Терминология танца. Краткий словарь танцев Танцевальное движение наш лексика

Друзья! А давайте повторим термины классического танца? Готовы себя проверить? Со временем то, что не используется на практике забывается, поэтому стоит периодически делать вот такую интеллектуальную зарядку. А может кто-то из вас узнает и что-то новенькое!

Adajio [адажио] — Медленно, медленная часть танца.
Allegro [аллегро] — Прыжки.
Aplomb [апломб] — Устойчивость.
Arabesque [арабеск] — Ее называют позой полета, а название позы происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре вида позы «арабеск» № 1,2,3,4.
Assamble [ассамблее] — Соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две ноги.
Attitude [аттитюд] — Поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.
Balance [балансе] — Качать, покачиваться. Покачивающееся движение.
Pas ballonne [па баллонэ] — Раздувать, раздуваться. В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le coude pied.
Pas ballotte [па баллоттэ] — Колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Balancoire [балансуар] — Качели. Применяется в grand battement jete.
Batterie [батри] — Барабанный бой. Нога в положении sur le coude pied проделывает ряд мелких ударных движений.
Pas de bourree [па де буррэ] — Чеканный танцевальный шаг, переступания с небольшим продвижением.
Brise [бризе] — Разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.
Pas de basque [па де баск] — Шаг басков. Для этого движения характерен счет ¾ или 6/8, т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски – народность в Италии.
Battement [батман] — Размах, биение.
Battement tendu [батман тандю] — Отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.
Battement fondu [батман фондю] — Мягкое, плавное, «тающее» движение.
Battement frappe [батман фраппэ] — Движение с ударом, или ударное движение.
Frappe [фраппэ] — Бить.
Battement double frappe [батман дубль фраппэ] — Движение с двойным ударом.
Battement developpe [батман девлоппэ] — Раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.
Battement soutenu [батман сотеню] — Выдерживать, поддерживать, движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
Cabriole [кабриоль] — Прыжок с подбиванием одной ноги другой.
Chain [шен] — Цепочка.
Changement de pieds [шажман де пье] — Прыжок с переменой ног в воздухе.
Changement [шажман] — Смена.
Pas chasse [па шассэ] — Гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas de chat [па де ша] — Кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук.
Le chat [ле ша] — Кошка.
Pas ciseaux [па сизо] — Ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.
Coupe [купэ] — Отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок.
Pas couru [па курю] — Пробежка по шестой позиции.
Croisee [краузэ] — Скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Degagee [дегаже] — Освобождать, отводить.
Developpee [девлоппэ] — Вынимание.
Dessus-dessous [десю-десу] — Верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.
Ecartee [экартэ] — Отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Effacee [эфасэ] — Развернутое положение корпуса и ног.
Echappe [эшаппэ] — Вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
Pas emboite [па амбуатэ] — Вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
En dehors [ан деор] — Наружу, из круга.
En dedans [ан дедан] — Внутрь, в круг.
En face [ан фас] — Прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant [ан турнан] — Вращать, поворачивать корпус во время движения.
Entrechat [антраша] — Прыжок с заноской.
Fouette [фуэтэ] — Стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Ferme [фермэ] — Закрывать.
Pas faille [па файи] — Подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.
Galloper [галоп] — Гоняться, преследовать, скакать, мчаться.
Glissade [глиссад] — Скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Grand [большой] — Большой.

Jete entrelacee [жетэ антрэлясэ] — Перекидной прыжок.
Entrelacee [антрэлясэ] — Переплетать.
Jete [жэтэ] — Бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.
Jete ferme [жэтэ фермэ] — Закрытый прыжок.
Jete passé [жэтэ пассэ] — Проходящий прыжок.
Lever [левэ] — Поднимать.
Pas [па] — Шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».
Pas d’achions [па д’аксион] — Действенный танец.
Pas de deux [па дэ дэ] — Танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы.
Pas de trios [па дэ труа] — Танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
Pas de quatre [па дэ катр] — Танец четырех исполнителей, классический квартет.
Passe [пассэ] — Проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.
Petit [пти] — Маленький.
Petit battement [пти батман] — Маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Pirouette [пируэт] — Юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.
Plie [плие] — Приседание.
Demi-plie [деми плие] — Маленькое приседание.
Pointe [пуантэ] — Носок, пальцы.
Port de bras [пор де бра] — Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation [прэпарасион] — Приготовление, подготовка.
Releve [релевэ] — Приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.
Releve lent [релевэ лян] — Медленный подъем ноги на 900.
Renverse [ранверсэ] — Опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и в повороте.
Rond de jambe par terre [рон де жамб пар тер] — Вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.
Rond [ронд] — Круг.
Rond de jambe en l’air [рон де жамб ан лер] — Круг ногой в воздухе.
Soute [сотэ] — Прыжок на месте по позициям.
Simple [семпль] — Простой, простое движение.
Sissonne [сисон] — Прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee [сисон ферме] — Закрытый прыжок.
Sissonne ouverte [сисон уверт] — Прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple [сисон семпль] — Простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee [сисон томбе] — Прыжок с падением.
Saut de basque [со де баск] — Прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
Soutenu [сутеню] — Выдерживать, поддерживать, втягивать.
Sur le cou de pied [сюр лек у де пье] — Положение одной ноги на щиколотке другой (опорной) ноги.
Temps lie [тан лие] — Связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение.
Temps leve soutee [тан левэ сотэ] — Прыжок по первой, второй или пятой позиции на одну и туже ногу.
Tire-bouchon [тир бушон] — Закручивать, завивать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.
Tour chainee [тур шенэ] — Сцепленный, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один за другим.
Tour en l’air [тур ан лэр] — Воздушный поворот, тур в воздухе.
Tour [тур] — Поворот.
Выворотность — Раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
Координация — Соответствие и согласование всего тела.

