Всем негативным воздействиям окружающей среды. Основные формы, объемы и последствия антропогенного воздействия на окружающую среду. Негативное влияние человека на природу

Как биологический вид человек обитает во всех областях земного шара еще с антропогенной эпохи. Вначале человечество использовало природу несознательно, затем осознанно. Использование природных ресурсов на различных уровнях развития человечества происходило по-разному (первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический строй). Оно было непосредственно связано с ростом численности людей на Земле и научно-техническим прогрессом (НТП). Если сначала действия человека ограничивались только истреблением крупных животных и поджогом лесов, то уже в последующем он стал осваивать ранее неизвестные ремесла, строить города, развивать промышленность, сельское хозяйство, осваивать науку и технику.

По некоторым сведениям, на земном шаре уничтожено 50% леса и освоено 70-75% всей полезной площади. Вышеназванные факты являются только небольшой частью отрицательного влияния жизнедеятельности человека на природу. Как сказал академик В. И. Вернадский, "человек на земном шаре будет превращен в мощную геологическую силу" и судьба природы будет зависеть от его сознания. Истина эта актуальна и в настоящее время. Эти действия относятся к антропогенным факторам. Их основные направления:

1. Влияние человека как биологического вида на природу. Человек для своего питания и существования истребляет птиц и животных. В его рацион входит растительная и животная пища. Поэтому, чтобы решить проблему питания, человек вынужден осваивать землю, сокращать численность животных и птиц.

2.Человек все свои действия выполняет осознанно. В процессе освоения природы он рационально использует достижения науки, обогащает и охраняет природу, выращивая культурные растения и производя новые виды животных. Но эти действия в некоторых случаях не сохраняются на своем уровне и дают отрицательный эффект.

3. В процессе НТП в природу выделяются новые вещества (химические соединения, пластические, взрывоопасные вещества и т. д.). Таким образом меняется и рушится облик природы.

4. Одними из масштабных действий человека являются освоение промышленности, строительство, открытие рудников, разработка полезных ископаемых. При этом комплексное строительство, применение техники, освоение производственных мест происходят за счет природных экосистем и использования большей части полезной площади.

5. Большой урон природе, наносит человечество в связи с разработкой атомного оружия и освоением космоса. Вследствие этого полностью исчезли или стали непригодными отдельные экосистемы, ландшафты.

Влияние антропогенных факторов можно разделить на следующие виды:

1. Непосредственное влияние. В процессе жизнедеятельности человек разрушает природный биоценоз, осваивая землю, леса, используя пастбища для строительства дорог, заводов и т. д.

2. Косвенное влияние. В ходе использования одних природных ресурсов человек оказывает косвенное влияние на другие ресурсы. Например, в результате рубки леса исчезают звери и птицы.

3. Комплексное влияние. Для борьбы с вредителями сельского хозяйства на полях, в садах используют пестициды, гербициды и другие ядовитые химикаты. Яды действуют не только целенаправленно на свои объекты, но и на все живое вокруг.

4.Стихийные действия. В некоторых случаях человек во время отдыха допускает небрежность, к ним относятся пожары от костров, уничтожение животных, растений и т. д.

5.Сознательные действия. Каждое государство на земном шаре для улучшения социальных условий своего народа в плановом порядке, на научной основе, соблюдая правила техники безопасности и агротехнические меры, использует природные ресурсы. Осваиваются новые технологии повышения продуктивности полезных сортов культурных растений. Создаются заповедники, национальные парки, охраняются растения и животные - таким образом создаются оптимальные условия для полноценной жизни людей. Восстанавливая природу посредством посадки деревьев в промышленных комплексах, образования искусственных водоемов, парков, люди создают культурный ландшафт с точки зрения эстетики. Но такие гуманные действия актуальны не во всех странах. Они связаны с политикой государства, его развитием, уровнем науки и культуры. К таким государствам можно отнести Швейцарию, Финляндию, Канаду, Японию и т. д. Но в то же время во многих странах в обращении с природой допускается немало ошибок. Бесспорно, это делается не специально, а во благо человека. Например, если человек создавал атомные реакторы для производства энергии, то сколько страданий человечеству принесло применение его в военных целях (Хиросима, Нагасаки)! Сбой в атомном реакторе на Чернобыльской АЭС всколыхнул всю Европу. Вред, нанесенный человеку и природе от ракет, использованных в военных целях, до сих пор ощущается в разных точках земного шара.

