техническое предложение? 11.Что такое конструирование? 12.Что является результатом конструирования? 13.Что такое конструкция? 14.Что необходимо делать если конструкция окажется изобретением? 15.Что важно для успеха в любом деле? Вопросы



Слайд 2

План

Основные аспекты творчества. Различные подходы к определению творческой деятельности. Процессуальные черты творческой деятельности. Структура творческого акта. Творческие задания схема решения творческих заданий. Определение исследовательской деятельности. Литература.

Слайд 3

Определение творчества на философском уровне

Творчество- целенаправленная деятельность, результатом которой оказывается открытие (создание, изобретение) чего-либо нового, ранее не известного или активная, отвечающая потребностям времени

Слайд 4

Психологический аспект творчества

Творческое мышление направлено не на поиск новизны в мелочах и несущественных вариациях, не на перекомбинирование старого, а на постижение сущности в явлениях, отражение этой сущности в понятиях, образах и способах действия. На передний план выступает не объективная, а субъективная сторона.

Слайд 5

Педагогический аспект творчества

Творчество учащихся имеет своей конечной целью не столько создание определенного продукта, имеющего собственную значимость или получение продукта с использованием нового метода, сколько познавательный и воспитательный эффект – формирование знаний, умений, интересов и склонностей.

Слайд 6

Основные методические и педагогические подходы к определению творческой деятельности рассматривают ее как деятельность, в результате которой рождается нечто новое. Согласно А.В. Хуторскому: творчество – это всегда выход за рамки, за границы, это изменение существенных знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включенного в программу усвоения.

Слайд 7

И.П. Калошина предлагает развернутое определение творческой деятельности через систему признаков, согласно которым творческая деятельность: направлена на решение задач, для которых характерно отсутствие в предметной области (или лишь субъекта) как способа решения задач, так и предметно-специфических знаний, необходимых для его разработки;

Слайд 8

связана с созданием субъектов на осознаваемом или неосознаваемом уровнях новых для него знаний в качестве ориентировочной основы для способа решения задачи; характеризуется для субъекта неопределенной возможностью разработки новых знаний и на основе их способа решения задачи (неопределенность обусловлена отсутствием каких-либо других знаний, строго детерминирующих указанную разработку).

Слайд 9

В.А.Далингер под творческой деятельностью понимает всякую деятельность, которая осуществляется не по заранее заданному алгоритму, а на основе самоорганизации, способности рационально планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, перестройку своих действий в зависимости от возникшей ситуации, способность пересмотреть и, если необходимо, изменить свои представления об объектах, включенных в деятельность .

Слайд 10

И.Я. Лернер выделяет следующие процессуальные черты творческой деятельности:

самостоятельное осуществление внутрисистемного и межличностного переноса знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение структуры объекта; видение вариативности решения и его хода, то есть возможных различных решений данной проблемы, способов решения; построение принципиально нового способа решения, отличного от ранее известных способов.

Слайд 11

Однако сегодня наиболее ценными представляются черты, определяющие создание учащимися принципиально новой информации, самостоятельное выдвижение ими идей, гипотез, формулирование проблем, постановку задач разного уровня сложности.

Слайд 12

Структура творческого акта

Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулировки задачи Сосредоточенные усилия и поиски дополнительной информации Уход от проблемы (период инкубации – переключение на другие занятия) Озарение или инсайт (инсайт – это не всегда гениальная идея, а порой в скромных масштабах догадка) Проверка

Слайд 13

Требования к структуре:

адекватность; новизна и оригинальность; доработанность; изящество и простота; творческое мышление меняет существенные методы, реже традиции, еще реже основные принципы, совсем редко взгляд людей на мир).

Слайд 14

Важнейшей составляющей организации творческой деятельности в процессе обучения математики является четкое понимание учащимися того, что они должны получить (создать) в результате деятельности и как этот продукт будет оцениваться.