Язык танца. Танцевальная лексика

Мимика, жест, взгляд, поза - ярчайшие средства общения. Переход из одной позы в другую, смена положений тела производят движение. Движение - основа танца.

У каждого народа сформировалась своя традиционная пла­стика, свои приемы соотнесения движений с музыкой. Язык танца складывается из общепринятых жестов, положений го­ловы, рук, ног, корпуса, из приветствий, прощаний. Его опре­деляют особенности возрастных и социальных отношений. Воздействие, оказанное языком танца, намного ярче, эмоцио­нальнее, в случае если форма танца соответствует ᴇᴦο содержанию, а характер народа передан достаточно достоверно.

Язык танца формировался в соответствии с образом жизни народа, ᴇᴦο социальным и историческим прошлым. Характер народа, особенности ᴇᴦο мышления нашли отраже­ние в языке танца.

Танцевальная лексика возникает на базе обобщения и специфически танцевального претворения выразительных движений человека. Из танцевальной лексики соткано хорео­графическое произведение как художественное целое. Сами по себе отдельные танцевальные движения не несут хорео­графической образности. Но в контексте определенного танца они представляют целый арсенал выразительных возможно­стей, воплощающих собирательный образ народа.

Танцевальная лексика наполняет содержанием рисунок танца, а рисунок танца, в свою очередь, оформляет лексику. Логика построения музыкальной фразы, образ, рожденный музыкой, позволяет найти необходимое хореографическое решение и создать соответствующую танцевальную лексику.

Логика развития движений от наиболее простых к наи­более сложным (с экспозицией, завязкой, ступенями перед кульминацией, собственно кульминацией и развязкой) под­сказывает использование принципа контраста (линейное по­строение сменяется круговым, танцевальная фраза из полутонов сменяется техничным пассажем)

Танец измеряется теми же длительностями, что и музы­ка. Выразительным и свежим может выглядеть развитие лек­сики при помощи усложнения ритма с использованием рит­мических акцентов, синкоп˸ дробное выстукивание простое -дробное выстукивание синкопированное. Большое значение имеет правильно выбранный ракурс исполнителя, помогаю­щий восприятию композиции танца, раскрытию образа. Для наибольшей выразительности хореографического образа ис­пользуется пластическое многоголосье, когда солистам ак­компанируют движения остальных исполнителей. Здесь важ­но не отвлекать внимание зрителя от основного образа, а сконцентрировать ᴇᴦο вокруг солистов усиливающими вос­приятие движениями и рисунками.

Танцевальная речь состоит из танцевальных комбина­ций - сочетаний нескольких танцевальных движений, рас­крывающих характер исполнителя. Танцевальные комбина­ции выстраиваются в танцевальную фразу, соответствующую музыкальной фразе, выражающую хореографический образ. Танцевальный этюд состоит из нескольких танцевальных фраз, имеет целью выработку технических навыков исполне­ния. Хореографический номер имеет идею, содержание, дей­ствие, подчинен законам драматургии, раскрывает хореогра­фический образ. Хореографическое полотно - это хореогра­фическое произведение крупной формы, поставленное балет­мейстером по всем канонам сценического действия.

Язык танца. Танцевальная лексика - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Язык танца. Танцевальная лексика" 2015, 2017-2018.

Терминология танца

Руководитель:

г. Усть-Илимск

ВВЕДЕНИЕ. 3

& 1. История бального танца. 5

& 2. Лексика ограниченной сферы употребления. 6

& 3. Лексика бального танца. 7

& 4. Знаете ли вы танцевальную терминологию?. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ

Отличительной особенностью организации образовательного процесса в «Экспериментальном лицее «Научно-образовательном комплексе» является недельное погружение по предмету с соответствующим расписанием, где предусмотрены дисциплины эмоционально-двигательного и художественно-эстетического циклов. Один из них – курс «Хореография», где мы изучаем историю и теорию танца, танцевальную терминологию, учимся исполнять различные спортивные, бальные, историко-бытовые, народные танцы.

С течением времени эти танцы очень сильно видоизменялись: любая эпоха европейской истории порождала своеобразный танцевальный комплекс, на бальный танец влияли самые разнообразные этнические источники, а также профессиональный танец.

Бальные танцы XX века сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX-XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура.

В 1920-е годы в Англии при Императорском обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы – вальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления – спортивный и socialdance.

&2. Лексика ограниченной сферы употребления

Под лексикой понимают совокупность всех слов, имеющихся в каком-либо языке. Лексика русского языка в зависимости от сферы употребления слова делится на две группы: общенародную, общеупотребительную лексику и лексику ограниченного употребления.

К общеупотребительной лексике относятся слова, которые употребляют и понимают все носители языка, независимо от их территориальной и социальной принадлежности: платье, здание, береза, думать, красивый, три, я, рано и др.

К лексике ограниченного употребления относятся слова, употребление которых ограничено территорией, профессиональными особенностями и социальными интересами людей. Эти слова делятся на три группы: диалектную лексику (диалектизмы), профессиональную и терминологическую лексику (профессионализмы и термины), жаргонную лексику (жаргонизмы) .

Профессионализмы и термины составляют специальную лексику. Специальную лексику представляют прежде всего термины. Термин – точное название какого-либо определенного понятия из области науки, техники, искусства и т. д. Термины, как правило, однозначны. Например, танцевальные термины: балансе (покачивание), пассе (проходящее, скользящее движение).