В Казахстане последствия влияния человека на природу особо стали заметны во время освоения целинных земель, бассейнов Арала, Сырдарьи, Прибалхашья, Капчагайского водохранилища, Семипалатинского, Азгырского, Нарынского, Сарышаганского полигонов. Некоторые территории государственным решением были отнесены к зонам экологического бедствия.

Надо учесть, что человек оказывает влияние на природу для разрешения проблем нехватки продуктов, энергии, сырья. Освоение природы никогда не прекратится - это закономерный процесс. А его рациональное и грамотное использование является нашей обязанностью.

Надо постоянно помнить, что природа, которая нас сейчас окружает, необходима и будущим нашим поколениям, потому что центр жизни, дом всего человечества один - это Земля!

1.Человек использует природные ресурсы для удовлетворения материальных потребностей.

2. Человек старается максимально использовать природные ресурсы.

3. Влияние человека на природу бывает различным: положительным или отрицательным.

4. На Земле появились зоны экологического бедствия.

1. Что такое положительная и отрицательная деятельность человека?

2. Что такое прямое и косвенное влияние человека на природу?

3. Для чего влияет человек на природу?

1. Как влияет человек на природу?

2.Какие изменения вносит научно-технический прогресс в природу?

3.Какие действия необходимо предпринять человечеству для восстановления природы?

1. Почему В. И. Вернадский сравнил людей с "геологической силой"?

2.Какое влияние оказывает человек на природу?

3. На сколько видов можно разделить антропогенные факторы по характеру их влияния?

  • 9 Ответ. Понятие «Вред окружающей среде» (экологический вред), характеристика и основные показатели.
  • 10Ответ. Понятие «Экологическая безопасность окружающей среды» основные показатели и характеристика.
  • 11 Ответ. Природно-антропогенный объект, компоненты, характеристика, свойства и роль в охране окружающей среды.
  • 12 Ответ. Предмет и цель охраны окружающей среды на разных этапах развития природы и общества.
  • 13.Ответ. Различные аспекты охраны окружающей среды, их характеристика.
  • 14.Ответ. Исторические этапы взаимодействия человека с окружающей природной средой.
  • 15.Ответ. Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
  • 16.Ответ. Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
  • 17.Ответ. Мониторинг окружающей среды, процедуры, их составная часть и порядок их реализации.
  • Измерительная система;
  • 22.Ответы. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7- фз и реализация основных положений закона в современных условиях.
  • 23.Ответ. Основные принципы системы эколого-экономического мониторинга окружающей среды, их характеристика.
  • 24.Ответ. Экологический мониторинг и экологический контроль окружающей среды, содержание, задачи и направления практического применения.
  • 25.Ответ. Правовые и организационные основы экологического мониторинга.
  • Правовые и организационные основы мониторинга
  • Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности.
  • 26.Ответ. Организация систем мониторинга на предприятиях с разным технологическим циклом.
  • 27.Ответ. Основные направления природоохранной деятельности в Российском законодательстве.
  • 28.Ответ. Нормативно-правовая база организации системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации.
  • 29.Ответ. Экологическое нормирование, цель, задачи и принципы реализации.
  • 30.Ответ. Основные международные соглашения и протоколы по охране окружающей среды, их реализация в России.
  • 31.Ответ. Качество окружающей среды, нормативы качества окружающей среды, их классификация.
  • 32.Ответ. Нормирование качества окружающей среды, основные принципы и практические подходы.
  • 34.Ответ. Экологические нормативы охраны окружающей среды и порядок их применения.
  • 35.Ответ. Производственно-хозяйственные нормативы охраны окружающей среды и их особенности.
  • 36.Ответ. Технологические нормативы охраны окружающей среды, их общая характеристика и отраслевые различия.
  • 37.Ответ. Рекреационные нормативы охраны окружающей среды и их характеристика.
  • 38.Ответ. Научно-технические нормативам и их отраслевые особенности.
  • 39.Ответ. Основные оценочные нормативы качества воздушной среды.
  • 40.Ответ. Система оценки качества водных ресурсов, характеристика основ- ных показателей.
  • 42.Ответ. Основные нормативы и показатели оценки качества продуктов питания.
  • 43Ответ. Оценка радиоактивного загрязнения окружающей среды.
  • 44.Ответ. Нормирование и лимитирование выбросов загрязняющих веществ.
  • 45.Ответ. Нормирование и лимитирование сбросов загрязняющих веществ.
  • 46.Ответ. Понятие и состав административного механизма управления в сфере охраны окружающей среды.
  • 47.Ответ. Экологическая экспертиза составные элементы и порядок реализации.
  • 48.Ответ. Экологическая стандартизация и сертификация, содержание и формы.
  • 50.Ответ. Мониторинг окружающей среды и ведение государственных природных кадастров.
  • 51.Ответ. Экологический контроль: понятие и виды. Понятие экологического контроля
  • Виды экологического контроля:
  • 52.Ответ.Классификация природных ресурсов и их характеристика.
  • 54.Ответ. Объекты и принципы охраны окружающей среды и х характеристика и особенности.
  • 55.Ответ. Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды в России.
  • 56.Ответ. Возможности предотвращения и снижения антропогенных воздействий на атмосферный воздух.
  • 57.Ответ. Пути предотвращения и снижения антропогенных воздействий на водные объекты.
  • 58.Ответ. Особенности охраны и рационального использования земельных ресурсов в России.
  • 59.Ответ. Особенности охраны и управления заповедными территориями России.
  • 8 Ответ. Негативное воздействие на окружающую среду, основные показатели и характеристики.