Слайд 15

Для раскрытия творческого потенциала школьника в процессе изучения математики используются творческие задания:

Нестандартные задачи Исследовательские проекты Работа с математическим текстом по реконструкции Систематизация и обобщение материала Выполнение реферативных жанровых работ Варьирование и составление задач

Слайд 16

Схема решения творческих заданий

а) усмотрение потребности или трудности задачи; б) анализ этой потребности или трудности; в) просмотр доступной информации; г) рождение новой идеи или принципа; д) развертывание принципа схемы; е) оценка правильности решения.

Слайд 17

В процессе обучения математики из всего объема выделим его часть – исследовательскую деятельность.

Исследовательская деятельность – творческая деятельность, продуктом которой являются новые знания, либо о самом испытуемом, либо о методе исследования.

Слайд 18

Литература

Блинова, Т.Л. Современные аспекты методики обучения математики: учеб. пособие / Т.Л. Блинова, Э.А. Власова, И.Н. Семенова, А.В. Слепухин; под ред. И.Н. Семеновой, А.В. Слепухина; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2007. – 190с. Ганеев, Х.Ж. Пути реализации развивающего обучения математики: учеб. пособие / Х.Ж. Ганеев; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1997. – 102с. Далингер, В.А. Творческая деятельность при составлении планиметрических задач на построение / В.А. Далингер // Наука образования: сб. науч. статей. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. – Вып.22. – С. 405 – 414 Калошина, И. П. Психология творческой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 431с. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, – 2001. – 544с.

Слайд 19

Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя

Cлайд 4

Стимулом к Т. д. служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости.

Cлайд 5

Предпосылками Т. д. являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их обществ, значимости.

Cлайд 6

Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, т.е отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Важнейшим механизмом творчества является интуиция - знание, условия получения которого не осознаются.

Cлайд 7

Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использо вать нестандартные способы деятельности. По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев).

Cлайд 8

Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

Cлайд 9

Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.

Cлайд 10

СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач). 2. Сосредоточения усилия и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи. 3. Уход от проблемы, переключение на другие занятия (период инкубации). 4. Озарение или инсайт (гениальная идея и простая догадка скромных масштабов - то есть логический разрыв, скачок в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из посылок) 5. Проверка и доработка замысла, его воплощение.

Введение в психологию творческой деятельности

МБОУ «СОШ № 31»

Г. Симферополь

Севастьянова Ирина Валерьевна


Творчество - это:

Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

Создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;

Процесс создания субъективных ценностей.




Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет такие виды творчества:

  • художественное,
  • научное,
  • техническое,
  • спортивно-тактическое, в
  • военно-тактическое творчество


Стадии творческого мышления Г. Уоллес

  • Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
  • Инкубация - временное отвлечение от задачи.
  • Озарение - появление интуитивного решения.
  • Проверка - испытание и/или реализация решения.

Стадии изобретательского процесса

П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов:

желание, знание, умение.

  • Желание и интуиция, происхождение замысла . Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения . В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном - замысел.
  • Знание и рассуждение, выработка схемы или плана . Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов - мысленных и действительных.
  • Умение, конструктивное выполнение изобретения . Сборка изобретения. Не требует творчества.

Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их держать в памяти и осмыслять.

Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.

Творческий процесс не мыслим без воображения, которое позволяет воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.

В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.


  • Научное творчество, в отличие от художественного, есть деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки. Творчество в науке требует, прежде всего, приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки. Процесс творческой деятельности можно разбить на этап нахождения принципа решения и этап применения решения.
  • Научное творчество невозможно без высокого уровня развития общего и профессионального интеллекта, пространственных представлений и воображения, способности к обучаемости и деловому общению, т.е. без проявления социальной активности личности.

Виды творчества, его функции и результат:

  • художественное творчество - создание новых эмоций - произведения искусства;
  • техническое творчество - создание новых средств и предметов труда - техническое усовершенствование, - научное творчество - создание новых знаний изобретения;
  • спортивное творчество - создание(достижение) новых результатов - рекордсмены

Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности.

