Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. учебно-методический материал по логопедии на тему. Рекомендуемая литература по ффнр - батмановой ольги васильевны Ткаченко фонематическое восприятие формирование и развитие

Анастасия Комарова
Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа

1 слайд. Добрый день, дорогие коллеги. Меня зовут Носова Анастасия Александровна.

Тема моего выступления Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

2. Фонематическое восприятие - - это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы, определять звуковой состав слова.

Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталона-ми.

3. Игра 1. «Звуки вокруг» Музыка

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветренный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию.

4. Игра 2. «Что звучит?»

Прослушайте вместе с ребенком различные музыкальные инструменты (ксилофон, барабан, колокольчик и др.). Ребенку необходимо узнать с закрытыми глазами ка-кой инструмент играл. Необходимо усложнять задания, увеличивая количество ин-струментов в последовательности. (модуль в ИРЦ)

Дети закрывают глаза. Взрослый соединяет изображения, звучат звуки животных. Дети должны сказать, кто так подает голос?

6. Игра 4. «Веселые задания»

Взрослый дает ребенку два кружка - красный и зеленый - и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он дол-жен поднять зеленый кружок, если неправильное - красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

Баман, альбом, витамин, клетка,

паман, айбом, митанин, къетка,

банан, аньбом, фитамин, клетта,

банам, авьбом, виталим, тлетка.

7. Игра 5. «Поймай звук»

Логопед предлагает ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по ко-ленкам, поднимать руку вверх, поднимать вверх карточку и т. д., когда он услышит заданный звук в ряде звуков.

8. Игра 6. «Чистоговорки»

Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог. Лучше, если все чисто-говорки связаны с определенной лексической темой или предназначены для автома-тизации и дифференциации нужных звуков. Например, чистоговорки по теме осень:

Та-та-та- – осень это красота.

Де-де-де – лужи с дождиком везде.

Ду-ду-ду – фрукты собирай в саду.

9. Игра 7. «Доскажи словечко»

Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме.

В шкурке, желтый, кислый он,

Называется (лимон)

Рыжий, круглый!

Очень вкусный,

Съешь его –

Не будешь грустным!

Побегу я в магазин

И куплю там (апельсин)

10. Звуковой анализ – это определение звуков в слове по порядку и их характери-стика (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий - твердый).

Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.

11. Игра 1. «Назови первый звук»

Взрослый произносит слово на лепестке с интонационным выделением первого, а тот называет первый звук в слове и соединяет в цветок (Аня, азбука, арбуз, Ира, Оля, осень, утка, улица)

12. Игра 2. «Подскажи звук»

Взрослый произносит слово с интонационным выделением последнего звука и ки-дает мяч ребенку, а тот называет последний звук в слове и перебрасывает мяч взрослому.

13. Игра 3. «Собери картинку»

Ребенку предлагается собрать картинку с односложным словом из трех звуков, сде-лать звуковой анализ слова.

14. Игра 4. «Собери словечко»

Ребенку предлагается картинка и набор букв, необходимо составить слово. Далее произвести его анализ.

15. Игра 5. «Ребусы»

Взрослый предлагает ребенку отгадать «заколдованные картинки».

Структура слов усложняется по мере освоения ребенком навыка звукового анализа.

16-17. Безусловно, для достижения положительного результата необходимо созда-ние единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью рабо-тает коллектив единомышленников (логопед – родитель – учитель, каждый из ко-торых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.

Как же привлечь родителей? Это для нас наиболее сложный вопрос. Для родите-лей в нашем саду периодически проводятся открытые занятия, индивидуальные и групповые консультации практического характера, а также изготовление информа-ционных буклетов по заданной теме.

18.Таким образом, р азвитие фонематического восприятия и овладение навыками звукового анализа и синтеза:

1. обеспечивает правильное звукопроизношение речи;

2. способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в пери-од школьного обучения.

19. Литература

Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей группы. – Из-во: Гном, 2007. – 37 с.

Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. ФГОС. – Из-во:Детство-Пресс, 2014. – 64 с.

Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 32 с.

20. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Задачи: 1. Формировать умение у детей выполнять звуковой анализ слова. 2. Развивать умение определять гласные, твердые и мягкие согласные.

Сегодня вашему вниманию я представлю игру на формирование навыков выполнения звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста. Игра.