Кроме терминов к специальной лексике относятся еще профессионализмы - слова, употребляемые в основном в разговорной речи людьми определенной профессии: шапка (в издательско-полиграфическом деле) - заголовок крупным шрифтом; голубец (в хореографии) - легкий подскок; ёлочки (« ») или лапки (" ") - у полиграфистов разновидности кавычек.

Наиболее употребительные термины (как общепонятные, так и узкоспециальные) и профессионализмы даны в толковых словарях с пометкой «спец.» - специальное. Значение же нескольких узкоспециальных терминов и профессионализмов можно найти только в специальных энциклопедических словарях и словарях-справочниках.

Каким образом пополняется словарный состав языка? Одним из главных путей пополнения является заимствование лексики из других языков. В различные эпохи в русскую лексику проникали заимствования из других языков. Например, такие привычные сегодня слова, как компьютер, сайт, блог, менеджер не так давно были заимствованы русским языком из английского; почтамт, рынок, маршрут пришли из немецкого, библиотека, физика, психология - из греческого . Заимствования используются для называния новых реалий и для переименования.

Для заимствования необходимо условие - наличие языковых контактов народов вследствие торговли, войн, культурного взаимодействия.

В XVIII-XIX века заимствовано большое количество слов из французского, итальянского, испанского, польского языков , которые связаны, в первую очередь, со светскими характером культуры, в том числе и хореографии, этого времени: балет, партнер, вуаль (из французского), модерато (из итальянского), болеро, чакона (из испанского), вензель , мазурка (из польского).

&3. Лексика бального танца

Под хореографической терминологией принято понимать систему специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно .

В XVII веке была создана система записи элементов классического танца, которые признаны специалистами в области хореографии и в настоящее время.

«Иностранные» названия самих танцев и отдельных танцевальных элементов объясняются тем, что в XIX веке французская терминология в танцевальной культуре была столь же традиционной и общепринятой, как латынь в медицине и итальянский язык в музыке .

В нынешнем учебном году на занятиях по хореографии нами были разучены такие историко-бытовые танцы, как вальс (медленный, фигурный, миньон), мазурка, полонез.

Таблица 1. Структура танца.

Название элемента

Графический облик

Описание

Вальс (от нем. walzen «вертеться, поворачиваться») – бальный танец с плавным вращательным движением пар в такт размера 3/4. Вальс имел множество разновидностей: венский, английский, венгерский, фигурный, вальс-мазурка, вальс-миньон и др.

Закрытая перемена с правой стопы (от натурального поворота к обратному)

Закрытая перемена с левой стопы (от обратного поворота в естественный поворот)

Натуральный поворот

Обратный поворот

Обратное корте

Перемена хезитейшн

Открытый импетус

Кросс-хезитейшн

Дрэг-хезитейшн

Прогрессивное шассе вправо/влево

Шаг-глиссад

Левый поворот

Плетение

Правый поворот

Правый спин-поворот

Телемарк

Шассе из променадной позиции

Natural Spin Turn

ChangeHesitation

Cross Hesitation

Shasse to Right

Pas Glissad

Natural spin turn

Перенос во время поворота веса тела танцора с одной ноги на другую. При этом поворот может исполняться как на месте, так и с перемещением вперёд, вбок, назад или по диагонали. По направлению вращения различают Правый Поворот (Натуральный Поворот) и Левый Поворот (Обратный Поворот).

Спин – вращение, то есть спин-поворот можно перевести как поворот с вращением.

Анкетирование показало, что в течение года повысился уровень понимания учащимися терминологии танца, их отношение к занятиям хореографией изменилось в лучшую сторону. Во втором полугодии они могут назвать большее количество танцевальных элементов, поз, фигур, осознать необходимость владения хореографической терминологией. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждается. Практическую значимость работы мы видим в том, что использование подобного рода таблицы, иллюстраций к танцевальным элементам дают возможность упорядочить знания учеников в области хореографической подготовки, свободно владеть терминами хореографии и легко понимать речь педагога.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ваганова классического танца. - СПб.: Искусство, 19с.

2. Васильева танца. – СПб.: Диамант, 1997.

3. Захаров о танце. - М.: Молодая гвардия, 19с.

4. Касаткина – это жизнь. – СПб.: «Лань», 2006

5. Краснов танцы. – М.: Просвещение, 1999

6. Мессерер А. Уроки классического танца. - СПб.: «Лань», 2004.- 93с.

7. Ожегов русского языка. - М.: «Русский язык», 1989

8. , Теленкова лингвистических терминов // Режим доступа: www. *****

9. Соболева школьника. 5-11 классы. Русский язык. - М.: АСТ, 2003.

10. , Васильева терминология: Вопросы теории. - М.: Наука, 19с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СЛОВАРЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Aттитюд (аttitude) - поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.

А ля сгон (а laseconde) - положение enface, а рабочая нога открыта в сторону на 90*.

Адажио (аdagio) - медленная часть урока.

Аллегро (аllegro) - быстрая часть урока, прыжки.

Алянже (аllongee) - удлинить, вытянуть. Взмах кисти.

Ан дедан (endedans) - внутрь, в круг.

Ан деор (endehors) - наружу, из круга.

Ан фас (enface) - прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.

Антрашакат (entrechat) - прыжок с заноской.

Апломб - устойчивое положение занимающегося.

Апломб (аplomb) - устойчивость.

Арабеск (аrabesque) - поза, в классическом танце существует четыре вида позы "арабеск".

Арч - (аrch) - арка, прогиб торса назад.

Ассамбле (аssemble) - соединять, собирать; прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе; прыжок с двух ног на две

Балансуа (balancoire) - качели; применяется в grandbattementjene.