10 простых и одновременно емких заповедей Творческой Личности:

  • Будь хозяином своей судьбы.
  • Достигни успеха в том, что ты любишь.
  • Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
  • Строй свои отношения с людьми на доверии.
  • Развивай свои творческие способности.
  • Культивируй в себе смелость.
  • Заботься о своем здоровье.
  • Не теряй веру в себя.
  • Старайся мыслить позитивно.
  • Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Упражнение 1. Разгадывание друдлов


Друдлы (или по-английски droodles) – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах. Название droodle происходит, как комбинация трех слов "doodle" (каракули), "drawing" (рисунок) и "riddle" (загадка). Даже само название изобретения целиком отражает креативное мышление своих авторов.




Упражнение 2.

Составление цепочки ассоциаций.

Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу.

Например, «тренинги - курсы – уроки - 4brain.ru».

Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.


Упражнение 3.

Поиск недостающих ассоциаций.

Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова.

Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак».

Попробуйте найти недостающее звено для слов:

  • фильм и сон,
  • лифт и автомобиль,
  • цветок и небоскреб.

Упражнение 4.

Подходящие ассоциации.

Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.


Упражнение 5.

Необычные ассоциации.

Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

Русский поэт - Пушкин

Домашняя птица - курица

Фрукт - яблоко

Часть лица – нос

Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.


Упражнение 6 .

Нужно составить цепочку ассоциаций, начиная с любого слова и записывая на бумагу все, что приходит в голову в связи с этим словом. Записывать свои ассоциации нужно быстро, а связи придумывать необычные.

Например: лицо-нос-картошка-огород-деревня-дед-старый хрен-редька-горько и пр.




Краткое описание: Художник это человек, который зарабатывает себе на жизнь рисованием. Хотя художественное творчество может не приносить доход (как у Ван Гога), но если это основной вид деятельности, то такую личность всё равно можно причислить к представителям этой профессии.


Личные качества и способности творческая личность богатое воображение способность воспринимать и различать широкий спектр цветов и их оттенков оригинальность, находчивость развитое пространственно-образное мышление самостоятельность наблюдательность (способность подмечать даже незначительные мелочи и недостатки) открытость для восприятия нового чувство гармонии и вкуса






Медицинские противопоказания: проблемы с цветовым зрением заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно нарушение движения рук. (Хотя известны и случаи, когда художниками становились люди, вообще не имеющие рук! Они смогли научиться держать инструменты ртом или ногами, при этом работы получались очень талантливые). значительное снижение остроты зрения аллергия на краски и растворители.


График работы: Рабочий день художника часто ассоциируется с максимальной свободой. Существует даже выражение «свободный художник» его применяют не только к представителям этой профессии, но ко всем тем, кто может позволить себе не придерживаться расписания, а трудиться по вдохновению, когда и как душе угодно. Действительно, некоторые художники так и живут: творят в студии или дома, на природе или на улице. Их рабочий день может проходить за компьютером или за столом, за мольбертом или на строительных лесах, стоя или сидя, а иногда даже лежа! Трудиться можно на заказ, разыскивая клиентов и/или каналы сбыта своих произведений самостоятельно, или в различных компаниях. Свободные художники имеют возможность сдавать свои работы в различные галереи и магазины.






Социальная значимость: если труд художников востребован, то это значит, что у людей есть всё необходимое для жизни и они могут себе позволить такое хобби думать и рассуждать об искусстве. Другими словами, увлечение изобразительным искусством зависит от экономической ситуации в стране.


Спрос на рынке труда: Более востребованы не живописцы, создающие монументальные полотна, а специалисты по декоративно-прикладному искусству, художники-оформители. Однако настоящие произведения искусства всегда ценятся, и с появлением имени стоимость работ художника сильно возрастает. К некоторым художникам заказчики стоят в очереди годами, а их работы стоят баснословных денег. Также есть перспектива открыть собственный художественный салон, студию.