    негативное воздействие на окружающую среду - ухудшение ее качественных показателей и состояния в целом, обусловленое хозяйственной и иной деятельностью человека.

    К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; и иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

    9 Ответ. Понятие «Вред окружающей среде» (экологический вред), характеристика и основные показатели.

    вред окружающей среде (экологический вред) - негативные изменения ее состояния, выразившиеся в загрязнении природной среды, истощении природных ресурсов, разрушении естественных экосистем, нарушении обмена веществ и энергии, гармонического развития общества и природы.

    Экологический вред - это любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое посягательство на охраняемые законом материальные и нематериальные блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.

    Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Таким образом, невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, то есть такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).

    Виды объектов экологического вреда:

    Окружающая среда – антропогенный вред;

    Здоровье человека – физиологический вред;

    Будущее поколение человечества – генетический вред.

    10Ответ. Понятие «Экологическая безопасность окружающей среды» основные показатели и характеристика.

    экологическая безопасность окружающей среды - состояния защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

    Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

    В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

    Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

    Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.

    Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

    На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

    Экологизацию экономики;

    Создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;

    Выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

    Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

    Природная среда (природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы

    и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

    К концу XX в. загрязнения окружающей среды отходами, выбросами, сточными водами всех видов промышленного производства, сельского хозяйства, коммунального хозяйства городов приобрели глобальный характер, что доставило человечество на грань экологической катастрофы. Источники загрязняющих веществ разнообразны, также многочисленны виды отходов и характер их воздействия на компоненты биосферы. Биосфера загрязняется твердыми отходами, газовыми выбросами и сточными водами металлургических, машиностроительных и металлообрабатывающих заводов. Огромный вред наносят водным ресурсам сточные воды целлюлозно-бумажной, пищевой, деревообрабатывающей, нефтехимической промышленности. Развитие автомобильного транспорта привело к загрязнению атмосферы городов и транспортных коммуникаций токсичными металлами и токсичными углеводородами, а постоянное возрастание масштабов морских перевозок вызвало почти повсеместное загрязнение морей и океанов нефтью и нефтепродуктами, особенно в центре Европы.

    Массовое применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений привело к появлению ядохимикатов в атмосфере, почвах и природных водах, загрязнению биогенными элементами водоемов и сельскохозяйственной продукции. При разработках на поверхность земли извлекаются миллионы тонн разнообразных горных пород, образующих пылящие и горящие терриконы и отвали. В процессе эксплуатации химических заводов и тепловых электростанций также образуется огромное количество твердых отходов (огарок, шлаки, золы), которые складируются на больших площадях, оказывая негативное влияние на атмосферу, поверхностные и подземные воды. Замена естественных материалов на синтетические приводит к целому ряду непредвиденных последствий. В биохимические циклы включается большой перечень синтетических соединений, не свойственных для целинных природных сред. Например, если в водоем попадает мыло, основой которого являются природные соединения - жиры, то вода самоочищается. Если же в воду попадают синтетические моющие средства, содержащие фосфаты, это приводит к размножению сине-зеленых водорослей и водоем погибает.