Представляю Вашему вниманию Дидактическую игру «Барышня-хозяюшка» Цели: – автоматизация звуков [C], [З], [Ш], [Ж], [Р], [Л]; – дифференциация.

«Соотнесение объектов по цвету» Младшая группа Цель: учить соотносить объекты по цвету. Материал: карточки с изображением цветных шаров.

Исходным процессом при обучении детей письму и чтению является звуковой анализ и синтез слов. Многие дети испытывают затруднение при расчленении.


Ткаченко Т. А.

Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 32 с.

УПРАЖНЕНИЕ № 1

На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух , без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

УПРАЖНЕНИЕ № 2

Перед ребенком выставляется 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т. п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок поворачивается спиной) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.

УПРАЖНЕНИЕ № 3

Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребенку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого возможно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого произведенного действия ребенок должен рассказать о нем в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. Упражнение проводится до стойкой дифференциации звучаний.

УПРАЖНЕНИЕ № 4

В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема и т. п.) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа , горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

УПРАЖНЕНИЕ № 5

Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, пианино, аккордеон и т. п.). Обозначим знаком + короткий, взрывной звук, который нельзя продлить (удар в бубен, барабан, хлопок в ладоши). Расстояние между значками соответствует длительности паузы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:

И т.д.

Если звук можно продлить (пианино, дудочка, аккордеон, губная гармошка), количество вариантов ритмического рисунка возрастает. Обозначим знаком - длительный звук, знаком + короткий (на одном инструменте). Варианты ритмического рисунка, который ребенок воспроизводит на том же инструменте:

+ -
+ - +
++ - +
+ - ++
+ ++ -
- + ++
+++ + - и т. п.
В дальнейшем усложнении упражнения взрослый может проявить свою изобретательность, ритмические и творческие способности.

УПРАЖНЕНИЕ № 6

Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

УПРАЖНЕНИЕ № 7

Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михаиле Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

Кто сидел на моем стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей постели?
- Кто же был в нашем доме? И т.п.

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок - изображения трех разных медведей.

Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя , медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

УПРАЖНЕНИЕ № 8

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т. п.

УПРАЖНЕНИЕ № 9

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А - плачет, кричит девочка
А - показывают горло врачу
А - поет певица
А - качаем малыша
А - девочка укололась иголкой

О - удивилась мама
О - стонет бабушка
О - поет певица
О - потягивается папа
О - кричит охотник в лесу

У - гудит пароход
У - звучит дудочка
У - плачет мальчик

УПРАЖНЕНИЕ № 10

Изменение одного звуко комплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребенку сказать, например, МЯУ: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:

ИГОГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.
УПРАЖНЕНИЕ № 11

Взрослый дает ребенку два кружка - красный и зеленый - и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок , если неправильное - красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

БАМАН ВАВАН АЛЬБОМ АЛЬПОМ

ПАМАН ДАВАН АЙБОМ АЛЬМОМ

БАНАН БАВАН АНЬБОМ АЛЫНОМ

БАНАМ ВАНАН АВЬБОМ АБЛЁМ

ВИТАМИН ВИТАНИН КЛЕТКА КЪЕКТА

МИТАНИН МИТАВИН КЪЕТКА КВЕКТА

ФИТАМИН ФИТАВИН КЛЕТТА ТЛЕКТА

ВИТАЛИМ ВИТАНИМ ТЛЕТКА КВЕТКА

Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

УПРАЖНЕНИЕ № 12

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

мак-бак-так моток-каток-поток
ток-тук-так батон-бутон-бетон
бык-бак-бок будка-дудка-утка
дам-дом-дым нитка-ватка-ветка
ком-дом-гном клетка-плётка-плёнка
тыква-буква-будка вата –хата -мята

Примечание. При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу , не содержат труднопроизносимых звуков.
УПРАЖНЕНИЕ № 13

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

канава-канава-какао-канава
ком-ком-кот-ком
утёнок-утёнок-утёнок-котёнок
будка-буква-будка-будка
винт-винт-бинт-винт
минута-монета-минута-минута
буфет-букет-буфет-буфет
билет-балет-балет-балет
дудка-будка-будка-будка

УПРАЖНЕНИЕ № 14

Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

мак-бак-так-банан сом-ком-индюк-дом лимон-вагон-кот--бутон мак-бак-веник-рак совок-гном-венок-каток пятка-ватка-лимон-кадка ветка-диван-клетка-сетка каток-дом-моток-поток

УПРАЖНЕНИЕ № 15

Взрослый не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребенка определить, на какое из названных трех слов больше похоже 4-е:

мак-дом-ветка (Слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)
совок-вагон-гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)
калитка-дом-каток (улитка, гном, платок, листок, ком)

При трудностях удержания в памяти трех исходных слов можно схематически нарисовать предметы на листке бумаги.