Балянсе (balance) - покачивание.

Батман девлоппе (battementdeveloppe) - медленное поднимание ноги на 90* и више в нужное направление.

Батман дубль фраппе (battementdoublefrappe) - движение с двойным ударом.

Батман мягкий (battementfondu) - мягкий батман (тающий).

Батман ретире - (battementretire) - перенос через скольжение рабочей ноги, через pass? из 5 поз. Вперед в 5 поз. Назад.

Батман сутеню (battementsoutenu)- движение в повороте с подтягивание ног в пятую позицию.

Батман тандю (battementtendu) - вынос ноги на носок.

Батман фраппе (battementfrappe) - удар ноги о щиколотку опорной ноги.

Баунс (bounce) - трамплинное покачивание торса, вверх-вниз.

Боди ролл (bodyroll) - группа наклонов корпуса, волна.

Бризе (brize) - прыжок с заноской.

В позиция (v - position)- положение рук (заниженная 2 и 3 поз.)

Веер (eventail) - фигура, когда кавалеры идут по полукругу в конец зала слева (если смотреть в начало зала), их дамы идут параллельно им по полукругу справа (партнеры идут не вместе). Когда кавалер встречает свою даму, он предлагает ей руку, и пары расходятся следующим образом: нечётные пары идут в правый угол начала зала, а чётные - в левый угол начала зала. Дойдя до соответствующего угла зала, пары поворачивают и возвращаются в конец зала по своему полукругу.

Виск (whisk) - быстрый переход из закрытой позиции в положение променада, по рисунку шагов напоминает левую перемену, завершающуюся изящным вензелем в движении ног.

Выворотное положение ног - необходимое и обязательное условие техники выполнения элементов классического танца.

Глиссад (glissade) - прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.

Голубец (holubiec, coup de talon) - "удар пяткой", "высекание искр".

Гран батман (grandbattement) - бросок ноги на 90* и выше вперед, назед или сторону.

Гран жете (grandjete) - прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение.

Гранд плие (grand-plie) - большое приседание.

Дегаже (degage) - переход с ноги на ногу.

Демиплие (demi-plie) - маленькое приседание.

Демиронд (demirond) - полукруг носком ноги по полу вперед и в сторону, или назад и в сторону.

Диипбодибенд (deepbodybend) - наклон торсом вперед ниже 90*, сохраняя прямую линию торса и рук.

Диипконтракш (deepcontraction) - сильное сжатие в центре тела, в котором участвуют все части тела, руки, ноги и головы.

Дроп (drop) - падение расслабленного торса вперед или в сторону.

Дрэг-хезитейшн (drag hesitation) - переход от обратной (левой) фигуры к натуральному (правому) продолжению или, наоборот, от натуральной (правой) фигуры к обратному (левому) продолжению.

Жете (jete) - бросок ноги на месте или в прыжке.

Жете антрелясе (jeteentrelase) - перекидной прыжок.

Жете ферме (jeteferme) - закрытый прыжок.

Керф - (curve) - изгиб верхней части позвоночника (до солнечного сплетения) вперед или в сторону.

Контракшн (contraction) - сжатие, уменьшение обьема корпуса и округление позвоночника, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе.

Корпус - умение зафиксировать позу в прыжке.

Корскру повороты (corkscrewturn) - повороты, при которых повышается или понижается уровень вращения.

Крест - выполнение элементов в следующих направлениях: вперед, в сторону, назад, в сторону или в обратном направлении.

Кросс-хезитейшн (crosshesitation) - пересекающий шаг с задержкой.

Круазе (croisee) - поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.

Купе (coupe) - положение ноги на щиколотке.

Левый поворот (reverse turn) - последовательность шагов, в ходе которых танцевальная пара совершает поворот на три четверти в левую сторону. Другое название: обратный поворот.

Легкий бег(pas couru) - стилизованная форма обычного бегового шага. Выполняется в мягкой манере, с носочка, часто в полувыворотной позиции ног.

Лок назад (backwardlock) - плотное закрещивание (перекрёстное соединение) ступней в ходе выполнения шагов вперёд, назад или по диагонали.

Натуральный поворот (natural spin turn) перенос весa тела танцора с одной ноги на другую.

Обратное корте (Сorte) - cвоеобразная пауза в движениях.

Открытый импетус (impetus) - импульсный поворот.

Па (pas) - шаг, движение, комбинация.

Па амбуате (pasemboite) - прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.

Па балене (pasballonee) - сильно вытянуты в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на surlecou-de-pied.

Па де бурре (pasdebourree)- танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.

Па де ша (pasdechat) - кошачий шаг.

Па курю (pascoure) - пробежка по шестой позиции.

Па марше (pas march?) - мягкий, но решительный танцевальный шаг, при котором нога ставится полувыворотно на вытянутый носок. При этом сохраняется подтянуто "высокое" положение всего тела.

Па сизо (pasciseaux) - ножницы, движение ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздух.

Па файи (pasfaille) - это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки к следующему прыжку, одна нога как бы подсекает другую.

Па шассе (paschasse) - партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.

Парадное па (pas gala) - oрдинарный шаг".

Пассе (passe) - проходящее, скользящее движение.

Перемена хезитейшн (changehesitation) - последовательность шагов, выполняемых с целью перемены свободной ноги, либо с целью перемены направления движения.

Пируэт (pirouette) - быстрое вращение на полу.

Плетение (weave) - поворот пары, построенный на длинных наружных проходящих шагах.

Плие (plie) - приседание.

Поворот на месте (Pas boiteux en tournant / tour sur place) - перенос веса тела танцора с одной ноги на другую.