    Развитие автомобильного транспорта привело к загрязнению атмосферы городов и транспортных коммуникаций токсичными металлами и токсичными углеводородами, а постоянное возрастание масштабов морских перевозок вызвало почти повсеместное загрязнение морей и океанов нефтью и нефтепродуктами. Массовое применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений привело к появлению ядохимикатов в атмосфере, почвах и природных водах, загрязнению биогенными элементами водоёмов и сельскохозяйственной продукции.

    Основными источниками загрязнения нефтью и нефтепродуктами почв и поверхностных вод являются нефтепромыслы на суше и континентальном шельфе.

    Причиной загрязнения являются, как правило, грубые нарушения технологии добычи, переработки и системы распределения нефти и нефтепродуктов, различные аварийные ситуации. Общая масса нефтепродуктов, ежегодно попадающих в моря и океаны, приблизительно оценивается в 5-10 млн т. Нефтепродукты, попадая в воду, наносят серьезный ущерб водным живым организмам. Предприятия нефтеперерабатывающей промышленности загрязняют атмосферу таким опасным соединением, как серная кислота, которая в больших количествах используется в нефтехимических технологиях.

    Воздействия человека на природную среду - все виды деятельности человека и созданных им объектов, вызывающие те или иные изменения в природе.

    Многообразные воздействия на природную среду можно условно объединить в несколько групп:

    • - изъятие из природы вещества (минерального, органического, воды, воздуха) и энергии (тепловой, гидравлической, ветра, солнца и т.д.);
    • - внесение в природу искусственных веществ и эмиссий, в том числе отходов производственного и непроизводственного потребления, химических удобрений и ядохимикатов, химически активных, токсических, радиоактивных, а также более инертных веществ, выбросы тепловой, звуковой энергии и т.д.;
    • - перераспределение природного вещества вследствие распашки и мелиорации земель, инженерной подготовки земель к строительству, освоению, использованию;
    • - трансформация компонентов или процессов природы, сооружение технических объектов, сопровождаемое изменениями ландшафтов (иссушением, заболачиванием, обводнением и т.д.), изменением режимов природных процессов (скоростей ветра, температур, осадков и т.п.).

    В территориальном аспекте могут различаться воздействия следующего типа:

    • * точечно-очаговые (воздействия промышленности и поселений);
    • * линейно-сетевые (воздействия транспорта);
    • * площадные (воздействия сельского хозяйства).

    Последствия воздействия - изменения в состоянии хозяйства или жизни населения, происходящие под влиянием измененной природной среды. Подобные последствия, как уже отмечалось, могут быть как положительными для общества, так и отрицательными. Многие изменения природной среды воспринимаются нами как ухудшение ее качества, а также количества природных ресурсов (первичные последствия). Они влекут за собой ухудшение здоровья населения и условий труда, условий работы техники, ухудшение качества и уменьшение количества продукции отраслей природопользования и т.д. Анализ последствий воздействия антропогенной деятельности на природную среду преследует следующие цели:

    • - выявление основных видов, масштабов, характера и тенденций проявления последствий в социальной и хозяйственной сферах, интенсивности проявления последствий в территориальной и отраслевой структуре хозяйства, особенно в системах землепользования, а также в системах расселения
    • - установление связей между изменениями природной среды и природных ресурсов и последствиями в социальной и хозяйственной сферах;
    • - районирование по характеру и масштабам последствий, выявление ареалов с наиболее сильно выраженными экономическими и социальными последствиями.

    Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее рассматривается в праве окружающей среды России и зарубежных государств как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства. Такие меры могут проявляться в разных формах. Природопользователи, не заинтересованные в регулярных высоких платежах за чрезмерное загрязнение, могут усовершенствовать технологию производства, построить эффективные очистные сооружения или обеспечивать высокую эффективность работы действующих сооружений. Наконец, значительный эффект по снижению уровней загрязнения природной среды может достигаться предприятиями за счет повышения требовательности к работникам и обеспечения соблюдения трудовой и технологической дисциплины.

    Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (ст. 16). К видам негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, относятся:

    Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

    Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

    Загрязнение недр, почв;

    Размещение отходов производства и потребления;

    Загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

    Иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

    Закон не определил формы платы за негативное воздействие на окружающую среду. В нем говорится о том, что такие формы определяются федеральными законами. На сегодняшний день такие законы не приняты. Этот вопрос был более правильно решен в предшествующем Законе - "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.), который предусматривал два вида платежей за:

    Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

    Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов. При этом под лимитами понимаются установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду и размещения отходов производства.