УПРАЖНЕНИЕ № 16

Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные... (перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, не верь -
От меня сбежала... (кошка, дверь, стенка)
Сказала дверь: «Мой дорогой!
Не открывай меня...» (плечом, коленом, ногой)

От грязнули даже стол
Поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал)

Две лисички, две сестрички
Отыскали где-то... (спички, щетку, ножик)

Опустела мостовая,
И уехали... (автобусы, трамваи, такси)

Говорила мышка мышке:
- До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)

Сел в машину верный пёс,
У него в чернилах... (лапа, шея, нос)

В выходной пошли куда-то
Мама, папа и... (детишки, ребята, малыши)

Катя Лену просит дать
Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу)

При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант - тот, где слова самые похожие.

УПРАЖНЕНИЕ № 17

Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветке... (жук)

Шёл по лесу шустрый мишка , На него свалилась... (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь... (двери)

Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке... (мяч)

Как-то вечером две мышки Унесли у Пети... (книжки)

Не полезет Влад на ель, У него в руках... (портфель)

«Я трудиться не привык!» - Отвечает... (грузовик)

Мы собирали васильки, На головах у нас... (венки)

Пёс козе принёс букет, Сытный будет ей... (обед)

Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи... (туч)

То назад, то вперёд Может плыть... (пароход)

Не дрожи, Серёжка, Это ж наша... (кошка)

УПРАЖНЕНИЕ № 18

Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я тебе задачу дам - всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?..
Что построили с тобой?..
На крючок в реке попал?..
Может всё, хоть ростом мал?..

(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

Я ещё задачу дам - всё расставить по местам:
Вот печать на простыне -...
Зеленеет на окне...
Волейбольная висит...
Канарейка в ней сидит -... (СЕТКА, КЛЕТКА, МЕТКА, ВЕТКА]

Понятия МЕТКА и СЕТКА уточняются до чтения стихотворения.
Я опять задачу дам - всё расставить по местам:
Что стащил игривый кот?..
Детям мамочка плетёт?..
С гор спускается, течёт?..
Что за скользкий, ровный лёд?.. (КАТОК, ПОТОК, ВЕНОК, МОТОК)

Понятия МОТОК и ПОТОК уточняются с детьми до начала упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ № 19

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

та -та-та па -па-па ка -ка-ка
та-та -та па-па -па ка-ка -ка
та-та-та па-па-па ка-ка-ка

фа-фа-фа на-на-на

ва-ва-ва ба-ба-ба

ма-ма-ма га-га-га

УПРАЖНЕНИЕ № 20

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.

та-то-ту ну-ны-на бо-ба-бы
ты-та-то но-на-ну бу-бо-ба
му-мы-ма да-ды-до па-пу-по
мо-ма-мы ду-ды-да ку-ко-ка
ва-ву-во и т.п.

УПРАЖНЕНИЕ № 21

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

та-ка-па па-ка-та
ка-на-па га-ба-да
фа-ха-ка ка-фа-ха
ба-да-га ва-ма-на
ма-на-ва И т.п. То же с гласными О, У, Ы.

УПРАЖНЕНИЕ № 22

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, сначала по 2 слога:

па-ба та-да
по-бо ка-га
пу-бу фа-ва
пы-бы са-за

(То же с гласными О, У, Ы), затем по 3 слога:

па-ба-па та-да-та ва-фа-ва
по-бо-по да-та-да фа-ва-фа
пу-бу-пу ка-га-ка са-за-са
пы-бы-пы га-ка-га

УПРАЖНЕНИЕ № 23

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости,
па-пя по-пё пу-пю пы-пи
ма-мя мо-мё му-мю мы-ми
ва-вя во-вё ву-вю вы-ви

та-тя то-те ту-тю ты-ти

ба-бя бо-бё бу-бю бы-би

да-дя до-дё ду-дю ды-ди

фа-фя фо-фё фу-фю фы-фи

УПРАЖНЕНИЕ № 24

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:

па-тпа на-пна
та-пта ка-фка
фа-тфа ка-тка
та-фта ка-пка
ма-кма та-кта
на-фна на-кна
То же с гласными О, У, Ы.