Поинт (pointe) - пуант, носок, пальцы.

Поперечина, траверсе (la traverse) - построение пар в две колонны параллельно друг другу по двум сторонам круга. Колонны идут навстречу друг другу по кругу. Когда пары встречаются, то кавалеры "левой линии" пропускают между своими дамами и собой дам другой "линии", а кавалеры "правой линии" пропускают между собой и своими дамами дам " левой линии". Получается своеобразная "расчёска" или "решётка". В конце фигуры пары соединяются, продолжая идти по кругу.

Пор де бра (portdebras) - упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.

Правый поворот (natural turn) - последовательность шагов, в ходе которых танцевальная пара совершает поворот на три четверти в правую сторону. Другое название: натуральный поворот.

Правый спин-поворот(nNatural spin turn) - последовательность шагов, в ходе которых танцевальная пара совершает, полный или на три четверти, поворот в правую сторону.

Препарасион (preparation) - подготовка к движению.

Припорасьон - подготовительные упражнения рукой или ногой перед началом выполнения элемента.

Прогрессивное шассе вправо (shasse to right) - последовательность простых шагов и шагов с приставкой, в ходе выполнения которых пара принимает характерные позы.

Променад (promenade) - движение основным шагом по кругу против часовой стрелки вслед за ведущей парой.

Пти батман (petitbattement) - маленький батман, на щиколотке опорной ноги.

Ранверсе (renverse) - опрокидывание корпуса назад в сильном перегибе и в повороте.

Релеве (peleve) - поднимание на носки или полупальцы.

Релеве лян (relevelent) - медленное поднимание ноги на 90*.

Рон де жамб пар тер (ronddejambeparterre) - круг ногой в воздухе.

Рон же жамб ан лер (ronddejambeenlair) - круг ногой в воздуху.

Сисон семпл (sissonnesimple) - простой прыжок с двух ног на одну.

Сисон ферме (sissonnefermee) - закрытый прыжок.

Сисонтомбе (sissonnetombee) - прыжок с падением.

Сисонуверт (sissonneouverte) - прыжок с открыванием ноги.

Со де баск (sautdebasque) - прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.

Соте (saute) - прыжок на месте по позициям.

Спин (spin) - поворот с вращением.

Сюрле ку де пье (surlecou-de-pied) - положение ноги на щиколотке другой, опорной ноги.

Там лие (tempslie) - связуещее, плавное, слитное движение рук, ног, головы и корпуса.

Телемарк (telemark) - быстрый поворот в левую сторону, в конце которого партнёр и партнёрша на мгновение зависают в "падающем" шаге. Другое название: закрытый телемарк.

Тир бушон (tire-bouchon) - движение при котором нога находится в полусогнутом положение впереди.

Тур ан лер (tourenlair) - поворот в воздухе.

Тур шене (tourchaine) - быстрые повороты, следующие один за одним.

Флекс (flex) - сокращенная стопа, кисть или колени.

Флет бек (flatback) - наклон торса вперед, в сторону (на 90*), назад с прямой спиной, без изгиба торса.

Флет степ (flatstep) - шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол.

Флик (flik) - мазок стопой по полу к опорной ноге.

Фонтан (la fontaine) - построение пар в колонну в начале зала. Кавалер первой пары поворачивается налево и идёт по полукругу в конец зала. Дама первой пары идёт направо по полукругу в конец зала. Остальные пары доходят до места, где разошлась первая пара и только после этого расходятся - в том же порядке, что и первая пара.

Форс - необходимое подготовительное движение руками для выполнения пируэтов.

Фрогпозишн (frog - position) - позиция сидя, при которой согнутые в коленях ноги касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны.

Фуэте (fouette) - вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.

Фуэтте (fouette) - прием поворота, при котором тело исполнителя поворачивается к зафиксированной в определенном положении ноги (на полу или в воздухе).

Хромой шаг (pas boiteux) - слегка приседающий танцевальный шаг, при котором нога проскальзывает вперед, слегка ударяя подошвой или каблуком по полу.

Шажман де пье (changementdepieds) - прыжок с переменой ног в воздухе.

Шассе (chaser) - "шаг - приставка - шаг" - как бы одна нога преследует другую.

Шассе из променадной позиции (chasse from pp) - шассе в ритме медленного вальса, которое можно исполнить после любой фигуры, законченной в положении променада.

Экарте (ecartee) - поза классического танца, развернутая по диагонале вперед или назад, корпус отклонен от ноги.

Элевация - способность спортсмена показать максимальную фазу полета в прыжке.

Эпольман (epaulment) - положение исполнителя, повернутого в 3)4 в 8 точку или 2; различается закрытый (epaulementcroise) и открытый (epaulementefface).

Эфасе (effacee) - развернутое положение ног и корпуса.

Эшаппе (echappe) - прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собирание из второй в пятую.

Лексика является одним из выразительных средств танца. Лексика- это совокупность условных выражений, это пластика, жест, поза, движение. Это танцевальный язык, который изменяется и, изменяясь, остается основанной на прежних позициях, введенных народом. Чтобы ярче выразить свои мысли балетмейстеру, как и писателю, приходится долго трудиться, чтобы найти то, что ему поможет. Все танцевальные движения должны следовать задуманному образу и соответствовать ему. Лексика должна соответствовать музыке. Зависит от темпа и рисунка, характеризует ту, или иную народность, зависит от внутреннего состояния человека, что он желает сказать и, что движет им.