    Определение размеров и взимание платы за загрязнение окружающей среды регламентируются на федеральном уровне достаточно подробно документом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. (в редакции Постановления от 14 июня 2001 г. N 463), который называется "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

    Исходными при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду являются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

    Устанавливались два вида базовых нормативов платы :

    За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

    За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах временно согласованных нормативов в пять раз превышали платежи за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых нормативов.

    Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344.

    В соответствии с существовавшей концепцией платы за загрязнение базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. К примеру, коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха в северном экономическом районе РФ - 1,4, центральном - 1,9, уральском - 2, дальневосточном - 1. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могли увеличиваться.

    Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяется с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и дополнительного коэффициента 2.

    При этом дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

    Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяются путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

    Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

    Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов/уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

    В случае отсутствия у природопользователя надлежаще оформленного разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

    Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остававшейся в распоряжении природопользователя.

    Платежи за негативное воздействие на окружающую среду вносятся поквартально.

    Важным является вопрос о том, куда поступают платежи за загрязнение окружающей среды. Ранее, когда существовал Федеральный экологический фонд, в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" средства, взимаемые за загрязнение окружающей природной среды, перечислялись природопользователями в бесспорном порядке в размере 90% на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов и 10% в доход республиканского бюджета РФ для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.

    На современном этапе распределение платежей за негативное воздействие на окружающую среду регулируется Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. В соответствии с ним 20% платы поступает в федеральный бюджет; 40% - в бюджеты субъектов РФ; 40% - в местные бюджеты. При этом Кодексом не устанавливается целевое расходование этих финансовых средств.

    55. Экологическое страхование: понятие, особенности.

    Экологическое страхование - новая правовая мера охраны окружающей среды. Оно является разновидностью страхования, регулируемого Законом РФ от 27 ноября 1992 г. "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Некоторые общие требования об экологическом страховании установлены Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 18).

    Экологическое страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических лиц и организаций на случай экологических рисков за счет средств специальных страховых фондов.

    Объектами экологического страхования могут быть не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы:

    Связанные с жизнью, здоровьем страхователя или застрахованного лица (личное страхование);

    Связанные с владением, пользованием, распоряжением природными ресурсами и иным имуществом (имущественное страхование);

    Связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности) <85>.

    В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование . Такое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" определенный круг лиц подлежит обязательному бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет средств собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии (ст. 18). В этот круг входят работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, командированные на указанные объекты, а также граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. По Закону гражданам России обеспечивается право заключения договора добровольного страхования личности и имущества от риска радиационного воздействия. Выплаты страховых сумм по этому виду страхования должны производиться независимо от выплат сумм по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению.

    Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <86> устанавливает обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (ст. 15). Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

    В Российской Федерации осуществляется также добровольное экологическое страхование. Основным документом в области добровольного страхования является Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, утвержденное Минприроды России и Российской государственной страховой компанией соответственно 3 декабря и 20 ноября 1992 г. (далее - Типовое положение). На основании этого Положения страховая организация (страховщик) предоставляет страховую защиту гражданской (имущественной) ответственности страхователям за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды на территории России.

    Страхователями являются предприятия любой формы собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенные на территории России, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории России.

    Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

    Основанием возникновения страховых отношений является договор страхования, заключаемый между страхователем и страховщиком. Такой договор заключается на основании письменного заявления страхователя и анкеты, содержащей реквизиты страхователя.

    Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных действующим гражданским законодательством, определяемых в результате рассмотрения дел в судебном или другом предусмотренном порядке. Страховое возмещение включает в себя.

    Нормативы природоохранного законодательства действуют во всех регионах РФ еще с 2002 года. Но в 2016 году ФЗ № 7 претерпел некоторые изменения. Как следует из законодательных положений, все юр. лица и ИП, использующие в своем хозяйствовании объекты НВ (неблагоприятно влияющих на природу), обязаны пополнять Государственную Казну соответствующими отчислениями (НВОС). Плата за негативное воздействие на окружающую среду – это обязательный ежегодный взнос природопользователей, характеризующийся как покрытие ущерба, нанесенного природе и экологии страны вследствие использования объектов НВ в своем хозяйствовании. Обязанность производить обязательные отчисления в Казну установлена статьей 16 ФЗ № 7.