УПРАЖНЕНИЕ № 25

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:
пта-пто-пту-пты тма-тмо-тму-тмы
кта-кто-кту-кты кна-кно-кну-кны
фта-фто-фту-фты фка-фко-фку-фкы
тпа-тпо-тпу-тпы пна-пно-пну-пны И т.п.

УПРАЖНЕНИЕ № 26

Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.

пта-тпа кта-тка фта-тфа
пка-кпа фка-кфа хта-тха
фпа-пфа гда-дга вба-бва

Примечание. Упражнения на воспроизведение стечения согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.

УПРАЖНЕНИЕ № 27

Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ и т. п.). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т.д.

Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.

Примечание для родителей. Я, Ё, Е, Ю - гласные БУКВЫ, каждая из них обозначает 2 звука: Я = Й+А; Ё = Й+О и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ № 28

Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук - хлопком, другим оговоренным движением либо жестовым символом.

Примечание. Предлагаемые жестовые символы разработаны автором пособия. При помощи подключения зрительного и двигательного анализаторов, а также при наличии эмоционального фактора, они облегчают детям дифференциацию согласных звуков. Символы приводятся в порядке очередности освоения на занятиях соответствующих звуков.

М - корова мычит (указательным пальцем изображаем рога)

Н - телевизор гудит, когда кончились передачи (палец к носу)

В - вьюга воет, деревья качает (машем руками над головой)

Ф - из маленького шарика выходит воздух (округленные ладони распрямляем и прижимаем друг к другу)

К - игрушечный пистолетик стреляет (указательный палец вверх, большой палец под прямым углом к указательному)

Т - работает пишущая машинка (изображаем указательными пальцами)

П - лопнула хлопушка (пальцы правой руки сжать и разжать)

X - греем руки (подышать на тыльную сторону ладони)

С - качаем насос (сжатые ладони движутся вниз-вверх)

3 - комарик летает (большой и указательный пальцы сжаты , круговые движения рукой)

Ц - тише, тише, тишина (палец к губам)

Звуковой ряд: А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-

В-О-Э и т.д.

Примечание. Согласные звуки в ряду должны произноситься коротко, примерно так, как слышится каждый согласный звук в конце слова: коТ, банаН, укроП и т. п. Не путайте звуки с буквами: ПЭ, ТЭ, ЭР - это названия букв, произносить же надо звуки.
УПРАЖНЕНИЕ № 29

Назвать первый звук в словах.

Утка, ухо, учебник, умный, улица, уши, ум, усы, утюг, уголок, удочка, уж, узкий , укроп, урна , утро, учитель, утренник , учебник, учёный , уважать , уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, удав, укус, уксус , уплыл, урожай , улитка, умывальник, удобный, указка , урок, узор , упасть.

Объяснить выделенные слова.

Вспомнить 5 предметов, названия которых начинаются со звука У.

Вспомнить 4-5 действий, названия которых начинаются со звука У.
УПРАЖНЕНИЕ № 30

Назвать первый звук в словах.

Аня, аист , август, автомат, Алла, Алик, арбуз, ^ Африка , армия, ангина , абрикос, Алёша, Антон, антенна, акула, астра , альбом, аквариум , абажур, апрель , аптека, адрес , афиша , антилопа , Айболит, Андрей, Анюта, атака .

Объяснить выделенные слова. Назвать 5-8 слов с первым звуком А.

УПРАЖНЕНИЕ № 31

Назвать первый звук в словах.

Иван, Игорь, Инна, иголка, ива, иволга , игра, икра , игрушка, ириска, индюк, иней , Инга, Илья, ишак , играют, искры, изюм , избушка, история, институт, индеец , индюшка, инструменты, исправлять, искать, изгородь, Италия, ищейка , изба, имя, ирис .

Объяснить выделенные слова. Назвать 5-6 слов с первым звуком И.
УПРАЖНЕНИЕ № 32

Назвать первый звук в словах (А, О, И, У).

Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.