Лексику можно разделить на 4 вида:

  1. традиционная то, что выработано народом веками
  2. имитационно- подражательная то, что выдумал народ или сам балетмейстер, подражая живому миру, природе, предметам
  3. ассоциативная то, что связано с воображением и мышлением человека
  4. техническая или пластическая то, что делает человек.

Лексика любой национальности состоит из 10 танцевальных групповых движений, которые отличаются или каким-то элементом, или приемом исполнения. Каждая группа развивается за счет 8 элементов:

  1. бросок
  2. подскок
  3. поворот
  4. перескок
  5. соскок
  6. пальцы

Группы простых движений народного танца:

1. ходовые движения

2. веревочки

3. ковырялочки

4. прыжковые движения

6. подбивки

7. моталочки

8. присядки

9. хлопушки

10. вращения.

Чем отличается танцевальное движение от комбинации?

Движение- сочетание головы, рук, ног, корпуса в определенном характере ритмического рисунка, в основе которого лежит прием. Это построение в стиле и манере данного народного танца, выполняемое на одном основном приеме и развивающееся за счет 8 элементов, не имеющее завершающей точки внутри.

Сочетание нескольких движений, имеющих законченную форму - называется комбинацией, которая может быть очень объемной и в конечном итоге перейти в танцевальный монолог.

Все комбинации строятся по законам драматургии. Принцип контрастности и неожиданности занимает важное место в комбинации, но все должно быть логично.

В сочетании комбинаций существует ряд балетмейстерских приемов:

  1. удвоение скорости
  2. ускорение
  3. замедление
  4. контраст
  5. смена музыки, характера и темпа
  6. момент наложения
  7. фон должен быть действующим
  8. момент сбивки (употребление паузы для перенесения точки восприятия с одной стороны на другую).
  9. момент замирания и угасания.

Комбинация, исполняемая артистами в ходе хореографического номера должна возникать органично из самого развития танца. Комбинация, существующая в массовом номере, должна быть выстроена в стилевом единстве, она предназначена для выявления образности монологового или диалогового характера. В сюжетных танцах комбинация может существовать самостоятельно уже в экспозиции. В основном комбинация появляется в развитии действия, в сольных кусках, подчеркивая характерную индивидуальность исполнителя. Кульминация строится в основном на массовых комбинациях.



Виды трюков:

  1. традиционный (бедуинский, арабский, самовар, бочонок и др.)
  2. комбинационный (акробатические и силовые)
  3. трюки, построенные на внешних данных

Отличительные особенности трюков: повышенная техническая сложность, броскость, яркость, необычность и виртуозность исполнения, артистические возможности, динамика построения. Трюк зависит от логики своего существования в смысловой ситуации, от балетмейстерского приема, применяемого в танце для усиления сольного куска, от эмоционального состояния исполнителя, от игрового эпизода, от развития мысли сюжета.

Приемы работы балетмейстера над хореографическим текстом.

Умение балетмейстера создавать ряд хореографических действий, свидетельствует о его высоком мастерстве овладения приемами лексического комбинирования. Принцип повторности, действующий на протяжении всего хореографического произведения, позволяет зрителю запечатлеть, воспринять и освоить танец. Приступая к сочинению танца балетмейстеру необходимо из множества движений отобрать основные, которые будут являться основой будущего образа, его пластическим решением.

Отбор- 1 этап деятельности балетмейстера. На этом этапе, выстраивая последовательность движения можно воспользоваться следующими способами комбинирования:

1) сочетание традиционных движений,

2) поиск новшества в традиционных движениях,

3) сочинение собственных движений,

4) использование всех предыдущих способов сразу.

Таким образом, отбор является самой трудной стадией работы балетмейстера над хореографическим текстом.

Вычисление- 2 этап. Способствует выявлению главных, важных элементов в хореографическом образе (повтор комбинации несколько раз без связующих деталей).

Дробление- деление комбинации на части (одна группа исполняет первую часть, другая - вторую и наоборот).

Варьирование- повтор основных движений, но в измененном виде, или показ движений от простого к сложному.

Обновление - помогает создать целостное драматургически завершенное произведение. Оно предполагает введение новых пластических мотивов из таких элементов, которые ранее не встречались. Обычно обновление лексики предвещает начало кульминации, так как новые движения должны быть ярче, зрелищнее предыдущих.

Усложнение - способствует созданию кульминации. Это демонстрация движений в самом сложном завершенном виде. Это большая лексическая насыщенность комбинации, сложность сочетания движений и усиления темпа ритма.

Контраст (противоположность)- смена темпа ритма, танцевальная фраза шепотом, сменяется громкостью, дробь быстрая с внезапной паузой. Резкая смена рисунка. Задача балетмейстера не механически, а обоснованно использовать этот прием.

Ритм и акцент- смена характера одного и того же движения (веревочка- акцент, дробь- ритм).


Лекция № 10

(продолжение лекции «Хореографический текст»).

Слово – носитель мысли, и отсутствие слова делает невозможным в танце прямое выражение мысли. Танец воплощает мысль косвенно, опосредованно, при этом мысль глубокую. Танец является главным носителем образного содержания номера. Танец имеет отдалённое, ассоциативное сходство с выразительными движениями человека в быту, в практической жизни. Танцевальный язык основан на концентрации и обобщении выразительных движений человека в жизни, а не на фиксации и копировании.

Сравнивая определение «танцевальная лексика» с человеческой речью либо проводя аналогию с музыкой, песней, можно вывести своеобразную условную формулу:

Слово=мотив=па (движения) или композиционная деталь;

Фраза=музыкальная фраза=а) танцевальная фраза, комбинация; б) коленце в народном танце;

Предложение= музыкальное предложение= композиционный характерный фрагмент.