    Понятие возмещения за засорение природы подразумевает финансовые отчисления природопользователями в бюджет страны, выступающими в качестве возмещения ущерба от нанесения ими экологического вреда. Плата производится один раз в год либо каждый квартал, в зависимости от формы собственности компании. Установленные взносы направлены на побуждение юр. лиц и ИП принять соответствующие меры по снижению степени неблагоприятного влияния, исходящего от использования объектов НВ, в том числе воздвижение природоохранных сооружений. Федеральный закон № 7 содержит некоторые обобщенные требования в отношении взносов за негативное воздействие на окружающую среду, а также правила и периодичность их отчислений (статья 16 ФЗ № 7). Возмещения природопользователей подлежат перечислению в Государственную Казну РФ.

    Руководствуясь той же статьей 16 ФЗ № 7, неблагоприятным влиянием принято считать:

    • выброс постоянными ресурсами в атмосферу радиоактивных и иных засоряющих компонентов и соединений;
    • сбросы радиоактивных и иных засоряющих субстанций в стоки, а также водоотводящие каналы;
    • сбережение и захоронение отходных материалов, полученных в ходе производственной деятельности.

    За вышеперечисленные виды негативного воздействия на окружающую среду, как ФЗ № 7, так и Постановлением Правительства №255 предусмотрена плата.

    Порядок подачи декларации-расчета по НВ и сроки уплаты взносов

    Расчет возмещения отражается в декларации НВОС, которая подается в Росприроднадзор субъектов РФ. Срок представления документа установлен до 10 марта наступающего за периодом отчетности года. То есть декларацию-расчет за 2017 год природопользователям следует направить не позже 10 марта 2018 года.

    В документе отражается расчет обязательного возмещения, срок уплаты которого определен до 1 марта наступающего за налоговым периодом года. При этом стоит указать, что плата за негативное воздействие имеет различную периодичность, в зависимости от типа хозяйствования. Например:

    1. Субъекты крупной предпринимательской деятельности должны вносить оплату ежеквартально. Срок уплаты – до 20 числа наступающего за отчетным кварталом месяца.
    2. Субъекты малой и средней предпринимательской деятельности вносят платежи раз в 12 месяцев. Срок не позже 1 марта наступающего за налоговым периодом года.
    3. Если субъект только прошел регистрацию на начало предпринимательской деятельности, не зависимо от его класса хозяйствования, он в текущем периоде платежи за негативное воздействие на окружающую среду должен внести по результатам прошедшего года, то есть до 1 марта наступающего за периодом отчетности года.

    Обязанность сдачи расчета по НВОС и его уплате

    Согласно правилам природоохранного законодательства уплатить НВОС и сдать декларацию обязаны все юр. лица и ИП, выполняющие свою производственную деятельность с использованием объектов, оказывающих неблагоприятное влияние на экологию. С учетом степени экологического ущерба имущество НВ распределяются по категориям, соответственно и расчет взносов по ним будет отличный. Метод расчета и полученный результат отражается в декларации.

    Отметим, что объекты, относящиеся к IV категории, не подлежат расчету НВОС, то есть природопользователи полностью освобождаются от уплаты взноса. Это значит, что такие объекты имеют отличительные особенности по нанесению экологического ущерба:

    • не производят радиоактивных выбросов;
    • объем загрязнений, поступающих в атмосферу, не превышает 10 тонн в год;
    • хозяйственная деятельность предприятия не влияет на засорение сточных вод.

    Уровень опасности объектов определяется Росприроднадзором после проведения соответствующей оценки имущества предприятия.

    Как и для всех обязательных платежей, производимых в бюджет, разработаны свои КБК на негативное воздействие на окружающую среду, которые отражают направление бюджетных средств.

    За несвоевременность подачи декларации и уплаты взносов законодательством предусмотрены штрафные санкции.

    Размер штрафов установлен в таком размере

    • должностные лица – от 3 000 до 6 000 рублей;
    • юридические лица – от 50 000 до 100 000 рублей.

    Взносы за НВОС

    Для предприятий, производящих отчисления в бюджет за экологический ущерб, предусмотрены соответствующие коды КБК, негативное воздействие на окружающую среду 2018 года будет перечисляться природопользователями по 20-тизначным кодам, приведенным в Письме Росприроднадзора № АС-06-01-36/6155 от 11 апреля 2016 года.

    Таблица. КБК по НВОС.

    В заключении отметим, что основная задача законодателей в отношении платы за НВОС – это стимулирование предприятий беречь и восстанавливать природоохранные объекты. Помимо этого расчет платы регулирует эффективность применения ресурсосберегающих источников.