УПРАЖНЕНИЕ № 33

Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

УПРАЖНЕНИЕ № 34

Назвать первый и последний звуки в словах.

Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики.
УПРАЖНЕНИЕ № 35

Назвать звуки в сочетаниях.

АУ УАИ
УА АИУ
АИ АУИ
ИА ИУА
ИУ УИА
УИ ИАУ

Пример. АУИ: 1-й - А, 2-й - У, 3-й - И.
УПРАЖНЕНИЕ № 36

Назвать первый звук в словах (выделить его голосом, «нажать» на него).

Малина, мама, мыть, мох , маленький, монета, магнит , магазин, макать , муха, моток , мотыга, маска, маки , море, музыка, мыло.

Объяснить выделенные слова.

Определить, есть в слове звук М или нет.

Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, мухи, цыплёнок, коза.

Определить, где слышится звук М - в начале, в середине или в конце слова.

Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк, мыло, крем, лом, лямка, сумка, мука, море.

Определить, в каком из двух слов слышится звук М.

Калина - малина, море - горе, мох - пух, мухи - сухо, раки - маки, монета - ракета, мука - рука, магазин - бензин, зайка - майка, мыло - шило.

УПРАЖНЕНИЕ № 37

Ванна, вата, вафли, волны, воск , волк, вулкан , волосы, водоросли , ваза, вышка, вазелин , вагон, вода, ворота, ворона, воробей, валенки.

Объяснить выделенные слова.

Определить, в каком из двух слов есть звук В.

Волосы - полосы, ворона - корона, вышка - пышка, вагон - загон, вата - хата, волк - полк, корова - корона, волны - полный, сова - сама.

Грива , сова, голова, корова, диван, давать, кивать , правый, левый, новая, новый, слива, ванна, вата, вафли, слева, справа, забава .

Объяснить выделенные слова.

УПРАЖНЕНИЕ № 38

Определить первый звук в словах. Выделить звук голосом, «нажать» на него.

Надя, Наташа, ноги, найдём , новый, ноль, нота, норка, номер, ныть , наши, нож, ножницы, Настя, налить, налететь, надеяться .

Объяснить выделенные слова. Назвать 5 слов со звуком Н.

Определить, есть в слове звук Н или нет.

Нота, лето, корова, дрова, голова, ванна, страна, одна, стол, краны, лампа, шалуны, диваны, розы, канава, фонтаны, конфета, шапка.

Определить, в каком из двух слов есть звук Н.

Наша - Саша, корона - корова, струна - трава, конфеты - приветы, норка - корка, найдём - пойдём, наши - уши, шалуны - шумы, слова - слоны, зелёный - золотой, канава - забава, заноза - угроза.

УПРАЖНЕНИЕ № 39

«Нажать» на звук Ф, выделить его в словах.

Фамилия, фантик, форма, футбол, фабрика, фартук, флакон, фокус, фокусник, фуражка, фасоль, кофта, фрукты, лифт, кафтан, фанера, фары, фарш, шарф, фонтан, форточка, флаг, фыркать.

Определить, есть в слове звук Ф или нет.

Море, факел, форма, монеты, дом, фонтан, форточка, жаба, батон.

Определить, в каком из двух слов есть звук Ф.

Кошка - кофта, фантик - бантик, фонтан - тахта, фрукты - продукты, враг - флаг, косточка - форточка, косой - фасоль, пары - фары, нота - фото.

УПРАЖНЕНИЕ №40

Выделить в слове звук К, «нажать» на него.

Домик, танк, тюбик, ролик , огонёк, бантик, платок, замок, колобок, индюк , лук, бублик , гамак , паук, совок, венок , зонтик, ток, валик, синяк, напильник , утёнок, валенок, хомяк, парк , веник, маяк , рак, канава, камень, косы, кофе, колено, комната, клюв , куры, капуста, кобра, камин , банка, буква, тыква, блокнот , бутылка, ватка, утка, шутка, букварь, секрет , знакомый, комар, капкан, капля, комок, кулёк , кустик, кулак, кофейник, мельник , человек, щенок, кран.

Объяснить выделенные слова. Определить, есть в слове звук К или нет.

Кубик, рама, мама, нора, венок, человек, щенок, чулок, узелок, заноза, хомяк, стук, бублик, платок, парк, шар, шуба, баран, гамак.
^
УПРАЖНЕНИЕ №41

Подобрать в рифму названия овощей со звуком К.

Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел всё лето урожай.
Что собрали - отгадай!

Где весною было пусто,
летом выросла... (капуста)

Солнышко светило, чтоб
ярче зеленел... (укроп)

Собираем мы в лукошко
очень крупную... (картошку)

От дождя земля намокла,
вылезай, толстушка... (свёкла)

Из земли за чуб плутовку
тянем, сочную... (морковку)

Надо поклониться низко,
чтобы вытащить... (редиску)

Помогает деду внук -
собирает с грядок... (лук)

Просит дедушка Федюшку:
- Собери ещё... (петрушку)

Вот зелёный толстячок,
крупный, гладкий... (кабачок)

И красавец-великан
тёмно-синий... (баклажан)
Обратить внимание детей на рифму. Проговорить парами слова: намокла - свёкла, пусто - капуста, лукошко - картошка и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ № 42

Взрослый объясняет: «Я назову большой предмет, а ты - маленький, чтобы в слове обязательно появился звук К».

Рама - рамка, яма -... репа -... вата -... лапа - ... пена -... панама -... лопата -... картина -... корзина -... монета -... солома -... чаша -... репа -... липа -... нора -...

Четко, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком К.

АК-АК-АК, вот такой гамак.

ОК-ОК-ОК, вот такой каток

УК-УК-УК, вот такой индюк.

КА-КА-КА, у Кати мука.

КО-КО-КО, в школе нелегко.

КУ-КУ-КУ, я куплю муку. Назвать слова со звуком К.
^

УПРАЖНЕНИЕ №43

Выделить в словах звук Т, «нажать» на него.

Винт , куст, зонт, лист, бант, порт , мост, салат , привет, букет, пакет , халат, хвост, автомат, томат, буфет , билет, кот, кит, лифт , полёт, пилот , канат, самолёт, март , бегемот, салют , тыква, томат, Толя, Таня, туман, табуретка, топот, тополь, такси, труженик, туфли, тапки, утка, батон, охота, куртка, нитка, паста, плита, ворота, минута, монета, клетка.

Объяснить выделенные слова.

Определить, в каком из двух слов есть звук Т.

Тыква - буква, батон - диван, ворота - ворона, плита -слова, томат - гамак, халат - халва, билеты - бананы бритва - брови, ноты - ночи, шутка - шапка, ракета -рубашка, забота - заноза, густой - кривой, злой - твой нитка - миска.

Четко, внятно, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком Т.

АТ-АТ-АТ, у Толи самокат.

УТ-УТ-УТ, дети побегут.

ТО-ТО-ТО, новое пальто.

ТЫ-ТЫ-ТЫ, в комнате коты.

ОТ-ОТ-ОТ, это бегемот.

ТА-ТА-ТА, новая плита.

ТУ-ТУ-ТУ, конфету дам коту.
Назвать слова со звуком Т.

УПРАЖНЕНИЕ № 44

Выделить в словах звук П, «нажать» на него.

Сироп, тулуп, укроп, грипп, храп, сноп , стоп, Филипп, пальма , пальто, попугай, пыль , палка, пони, паста , паук, почка, поле, парк, помада, победа, покупка , пароход, парикмахер, трап, телескоп , суп, кнопка, кепка , тропа, копать, липкий , крепкий, лампа, шапка, купальник , лопата.

Объяснить выделенные слова.

Определить, в каком из двух слов есть звук П.

Панама - канава, суп - сук, шапка - шутка, кнопка - нотка, кошка - кепка, кивать - копать, урожай - попугай, ласты - паста, жук - паук, дочка - почка, кони - пони, жалко - палка, крот - укроп, ракета - победа, корыто - лопата.
УПРАЖНЕНИЕ № 45

Определить последний звук в слове (К, Т, П, Р).

Утёнок, валенок, котёнок, веник, каток, урок, бык, совок, зонтик, кубик, балет, билет, букет, мост, пилот, самолёт, бегемот, брат, куст, канат, укроп, сироп, телескоп, суп, подкоп, храп, грипп, трап, сноп, комар, помидор, актёр, повар, шар, танк, торт, брат, свист, грохот, шрам.

УПРАЖНЕНИЕ № 46

Определить первый звук, второй звук в звукосочетаниях.