Танцевальной лексикой в своём простейшем виде может быть фраза или равноценное по значению понятие «Танцевальная комбинация», которую можно определить как органическое сочетание движений, жестов, поз, мимики в определённом, периодически возобновлённом композиционном построении, драматургическом развитии, имеющим временную длительность. В её структуре должно присутствовать главное, доминирующее движение, второстепенное, связующее, и «завершающая точка», которая в соответствующих условиях может быть началом следующей танцевальной фразы.

Рассмотрим некоторые приёмы построения танцевальных комбинаций:

  1. Прямой , который строится по законам развития от простого к сложному, имеет начало и завершение, и обратный, зеркальный, который идёт с конца на начало.
  2. Приём переклички или повтора – используется для одного движения, нескольких или комбинаций.
  3. Приём сиквенции (лесенка) требует повтора не менее 3-х, 4-х раз.
  4. Приём «Волна» - более быстрые секвенции, повторяется один раз.
  5. Басо остинато – повторяющийся бас. Голоса (движения) аккомпанирующие и солирующие. Повтор одного и того же движения, либо позы, либо комбинации. Например, солист танцует, а кордебалет повторяет.
  6. Приём подголосочной полифонии состоит из элементов танца солистов, приобретает подголоски, повторы. Повторы могут быть чистые, унисонные и комбинированные.
  7. Гомофонический приём – идёт сольная партия, а аккомпанемент исполняет свою партию. Она не должна заглушать соло. Её движения не должны браться из партии солистов.
  8. Увеличение-уменьшение – происходит наращивание голосов от одного до множества и наоборот.
  9. Расширение-сжатие - одно движение (комбинацию)исполняют несколько человек (не менее трёх). Каждый делает в разных метроритмах.
  10. Имитация – повторение темы другими исполнителями.
  11. Вариантная имитация – повторение хореографической темы другими исполнителями с некоторыми изменениями.
  12. Ракохотное развитие – законченная по мысли комбинация, состоящая из 3-х или более движений, исполняемая одним или несколькими участниками (по очереди). Вторыми и третьими участниками комбинация может исполняться в обратном порядке.
  13. Задержание или запоздание – запоздание изложения хореографического материала на ¼ или 1/8 такта последюущими исполнителями. Применяется чаще всего в коротких комбинациях.
  14. Канон – одна комбинация исполняется разными группами с последовательным вступлением (когда первая группа доходит до середины комбинации, вступает вторая группа, которая исполняет комбинацию с начала).

15. Фуга (бег) – по принципу похожа на канон. Может выступать как законченная танцевальная форма, в которой имеются три голоса (три отдельных исполнителя или группы исполнителей). У каждого исполнителя строится свой вариант основного движения и его разработка при условии единства материала.

16. Контрапункт – точка против точки. Тема должна быть построена на очень контрастном материале. Тема разбивается на несколько коротких частей, и каждая часть последовательно исполняется разными исполнителями, затем они могут меняться частями в разном порядке. В заключении возможно исполнение участниками разных точек одновременно. Этот приём часто используется в переплясах.

17. Увеличение и уменьшение танцевального пространства – комбинация исполняется на маленькой площадке, а затем исполнители занимают движением большое пространство.

Танцевальное па неразрывно связано с музыкой:

Танец под музыку: ритмическая структура танцевального произведения и хореографии совпадают, но этот танец может исполняться на любую другую музыку данной ритмической структуры (например бальные танцы).

Танец на музыку: совпадают драматургия музыки и хореографии; интонационное (мелодика) и ритмическое совпадение. Этот танец исполняется на эту музыку, заменить которую нельзя.

Танец около музыки: полное несоответствие музыкальных и хореографических образов и драматургии.

Танец поперёк музыки: ритмический и мелодический образы не соответствуют хореографии, хотя могут совпадать в драматургии и в обобщённом образе.

Такое определение даёт Богданов – Березовский. Когда говорят, что танцевальные па связаны с музыкой, то под этим следует понимать синхронное взаимодействие 2-х эстетических категорий: движения и звука. Синкретизм (слияние, дополнение) движения и звука заложены в самой природе эстетического искусства. Одновременность или равномерность здесь определяются единым для движения и звука действием по времени. Любой жест ритмичен, он уже музыкален.

Не маловажным в создании лексики для определённого танца или героя являются интонация, художественная мера, художественная логика.

Интонация – это выразительное средство, а вернее совокупность выразительных средств. Например, одно и тоже движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние. Малейшее изменение того или иного движения так же, как интонация в человеческой речи, изменит характер и содержание действия.

Художественная мера – должна быть в искусстве всегда. Она проявляется в длительности номера, в развитии рисунка, в лексике, в логике развития взаимоотношений и т.д. Больше – не значит лучше.

Художественная логика – это последовательное (логичное) развитие чувств, правды взаимоотношений, образа и темы посредством движений.


ЛЕКЦИЯ № 11

ПЛЯСКА, ПЕРЕПЛЯС.

Одним из жанров русского народного танца является пляска, состоящая из многочисленных и разнообразных видов. Это наиболее распространенный жанр народного танца. Пляска не является застывшей формой, она открывает большой простор для индивидуального и массового творчества. Пляска создавалась народом под влиянием окружающего мира и быта. В древности пляски в основном носили обрядовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер.

Характерная особенность русской пляски - импровизация. Она окрашивает каждый элемент, расширяет лексику, создает неповторимость.

Для мужской пляски характерны: широта, размах, сила, удаль, виртуозность, ловкость и т. д. Женскую пляску отличает плавность, величавость, благородство, задушевность, однако часто исполняется живо и задорно.

Пляски отличаются и по географическому положению: северяне пляшут со свойственной им сдержанностью, а южане- с присущим им темпераментом и задором. Исполняются в различном темпе и с различным количеством исполнителей.

В каждой пляске есть содержание, сюжет. Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству исполнителей, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой, с различным музыкальным сопровождением. В пляске лексика усложняется, включая в себя технические дроби, присядки, хлопушки, вращения и т. д. Помимо обогащения лексики пляска дает возможность и для усложнения и разнообразия рисунка.

Наиболее распространенные музыкальные инструменты, характерные для сопровождения плясок: балалайка, домра, гармонь, баян, гусли, жалейка, рожок, дудки, свирель и др.

Одиночная сольная пляска.

В одиночной пляске наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность и актерское дарование исполнителя. В ней раскрывается душа русского человека. Такая пляска основана на импровизации. Иногда в одиночную пляску исполнители привносят движения связанные с трудовыми процессами, создают образы птиц, животных. Начинаться одиночная пляска может с движения по кругу (проходка) или с выхода в круг. Оба выхода являются заявкой на пляску.

Женская одиночная пляска.

Такая пляска чаще начинается с проходки по кругу. Выход или зачин- всего лишь заявка на танец, на создаваемый образ. Шаг простой, мягкий и плывущий. Часто в руках - платок. Обычно к финалу исполнительница приберегает наиболее технически сложную и эффектную танцевальную комбинацию или движение.

Мужская одиночная пляска.

Чаще всего она начинается с исполнения, какого- либо движения на месте.

Парная пляска.

В основном исполняют мужчина и женщина. Содержание парной пляски - сердечный разговор, диалог влюбленных, такая пляска не имеет строго установленного рисунка.

Массовая пляска.

Начинается обычно с выхода всех исполнителей, либо сначала выходят мужчины, а затем женщины или наоборот, либо появляется солист, а затем другие исполнители. Такая пляска включает в себя в обязательном порядке сольные комбинации мужчин и женщин, парные комбинации, общие комбинации, а так же сольные трюковые комбинации. Массовые пляски могут быть мужские, женские и смешанные.

Перепляс.

Это соревнование в силе, ловкости, изобретательности, показ индивидуальности исполнителя, виртуозности и характера. Перепляс, как и массовая пляска, может быть мужским, женским и смешанным.


ЛЕКЦИЯ № 12

КАДРИЛИ.

Кадриль- танец парный, но в каждой области это композиция своя. Различные рисунки создают бесконечные варианты кадрилей. Кадрили исполнялись под песни. Своеобразную манеру кадрили отражают отличительные особенности жизни людей в каждой местности. Это своеобразная благородная форма русского танца. По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее своеобразие построено на четком делении на фигуры. Кадриль пляшут по всей России, лишь в Курской и Белгородской областях она встречается очень редко. Кадриль берет свое происхождение от салонного французского танца, который в свою очередь восходит к английским контрдансам и является их разновидностью.

Контрданс - народный танец английских крестьян.

Французская кадриль получила большое распространение в России в н. 19 в. Танцевальная культура русского народа оказала огромное влияние на кадриль, она подчинила ее своей национальной манере, стилю и характеру исполнения. В народе кадриль видоизменялась и совершенствовалась, ее называли «кадрель», «кадрелка». Русский народ ввел в кадриль фигуры хороводов и плясок (корзиночка, звездочка, воротца, круг и т. д.). Изменилась и форма построения кадрили, она стала исполняться по линиям, квадрату, кругу. В кадрили принимают участие от 2 до 8 пар. Если в салонной кадрили 5-6 фигур, то в русской кадрили от 3 до 14. Название каждой фигуры ярко характеризуют эту фигуру. Содержание зависит от названия фигуры («погуляем», «задорная», «поменяемся» и т. д.). В некоторые фигуры вошли элементы таких видов плясок, как одиночная пляска и перепляс.

В к. 19 в. в кадриль вошли частушки. Во всех кадрилях в парах кружатся по часовой стрелке, а по кругу движутся против часовой стрелки.

Кадрили распределяются на 3 группы:

  1. Квадратная или угловая. Как правило, исполняют 4 пары, чаще встречается в центральной России.

Все пары сходятся к центру и возвращаются обратно,

2 противоположные пары идут навстречу, меняясь местами, 2 другие - кружатся,

Противоположные пары идут друг к другу, в центре образуют круг, движутся по кругу и, меняясь, возвращаются на места,

Противоположные пары меняются партнерами.

  1. Линейная. В ней могут участвовать от 4 до 15 пар. Ряд слева от зрителя - нечетный, справа - четный.

Линии сходятся и расходятся,

Пары одной и другой линии идут к другим парам, образуют круги, которые двигаются, затем пришедшие пары проходят в воротца и возвращаются на места,

Девочки образуют круг между двух линий мальчиков и наоборот,

2 линии встречаются и проходят в воротца.

Большинство кадрилей исполняется в умеренном темпе, подчеркивается взаимоотношения в парах.

  1. Круговая. Участвует четное количество пар, которые располагаются по кругу и движутся по часовой стрелке. Такая кадриль танцуется во всех областях России, но чаще встречается в Сибири и на Урале.

Мальчики стоят на месте, а девочки перемещаются по кругу,

Круг в круге, м. в одну сторону, а д. – в другую,

Сходятся в круг вместе, или отдельно и возвращаются обратно,

Делают «шен».

Разновидность кадрили- лансье (берет начало от английского контрданса). В России лансье появились спустя 60 лет после кадрили. В народе их называют «ланчик». В лансье чаще всего 5 фигур, каждая из которых сопровождается своей мелодией, но обязательной фигурой является « шен».


Лекция № 14