АК, ОК, УК, ИК, АТ, ОТ, УТ, ИТ, АМ, ИМ, УМ, ОМ, ОН, ОК, ОТ, ОП, АН, ИН, АП, ИП, АР, ОР, ИР, УР, АФ, ИФ, УФ, АХ, ОХ, ИХ, УХ, АШ, ОШ, ИШ, УШ, АЛ, ОЛ.

УПРАЖНЕНИЕ № 47

«Нажать» в слове на звук X, выделить его.

Халат, хобот , хлеб, хата , холод, худеть , горох, страх, хвост, холодильник, хозяйка, пастух , петух, запах, шорох, смех, хулиган, ходьба, хвоя, хоровод , художник, хохолок , охота , махать, поход , орех, уха , ухо, тахта .

Объяснить выделенные слова.

Выбрать из рассказа слова со звуком X.

Школьники ходили в поход. В походе они видели хаты, охотников с ружьями, маленького хомяка. Вечером ребята развели костёр и сварили уху.

^ Выбрать из рассказа слова со звуком X.

Наступили холода. С полей убрали хлеба. Небо хмурое. Трава в лесу высохла, только мох зеленеет. На ветках нет листьев. Одна хвоя на ёлках и соснах осталась. Поздняя осень, скоро зима!

^ Выбрать слова со звуком X.

Канат - халат - парад, голод - холод - молод, год - ход - пот, сор - хор - вор, муха - мука - рука, хата - вата - мята.

УПРАЖНЕНИЕ № 48

Определить первый звук в словах.

Оля, острый, отдых , орден , обувь, отпуск , осы , окунь , овцы, окна, озеро, обруч , ослик, окрик, озимь , очень, около, овощи .

Объяснить выделенные слова.

Выбрать из рассказа слова со звуком О.

Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали окуня и леща. Видели облако, похожее на ослика.

Выбрать из рассказа слова, начинающиеся со звука О.

Наступила осень. Созревают овощи и фрукты. В полях сеют озимь. По озеру плывут жёлтые листья. В окнах рано зажигают свет.

УПРАЖНЕНИЕ № 49

Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, У, О).

Бак, рак, сок, суп, пар, вар, газ, нос, муж, шар, зуб, гол, жар, дом, вол, душ, зал, ком, кот, лом, лось, лук, мак, мох, рот, руль, соль, сон, сук.

УПРАЖНЕНИЕ № 50

Определить, какой звук (Ы или И) в конце слова.

Сады - садики, зонты - зонтики, кусты - кустики, мосты - мостики, носы - носики, банты - бантики, ходы - ходики, плоты - плотики, усы - усики, рыбы - рыбки, горы - горки, липы - липки, лапы - лапки, норы - норки.

УПРАЖНЕНИЕ № 51

Определить, какой звук (Ы или И) в середине слова.

Был, бил, мыл, мил, лист, лыс, выл, вил, пыль, пить, дым, рис, вниз, ввысь.

Я в походе БЫЛ, в барабан я БИЛ. Я веревки ВИЛ, волк в долине ВЫЛ.

Малыш БЫЛ очень МИЛ, он руки с мылом МЫЛ.

Вить, бить, лить, рыть, быть, плыть, брить, ныть, лить, крыть, свить, гнить.

УПРАЖНЕНИЕ № 52

Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, О, У, И, Ы)

Бак, мак, зал, пар, дар, гам, так, шар, дом, нос, сон, бор, хор, ток, лось, мост, зов, гол, сок, соль, суп, жук, шум, лук, дуб, гул, мир, лист, низ, бил, пил, пир, гриб, кит, дым, сын, бык, пыль, выть, ныть, пух, ком.

УПРАЖНЕНИЕ № 53

Определить первый звук в словах.

Собака, солнце, сыр, самолёт, санки, скамейка, сухари, скала, свечка, спорт, сапоги, салат, сахар, сын, сом, сучок, супница, свёкла, сон.

В каких словах после С слышится А? О? У? Ы? Выделить в словах звук С, «нажать» на него.

Садик, самокат, самолёт, сокол, судно, сало, скамейка, сабля, лиса, коса, оса, листок, свисток, куст, колесо, песок, носок, сынок, лес, автобус, овёс, крыса, глобус, солдат, лесник, сосны, пылесос, судья.

Самостоятельно назвать 5 слов со звуком С.

УПРАЖНЕНИЕ № 54

Назвать все звуки по порядку.

Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар.

Материал для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста,который может быть использован как в логопедических группах, так и в общеразвивающих группах детских садов.Очень полезен для дальнейшего обучения грамоте,является фундаментальным для коррекции слоговой структуры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Материал состоит из теории и приложения - альбом "Фонематического восприятие(формированте и развитие)"Т.А.Ткаченко

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ №18 детский сад «Ласточка» комбинированного вида Елабужского муниципального района

Выступление на тему:

Развитие фонематического восприятия у детей

дошкольного возраста.

Место проведения : семинар для воспитателей средних общеразвивающих групп, логопедов дошкольных образовательных

учреждений города Елабуга на тему: «Актуальные проблемы речевого развития дошкольника»

Дата проведения : 19.12.2013г.

Провела : учитель-логопед Жилина А.А.

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. В 4 года многие дети правильно произносят все звуки родного языка без вмешательства специалиста-логопеда, и, казалось бы, нет препятствий к усвоению ими грамоты. Вместе с тем в процессе обучения чтению и письму таких дошкольников взрослые могут сталкиваться с определенными трудностями. Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.

Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматически правильной речью, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Дети путают фонемы близкие по звучанию при их звуковом воспроизведении и буквенной заменой. В дальнейшем несформированность фонематического слуха проявляется при изучении иностранного языка в средней школе: дети трудно воспринимают иностранные слова на слух, неправильно их произносят. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Что же это за понятие, о котором так много говорят и пишут в последнее время?

Фонематическое восприятие- специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова(фонематический слух близок по значению фонематическому восприятию)

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом , что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Практикой доказано, что правильное произношение звуков родного языка в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия. Так, например, ребенок пяти лет, чисто произнося все звуки речи, при проверке фонематического восприятия (повтор близких по звучанию слов: бак – бок – бык, миска – мишка – мышка, слоговых рядов: па-ба-па, ша-жа-ша, слов со сложной слоговой структурой: велосипедист, мотоциклист, транспорт, фотографироваться, выполнил эти задания с многочисленными ошибками.

Это свидетельствует о том, что при внешне благоприятной картине произношения формирование фонематического восприятия ребенка запоздало и не соответствует возрастной норме. Проявляется ли такое отставание в произношении? Безусловно, да. Но только в фонетически более сложных комбинациях, которые редко встречаются в самостоятельных высказываниях ребенка. Например, при произношении слов с чередованием акустически и артикуляционно-близких фонем: шоссе, раскладушка, учительница, смеющаяся девочка, балерина, рояль, столяр, и т.д. Сможет ли ребенок в данном случае без специальной подготовки грамотно читать и писать? Конечно, нет.

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Упражнения по формированию фонематического слуха и восприятия проводится в определенной последовательности, их можно разделить условно на 6 этапов. Рассмотрим более подробно каждый из них.

1 этап- узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и памяти(без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).(см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения №1-5)

2 этап-различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.(см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения №6-10)

3 этап- различение слов, близких по звуковому составу.

На этом этапе дети должны научиться не только различать слова близкие по звуковому составу, но и находить похожие по звучанию слова(рифмы), а также подбирать по смыслу близкие по звучанию слова к тексту или стихотворению, согласно контекста. (см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения №11-23)

4 этап-дифференциация слогов.

На этом этапе детей учат различать слоги по мягкости и твердости, по звонкости и глухости. Дифференцируются слоги со звуками раннего онтогенеза, то есть их произношение не вызывает затруднений у детей 5 лет(см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения №24-31)

5 этап- дифференциация фонем.

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка, а также находить заданные фонемы в звуковых рядах. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков А,У,И. Согласные звуки должны произноситься кратко(не в коем случае не БЭ,МЭ,ЭР, а Б,М,Р) (см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения №32-34)

6 этап-развитие навыков элементарного звукового анализа .

На этом заключительном этапе по формированию фонематического восприятия дети знакомятся и практикуются в слоговых и звуковых анализах слов, что является основой для обучения чтению и навыкам письма. Знакомятся со следующими понятиями и их обозначениями: речевые звуки делятся на гласные и согласные; согласные, в свою очередь, бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими; слова состоят из слогов, а слоги из букв;буквы мы видим, читаем и пишем, а звуки- слышим и произносим.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: