Значение коэволюции. Что означает термин «коэволюция В современном естествознании термин коэволюция означает

См. также `Коэволюция` в других словарях

параллельная, взаимосвязанная эволюция биосферы и человеческого общества. Несовпадение скоростей природного эволюционного процесса, происходящего очень медленно (тысячи лет), и социально-экономического развития человечества, происходящего намного быстрее (десятилетия), ведет при неуправляемой форме взаимоотношений к деградации природы, поскольку антропогенный фактор оказывается слишком мощным, приводящим не столько к изменению видов, сколько к их вымиранию, и, в конечном итоге. может привести к глобальной экологической катастрофе. Выход заключается в регулируемом, сознательно ограниченном воздействии человека на природу, в построении ноосферы.

КОЭВОЛЮЦИЯ

КОЭВОЛЮЦИЯ , развитие взаимодополняющих признаков у двух различных видов, результат взаимодействия между ними. Оба вида выигрывают от этого, и вырабатывающиеся у них черты поведения служат им обоим на пользу. Классическим примером является опыление растений насекомыми. У цветков растения вырабатывается цвет или запах, привлекающий насекомых, а также форма, облегчающая им добычу нектара, при которой они попутно собирают пыльцу. Со своей стороны, у насекомых развилась способность чувствовать запах цветов и такое строение ротовой части, которое позволяет добраться до нектара.

Научно-технический энциклопедический словарь

(от лат. cofnj - с, вместе и эволюция) - англ. coevolution; нем. Koevolution. Принцип гармонического совместного развития природы и общества, являющийся необходимым условием и предпосылкой будущего существования и прогресса человечества.

coevolution - коэволюция.

Взаимные эволюционные изменения двух и более разных видов, cвязанных между собой биологически, но не генетически (не обменивающихся генетической информацией); К . имеет место практически в любом биоценозе, наиболее известный пример тесной К . - совместная эволюция опыляющих насекомых и энтомофильных растений.

(Источник: «Англо-русский толковый словарь генетических терминов». Арефьев В.А., Лисовенко Л.А., Москва: Изд-во ВНИРО, 1995 г.)

Коэволюция

7. Основополагающая концепция коэволюции

природных систем и человека

7.1. Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания

Основополагающая концепция коэволюции природных систем и человека в глобальном масштабе опирается на двухстороннее взаимодействие антропного принципа и принципа глобального эволюционизма.

Антропный принцип, как мы уже отмечали, утверждает, что даже незначительное отклонение значения любой из фундаментальных (мировых) констант приводит к невозможности появления во Вселенной высокоупорядоченных структур, в том числе и человека.

Принцип глобального эволюционизма распространяет развитие на основе единого древа эволюции (иерархии «стрел времени») на все сферы бытия, устанавливая связь между неживой, живой и социальной материей. Принцип, провозглашающий единство эволюционирующего Космоса.

Существенное место в исследованиях взаимоотношений человека и космоса занимает учение гелиобиолога А.Л.Чижевского, который занимался изучением солнечно – земных связей. Космические излучения и, прежде всего, энергия Солнца оказывают постоянное действие на все явления на Земле: химические превращения в педосфере и земной коре, развитие атмо-, гидро- и литосферы планеты протекают под непосредственным воздействием солнечного излучения.

Солнце является основным (наряду с космическим излучением и энергией радиоактивного распада в недрах Земли и вулканической деятельностью) источником энергии, причиной всего на Земле – от легкого ветерка до смерчей и ураганов, от фотосинтеза растений до умственной активности человека. Биосфера улавливает лишь небольшую часть солнечной энергии поступающей на Землю (схема).

Схема 58. Распределение солнечной энергии. Толщина стрелок соответствует количеству поглощенной, отраженной или запасенной мощности (энергии в 1 с).

Ультрафиолетовая часть солнечного спектра, которая в энергетическом отношении составляет около 30% всей солнечной энергии, доходящей до Земли, практически полностью задерживается атмосферой. Половина поступающей энергии превращается в тепло и затем излучается в космическое пространство, 20% расходуется на испарение воды и образование облаков и только 0,02% используется биосферой. Зеленые растения усваивают эту энергию, поглощая молекулами хлорофилла, затем в процессе фотосинтеза преобразуют ее и запасают в форме сахаров. От этого процесса зависит все существование биосферы. Животные, поедая растения, а хищники – травоядных животных, освобождают для себя эту энергию, сжигая сахара и другие питательные вещества при помощи кислорода.

А.Л.Чижевский считал, что Солнце диктует ритм большинства биологических процессов на Земле: когда на нем образуется много пятен, появляются хромосферные вспышки и усиливается яркость короны, на нашей планете разряжаются эпидемии, активизируются социальные процессы (в том числе социальные конфликты – войны, бунты, революции), усиливается рост деревьев, особенно сильно размножаются вредители сельского хозяйства и микроорганизмы – возбудители различных болезней. По его подсчетам, во время минимальной солнечной активности происходит минимум массовых активных социальных проявлений в обществе (5%), во время же пика активности Солнца их число достигает 60% (1905г., 1917г., 1941г.). Ритмичность активности Солнца составляет в среднем 11 лет. Обработав материал по вспышкам возвратного тифа в Европейской России с 1983 по 1917 гг., холеры в России с 1823 по 1923гг. и сопоставив их с данными по активности Солнца, Чижевский пришел к выводу, что эпидемии возникают синхронно с ростом вспышек на Солнце. Чижевский еще в 1930-х годах предсказал, что в 1960-62 годах на планете произойдет эпидемическая вспышка холеры (что и случилось в Юго-Восточной Азии).

Человек все активней вмешивается во взаимоотношения биосферы и Солнца, создав термодинамический кризис на основе парникового эффекта из выбросов СО 2 в атмосферу и озоновые дыры с помощью фреонов. Возможно, стратегическая социокультурная нестабильность XXI века взаимосвязана с повышением температуры биосферы, которая по разным прогнозам может повысится на 3-5 С к концу XXI столетия.

Вся живая природа чутко реагирует не только на сезонные изменения окружающей среды, но и на ритмичность долговременных изменений в биосфере – её температуры, интенсивности солнечного излучения, освещенности и пр.

Важной частью современного научного мировоззрения и характерной чертой современной культуры является космизация науки. Уходит в прошлое изучение коэволюции человека и биосферы в ноосферу отдельными науками, начато изучение основополагающей концепции коэволюции природных систем и человека во взаимосвязи и взаимозависимости с единым целым космическим пространством.

Основоположниками космизма является целая плеяда российских ученых – мыслителей конца XIX и XX веков – В.В.Докучаев, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, Л.Н.Гумилев, С.Л.Королев, Н.Ф.Федоров и др. Наиболее детально принцип глобального эволюционизма разработан академиком Н.Н.Моисеевым.

С принципом универсального эволюционизма тесно связана синергетическая концепция взаимопроникновения Порядка и Хаоса. Оформилась коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания, которая включает в себя «понятийную сетку» истинного предназначения ноосферы – коэволюции всех природных систем Космоса и Человека, а также синергетики совокупности наук о взаимопроникновении Порядка и Хаоса в изучении общих закономерностей процессов самоорганизации в открытых неравновесных системах. Синергетике есть, что сказать о глобальных кризисах в коэволюции природных систем и человека, о стратегической нестабильности социокультурного пространства человеческой цивилизации в XXI веке.

Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания в определенной степени «пересекается по дуге» с натурфилософией, задавая контуры будущей «натурфилософии компьютерной цивилизации», а также пересекается с новыми технологиями «физической (естественнонаучной) экономики», в частности, с нанотехнологиями, задавая и новые контуры информационно-коммуникативной культуры. Термин «синергетика» был предложен немецким математиком Г. Хакеном и обозначает «коллективное действие» и акцентирует внимание на кооперативности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого. Декларирует идею сотрудничества различных дисциплин (наук) в рамках совершающегося в естествознании и в общем научном познании глобального эволюционного синтеза.

В настоящее время синергетика оформилась как комплекс наук о самоорганизующих системах. Это выход на новый уровень науки, уровень единства всего существующего, единства всей интеллектуальной сферы культуры, единства естественных наук с гуманитарными, социально-экономическими, технологическими и информационно-коммуникативными науками.

Прежде всего, в синергетику, как науку, создаваемую усилиями естествознания, были включены неравновесная термодинамика диссипативных систем, родоначальником которой является бельгийский физик И. Пригожин, а также нелинейная динамика, вклад в которую внесли целый ряд учёных.

Неравновесная термодинамика утверждает, что неустойчивость и неравновесность определяют развитие систем, т.е. последние непрерывно флуктуируют. В особой точке бифуркации (критическое состояние) флуктуации достигают такой величины («силы»), что организация системы разрушается. Разрешением кризисной ситуации является быстрый переход диссипативной системы на новый более высокий уровень упорядоченности, который получил название диссипативной структуры. Это и есть акт самоорганизации системы.

Нелинейная динамика утверждает, что эволюция большинства систем носит нелинейный характер, т.е. для такого типа систем существует несколько возможных вариантов развития, несмотря на одинаковые начальные условия. Возникновение структур нарастающей сложности в рамках нелинейной динамики не случайность, а закономерность.

Необратимость, неопределенность, нелинейность встроены в механизм эволюции. Эволюцию динамических систем во времени удобно анализировать с помощью фазового пространства – абстрактного пространства с числом измерений, равных числу переменных, характеризующих состояние системы. Примером такого пространства в физике может служить пространство, имеющее в качестве своих координат: координаты и скорости всех частиц системы. Для линейного гармонического осциллятора (одна степень свободы) размерность фазового пространства равна двум (координата и скорость колеблющейся частицы). Такое фазовое пространство есть плоскость, эволюция системы соответствует непрерывному изменению координаты и скорости, и точка, изображающая состояние системы, движется по фазовой траектории (схема 59).

Схема 59. Фазовые траектории линейного гармонического осциллятора.

Фазовые траектории такого маятника (линейного гармонического осциллятора), который колеблется без затухания, представляет собой эллипсы:

В случае затухания фазовые траектории при любых начальных условиях заканчиваются в одной точке, которая соответствует покою в положении равновесия. Эта точка, или аттрактор, как бы притягивает к себе со временем все фазовые траектории (англ. to attract – «притягивать») и является обобщением понятия равновесия, состоянием, которое притягивает системы. Начало отсчета и будет аттрактором, поскольку как бы притягивает точку, представляющую движение маятника по фазовой диаграмме. В таком простом аттракторе нет ничего странного. Разными маятником соответствует разные аттракторы, которые называют предельными циклами.

В случае маятниковых часов аттрактор будет окружностью, т.е. объектом не более странным, чем точка. Биение сердца тоже изображается предельным циклом - установившимся режимом.

В случае хаотического движения фазовые траектории перемещаются, возникает область фазового пространства, заполненная хаотическими траекториями, называемая странным аттрактором.

Странность состоит в том, что, попав в область собранного аттрактора, точка (выбранное наугад решение) будет «блуждать» там, и только через большой промежуток времени приблизится к какой-то его точке. При этом поведение системы, отвечающее такой точке, будет сильно зависеть от начальных условий.

Важнейшим свойством странных аттракторов является фрактальность. Фракталы – это объекты, проявляющие по мере увеличения все большее число деталей. Известно, что прямые и окружности – объекты элементарной геометрии – природе не свойственны. Структура вещества чаще принимает замысловатые ветвящиеся формы, напоминающие обтрепанные края ткани. Примеров подобных структур много: это и коллоиды, и отложения металлов при электролизе, и клеточные популяции.

Особое значение понятия аттрактора играет в теории катастроф, при этом важную роль в ветвлении не только эволюционных, как природных, так и социальных систем играют как аттракторы и фракталы, так и бифуркации систем в их критических состояниях.

Принципиальная чувствительность к начальным условиям наглядно проявляется и в истории человечества. В периоды устойчивого развития случайность (например, смерть национального лидера или стихийное бедствие) лишь переводило развитие общества с одной траектории на близкую. Иной результат наблюдается в периоды неустойчивого развития – малое случайное отклонение приводит к существенным изменениям в развитии общества.

Даже в исследовании творческого процесса понятия и принципы двойственного взаимодействия порядка и хаоса (самореализации и катастрофы) позволяют в новом ракурсе интерпретировать один из главных инструментов творчества – интуицию, особое творческое состояние вдохновения и показать особое значение взаимодействия экономики и образования, науки и технологий, экологии и техносферы.

Методологическое значение идей синергетики заключается и в прояснении опасности биосферных «бифуркаций», вызванных всё возрастающим антропогенным воздействием на биосферу и способных непредсказуемо и необратимо направить эволюцию биосферы по губительной для цивилизации ветви развития.

Важно, прежде всего, уяснить, что синергетика – это новая отрасль знания. На современном этапе ее развития вырабатываются принципы, основополагающие идеи и математические методы. Так что приложения синергетики за рамками естествознания (в социально-экономический, гуманитарный и технологический сегментах интеллектуальной сферы культуры) просматривается лишь в самых общих чертах. Однако, уже сейчас применение принципов, основополагающих идей и математических методов синергетики в экономике, и, прежде всего, в изучении различных моделей рынка называют «новой ракетной наукой».

Вполне очевидно, что коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания задает глобальную «понятийную сетку» в исследовании как неживой, так живой и социальной материи.

7.2 На эволюционно-диалектическом пути к целостной культуре информационно-образовательной цивилизации.

Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания играет важную роль и в эволюционно-диалектическом движении человечества к целостной культуре информационно-образовательной цивилизации.

С одной стороны продолжается бифуркационное ветвление культуры на основе культур наций и регионов, культов и этносов, а также на основе деления на развитые и развивающие экономики. В то же время глобализация экономики, информации и экологии, как науки о ценности природы, задает кооперативное взаимодействие всех культур в целостную структуру культуры, как единого целого на основе коэволюции природных систем и человека в ноосферу.

Глубоко был прав французский философ и палеонтолог Пьер Тийяр-де-Шарден, считавший человека осью и вершиной эволюции. Как писал В.И.Вернадский: «Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества как единого целого». Современные философы всё больше склоняются к точке зрения философа XIX века П.А.Флоренского, представителя русского космизма – фундаментальной характеристикой нового этапа развития биосферы может быть только духовность, она составляет основы ноосферы.

Итак, с одной стороны целостность культуры стратегически нестабильного XXI века должна формироваться на основе эколого-социальной этики в тесном пересечении с биоэтикой, а с другой стороны базисом целостной культуры информационно-образовательной цивилизации очевидно может быть интеллектуальная сфера культуры как способность личности к непрерывному образованию и развитию, длящемуся всю сознательную жизнь человека.

Кооперативное взаимодействие интеллектов разумных личностей и задает интеллект наций и наконец, интеллект коллективного разума всей человеческой цивилизации. Перспектива духовного совершенствования человечества задается триадой целостной культуры человеческого общества: целостность природы – целостность культуры – целостность человеческой личности.

Среди трудовых навыков умение обрабатывать информацию, которая все менее ограничивается как государством, так и корпорациями, становится первостепенным. Повышается значимость фундаментального образования. Возрастает роль интеллекта человеческой цивилизации на основе непрерывного образования и самообразования интеллектуальной культуры каждой разумной личности. Только интеллект всей человеческой цивилизации позволит пройти человечеству в XXI веке путь между «Сциллой и Харибдой», между пропастью, разделяющей имущих и неимущих, между опасностью самоуничтожения, особенно при попытке решения межгосударственных проблем и проблем международного и группового терроризма с помощью создаваемой системы вооружения и экологической, геологической и космической опасностями.

Исходя из понятия цикла, как основы мироздания, надо осознать, что истоки всех наук и сфер интеллектуальной культуры в общем зародыше теоретического мышления античного периода, которое точнее называть не философией и даже не космологической религией, а именно натурфилософией. Глобальная экологическая стратегия естественнонаучного мышления задает фундамент построения здания «натурфилософии компьютерной эпохи».

Американский философ и языковед Дж.Сёрль доказывает, что дедуктивной логики практического разума не существует даже в том ограниченном смысле, в котором мы находим возможным существование дедуктивной логики теоретического знания. Именно с этой точки зрения особое значения на наш взгляд, приобретает экологическая социализация индивида, а также поиски «пересечения» секулярного и сакрального мышлений в духовном становлении личности и в эстетике его мышления.

В «социальной инженерии» нам представляется важным постепенное преодоление особой роли не только «технократии», но и «меритократии» на основе «философии общей судьбы» не только в рамках корпоративного мышления, но и в глобальном масштабе осознания социально-философского и экологического значения понятия общей судьбы в социокультурном аспекте этики и эстетики проживания в общей коммунальной квартире человечества на планете Земля. Натурфилософия приобретает лидирующее положение в формировании целостной культуры информационно-образовательной цивилизации.

33. Сущность эволюционной теории Ч.Дарвина.

Интенсивное проникновение эволюционной парадигмы в биологию началось в конце 18в. благодаря работам Ж.Б.Ламарка. Он известен не только тем, что предложил впервые термин «биология». Ламарк объяснил изменчивость видов 2 факторами: влияние внешней среды (питание, климат) и наследственности. Проблемы, поставленные Ламарком, были успешно решены Ч.Дарвином. В своей знаменитой работе «Происхождение видов путем естественного отбора», вышедшей в 1859г., он обобщив отдельные эволюционные идеи, создал стройную, развернутую теорию эволюции. С тех пор теория эволюции остается самым плодотворным продуктом биологической мысли за все время существования. Но время от времени, появляются мыслители, объявляющие, что Дарвин был неправ. И все же до сих пор не появилось другой, сколь-нибудь значимой теории, которая дала бы объяснение многим загадочным фактам, как это сделала теория эволюции Ч.Дарвина. Более того, сегодня она находит все новые области применения. Так, современная физика обосновывает концепцию универсальной революции . Согласно этой теории развитие Вселенной предстает как ряд последовательных эволюционных этапов, начиная с так называемого Большого взрыва через период эволюции неживой материи к биологической эволюции, а от нее к этапу исторической эволюции человека и общества.

3 4 . Синтетическая теория эволюции.

Один из спорных вопросов в дарвиновской теории - трудность объяснения механизма передачи наследственности, взаимосвязи между непрерывностью и прерывностью эволюционного процесса. Ответ на этот вопрос оказался связанным с открытием гена, материального носителя наследственности. Австрийский естествоиспытатель Г. Мендель сформулировал "законы наследственности":

Закон единообразия гибридов первого поколения;

Закон расщепления гибридов второго поколения;

Закон независимого расщепления.

Исследования показали, что наследственные факторы имеют корпускулярную природу, а их переход из поколения в поколение определяется статистическими закономерностями. Хромосомная теория наследственности - совокупность представлений о генах как носителях наследственности, их линейном расположении и сцеплении в хромосомах, об обмене генами между хромосомами. Хромосомы - самовоспроизводящиеся структуры, постоянно присутствующие в ядрах клеток органических объектов, отчетливо различимые в объективе электронного микроскопа при соответствующем окрашивании. Число, размеры и форма хромосом специфичны для каждого вида. В течение первых двух десятилетий XX в. или признавалась полная неизменность генов, или считалось, что мутации имеют чисто внутренние причины. Позднее было доказано, что мутации обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Химия, физика и математика постепенно начинают использоваться в генетике как необходимые дисциплины для анализа разных уровней организации и проявлений свойств наследственности. На стыке наук возникают новые области генетики: биохимическая генетика, физиологическая генетика, радиационная генетика, математическая генетика и др. Комплексному генетическому анализу подвергались биологические объекты всех организационных структур: вирусы (генетика вирусов), микроорганизмы (генетика микроорганизмов), растения (генетика растений), животные (генетика животных), человек (генетика человека). Именно генетическая программа, формирующаяся в результате объединения генов родителей, передается новому организму. Именно в рамках СТЭ (синтетическая теория эволюции) устанавливалась взаимосвязь эволюционных процессов на микро- и макроуровнях. СТЭ (неодарвинизм ) исходит из того, что эволюция осуществляется в процессе естественного отбора наследуемых изменений, случайным образом возникающий среди особей популяции. Количество изменений, которые повышают приспособленность особей к природной среде, постепенно увеличивается в популяции, а изменения, действующие в противоположном направлении, нивелируются . Одним из определяющих источников наследственной изменчивости вида считаются спонтанные мутации генов. На современном этапе развития эволюционной теории ученые приближаются к ответу на вопрос о направлениях эволюции. В целом развитие живых систем определяется совершенствованием их адаптивных функций в единстве со структурными преобразованиями. Направленность развития - интегральная характеристика развития, выражающая его целостность. Энергия не создается и не исчезает, а в процессе развития может переходить из одной формы в другую. Живая система стремится к получению энергии, что и обеспечивает ее сохранение и развитие. Согласно второму закону термодинамики, все формы энергии стремятся перейти из более организованного в менее организованное состояние - энтропия, следствием которой является направленность развития от порядка к хаосу. Негэнтропийность - термодинамическая характеристика адаптации.

3 5 . Сущность генетики как науки. Теоретическое и практическое значение современной генетики .

Генетика – это биологическая наука о наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Она является научно основой для разработки практических методов селекции, т.е. создания новых пород животных, видов растений с нужными человеку признаками. Центральным понятием генетики является «ген». Это элементарная единица наследственности, характеризующаяся рядом признаков. Гены, как правило, располагаются в ядрах клеток. Они имеются в каждой клетке, поэтому их количество может достигать многих миллиардов. В основу генетики легли легли закономерности наследственности, обнаруженные австрийским биологом Г.Менделем при проведении опытов по скрещиванию различных сортов гороха. Основными направлениями исследований ученых-генетиков в 20в. стали следующие: 1) изучение предельно мелких материальных структур; 2) исследование механизмов и закономерностей передачи генетической информации от поколения к поколению. 3) изучение механизмов реализации генетической информации в конкретные признаки и свойства организма. 4) выяснения причин и механизмов изменения генетической информации на разных этапах развития организма. Важнейшими задачами, которые решают сегодня ученые-генетики является выбор оптимальной системы скрещивания и эффективного метода отбора, управление развитием наследственных признаков. Крупнейшее открытие современной генетики связано с установлением способности генов к перестройке, изменению. Эта способность наз.мутированием . Мутации для организма бывают полезными, вредными и нейтральными. Одним из результатов мутации может быть появления организма нового вида – мутанта . Причины мутаций до конца еще не выснены. Однако установлены основные факторы, вызывающие мутации. Это мутагены , рождающие изменения. Одним из наиболее опасных видов мутагенов являются вирусы . Они не имеют клеточного строения, не способны сами синтезировать белок, поэтому получают необходимы вещества, проникая в клетку. У человека вирусы вызывают множество заболеваний, включая грипп и СПИД. Успехи современной генетики явились еще одним свидетельством универсального единства живой природы. Достижения генетиков открыли дорогу для познания сущности жизни, новых способов изменения ее сложившихся форм.

36. Сущность и основные принципы биоэтики как науки.

Под биологической этикой понимается применение понятий и норм общечеловеческой морали, в которых осмысливаются проблемы добра и зла, совести, долга, чести и т. д., к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии а также в ходе практического применения ее результатов. Выделение биоэтики в особую сферу этических знаний было продиктовано возникновением в процессе развития биологии и ее практического использования ряда острых проблем, требующих специального этического осмысления. Первоочередной среди них стала угроза уничтожения всех форм жизни на Земле, ответственность за которую несут не только политики, но и ученые, особенно физики, химики, биологи. В связи с достижениями биологических наук возникли и некоторые, скажем так, частные проблемы. Например, целесообразность поддержания жизни смертельно больного человека, допустимость использования человеком его права на смерть", проведения научных экспериментов над животными и людьми, наконец, целесообразность применения генетики для клонирования (копирования) животных и людей. Так, весной 1997 г. общественное мнение Великобритании было буквально потрясено известием о том, что доктор И. Вилмуг с группой ученых биологического института в Эдинбурге получил искусственным путем ягненка по имени Долли. Причем как заявил, комментируя этот факт, известный британский биолог автор книги «Генетическая революция", П. Диксон, "эта технология, конечно, потенциально применима и к людям" Примечательно, что под давлением общественного мнения британское правительство было вынуждено незамедлительно прекратить финансирование программы, выполняемой учеными Эдинбурга. В то же время практичные американцы отреагировали на эту научную сенсацию совершенно иначе, определив в ходе оперативно проведенного опроса первых кандидатов на генетическое копирование. Ими оказались Р. Рейган мать Тереза и известный баскетболист М. Джордан ». В ходе решения подобных и других биоэтических проблем утверждаются основные принципы биоэтики , некоторые из которых широко признаны уже сегодня.

- Принцип единства жизни и этики, их глубокое соответствие и взаимообусловленность . Если жизнь является высшим проявлением упорядоченности, организованности в мире природы, то этика - есть высшее выражение сил, противостоящих хаосу в обществе. Учитывая это глубокое родство между феноменом жизни и этикой, следует постоянно учитывать этические нормы как в науке, так и на практике.

Признание жизни в качестве высшей категории среди всех этических ценностей, принцип «благоговения перед жизнью» . По выражению крупнейшего русского философа В. Соловьева, "жизнь есть самое общее и всеобъемлющее название для полноты действительности везде и во всем".

- Принцип гармонизации системы "человек-биосфера" , выдвигающий в качестве самой актуальной задачи современности налаживание оптимальных взаимоотношений между человеком и природой, требующий от ученых и практиков все более полного учета биологических оснований социального бытия, упорного поиска путей превращения биосферы в ноосферу (В.И. Вернадский) и предотвращения возможности (ныне ставшей реальной) ее уничтожения.

На основе этих основных принципов и будет, по-видимому, складываться будущий свод правил и норм биологической этики. В рамках биоэтики обсуждается вопрос о степени допустимости по моральным, этическим и гуманистическим соображениям генетических исследований, особенно связанных с возможностью манипулирования личностью; о пределах изменений индивидуальности человека с помощью методов генетики. Биоэтика является важным элементом "кодекса поведения" , регулирующего соотношение свободы научного творчества ученого и определенных этических ограничений в области генетических исследований человека.

37.Основные этапы развития учения о биосфере. Человек и биосфера .

Под биосферой понимается совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания, в которую входят: вода, нижняя часть атмосферы и верхняя часть земной коры, населенная микроорганизмами. 2 главных компонента биосферы – живые организмы и среда их обитания – непрерывно взаимодействуют между собой и находятся в тесном органическом единстве. Многообразие живых систем поражает воображение. В наст.вр.насчитывается около 1,2 млн. видов животных и 05, млн. видов растений. Одним из первых в науке комплексное учение о биосфере стал разрабатывать выдающийся русский ученый В.И.Вернадский. Он не ограничивал понятие о биосфере только «живым веществом». В биосферу он включал и все продукты жизнедеятельности, выработанные за время существования жизни. Говоря о принципах существования биосферы он прежде всего уточняет понятие и способы функционирования живого вещества. Живой организм является неотъемлемой частью земной коры и изменяющим ее агентом. При этом живое вещество служит основным системообразующим фактором и связывает биосферу в единое целое. Современное естествознание вводит новое понятие – «коэволюция», означающее взаимное приспособление видов. Именно коэволюция обеспечивает условия взаимного сосуществования и повышения устойчивости биоценоза как системы. Развитие биосферы происходит путем углубления взаимодействий живых организмов и среды. В ходе эволюции постепенно происходит процесс планетарной интеграции , т.е.усиления и развития взаимозависимости и взаимодействия живого и неживого. Последствия появления человека как существа, обладающего разумом, и его связь с биосферой многофункциональны. Так, для удовлетворения своих потребностей человек использовал десятки и стони видов диких живых организмов. С одной стороны, он одомашнил или вывел огромное количество животных и культурных видов растений, тем самым значительно увеличив разнообразие органических форм в биосфере. С другой стороны, многие виды растений и животных были подвергнуты им беспощадному сознательному или несознательному уничтожению.

38. Взаимовлияние природы и человека. Сущность географического детерминизма.

Природа является естественной основой жизнедеятельности человека и общества в целом . Вне природы и использования созданных на ее основе предметов человек не существует. Наиболее тесно человек связан с такими составляющими природы и биосферы, как географическая и окружающая среда. Географическая среда есть та часть природы, которая вовлечена в сферу жизни человека, в первую очередь в производственный процесс. Она оказывает существенное влияние на самые разные стороны жизни человека, и прежде всего на развитие материального производства. Многообразие свойств природы явилось естественной основой разделения труда (охота, рыбная ловля, земледелие и т.д.) От особенностей географической среды зависят конкретные направления человеческой деятельности. Неблагоприятные природные условия существенно тормозят общественное развитие. Если бы человек находил все необходимые средства к существованию в природе в готовом виде, то не было бы стимулов для совершенствования производства, а следовательно, и для собственного развития. Степень воздействия природы и зависимость человека от нее столь велики, что осознание этого послужило основой для появления целого направления в науке – географического детерминизма . Его сторонники полагали, что развитие человеческого общества решающим образом определяется влиянием на него различных географических (природных) факторов. Человек и общество являются составной частью Вселенной и существуют в общей цепи иерархической совместимости микромира (человека) с макромиром (космосом). По-разному можно оценивать теории, которые относят к географическому детерминизму. Но очевидно, что исследования в данной области помогли привлечь внимание ученых к осмыслению роли окружающей природной среды в развитии человека. В то же время практика, традиционно используемая в качестве основного критерия истинности любых теорий, свидетельствует и о значительной степени независимости общества от природы, о возможности самого человека творить свою судьбу, несмотря на превратности климата, погоды и другие природные сюрпризы.

:стр.395 . Коэволюция сопровождается формированием комплекса взаимных адаптаций (коадаптаций), оптимизирующих устойчивые взаимодействия популяций разных видов :стр.395 .

Следует отметить, что так как экосистемы формируют сеть межвидового взаимодействия, то все виды, входящие в экосистему, должны коэволюционировать.

Коэволюция при разных типах межвидовых взаимоотношений

При взаимоотношении видов смежных трофических уровней

В системе «хищник-жертва»

Наиболее частым примером коэволюции является взаимодействие в системе «хищник-жертва». Адаптации, вырабатываемые жертвами для противодействия хищникам , способствуют выработке у хищников механизмов преодоления этих приспособлений, получается своеобразная «гонка вооружений» . Длительное совместное существование хищников и жертв приводит к формированию системы взаимодействия, при которой обе группы устойчиво сохраняются на изучаемой территории. Подобные механизмы коэволюции наблюдаются между фитофагами и поедаемыми ими растениями. Нарушение такой системы часто приводит к отрицательным экологическим последствиям :стр.405-413 .

Негативное влияние нарушения коэволюционных связей наблюдается при интродукции видов. В частности, домашние козы и кролики , интродуцированные в Австралии , не имеют на этом материке эффективных механизмов регуляции численности, что приводит к разрушению природных экосистем .

В системе «фитофаг-растение»

Фитофаги и их кормовые растения эволюционируют связанно (коэволюционируют): растения приобретают признаки устойчивости к поедателям (например, ядовитость разной степени или колючесть), а фитофаги противостоят этому :стр.395-405 .

При взаимоотношении видов несмежных трофических уровней

При межвидовой конкуренции

В общем случае, если речь идёт о конкуренции видов за определённый ресурс, становление биоценозов связано с расхождением их экологических ниш и уменьшением уровня межвидовой конкуренции :стр.423

При мутуализме

Примером коэволюции является взаимодействие организмов при мутуализме . В этом случае эффективность взаимодействия организмов важна для выживания особей обоих видов.

Литература

  • Яскевич, Я.С. Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации // Философия и методология науки. - Минск: Выш. шк., 2007. - С. 86. - 656 с. - 2000 экз. - ISBN 978-985-06-1380-6 .

Ссылки

  • Циммер К. // Эволюция: Триумф идеи. - Альпина нон-фикшн , 2016. - ISBN 978-5-91671-581-1 .

Отрывок, характеризующий Коэволюция

В отношении юридическом, после казни мнимых поджигателей сгорела другая половина Москвы.
В отношении административном, учреждение муниципалитета не остановило грабежа и принесло только пользу некоторым лицам, участвовавшим в этом муниципалитете и, под предлогом соблюдения порядка, грабившим Москву или сохранявшим свое от грабежа.
В отношении религиозном, так легко устроенное в Египте дело посредством посещения мечети, здесь не принесло никаких результатов. Два или три священника, найденные в Москве, попробовали исполнить волю Наполеона, но одного из них по щекам прибил французский солдат во время службы, а про другого доносил следующее французский чиновник: «Le pretre, que j"avais decouvert et invite a recommencer a dire la messe, a nettoye et ferme l"eglise. Cette nuit on est venu de nouveau enfoncer les portes, casser les cadenas, dechirer les livres et commettre d"autres desordres». [«Священник, которого я нашел и пригласил начать служить обедню, вычистил и запер церковь. В ту же ночь пришли опять ломать двери и замки, рвать книги и производить другие беспорядки».]
В торговом отношении, на провозглашение трудолюбивым ремесленникам и всем крестьянам не последовало никакого ответа. Трудолюбивых ремесленников не было, а крестьяне ловили тех комиссаров, которые слишком далеко заезжали с этим провозглашением, и убивали их.
В отношении увеселений народа и войска театрами, дело точно так же не удалось. Учрежденные в Кремле и в доме Познякова театры тотчас же закрылись, потому что ограбили актрис и актеров.
Благотворительность и та не принесла желаемых результатов. Фальшивые ассигнации и нефальшивые наполняли Москву и не имели цены. Для французов, собиравших добычу, нужно было только золото. Не только фальшивые ассигнации, которые Наполеон так милостиво раздавал несчастным, не имели цены, но серебро отдавалось ниже своей стоимости за золото.
Но самое поразительное явление недействительности высших распоряжений в то время было старание Наполеона остановить грабежи и восстановить дисциплину.
Вот что доносили чины армии.
«Грабежи продолжаются в городе, несмотря на повеление прекратить их. Порядок еще не восстановлен, и нет ни одного купца, отправляющего торговлю законным образом. Только маркитанты позволяют себе продавать, да и то награбленные вещи».
«La partie de mon arrondissement continue a etre en proie au pillage des soldats du 3 corps, qui, non contents d"arracher aux malheureux refugies dans des souterrains le peu qui leur reste, ont meme la ferocite de les blesser a coups de sabre, comme j"en ai vu plusieurs exemples».
«Rien de nouveau outre que les soldats se permettent de voler et de piller. Le 9 octobre».
«Le vol et le pillage continuent. Il y a une bande de voleurs dans notre district qu"il faudra faire arreter par de fortes gardes. Le 11 octobre».
[«Часть моего округа продолжает подвергаться грабежу солдат 3 го корпуса, которые не довольствуются тем, что отнимают скудное достояние несчастных жителей, попрятавшихся в подвалы, но еще и с жестокостию наносят им раны саблями, как я сам много раз видел».
«Ничего нового, только что солдаты позволяют себе грабить и воровать. 9 октября».
«Воровство и грабеж продолжаются. Существует шайка воров в нашем участке, которую надо будет остановить сильными мерами. 11 октября».]
«Император чрезвычайно недоволен, что, несмотря на строгие повеления остановить грабеж, только и видны отряды гвардейских мародеров, возвращающиеся в Кремль. В старой гвардии беспорядки и грабеж сильнее, нежели когда либо, возобновились вчера, в последнюю ночь и сегодня. С соболезнованием видит император, что отборные солдаты, назначенные охранять его особу, долженствующие подавать пример подчиненности, до такой степени простирают ослушание, что разбивают погреба и магазины, заготовленные для армии. Другие унизились до того, что не слушали часовых и караульных офицеров, ругали их и били».
«Le grand marechal du palais se plaint vivement, – писал губернатор, – que malgre les defenses reiterees, les soldats continuent a faire leurs besoins dans toutes les cours et meme jusque sous les fenetres de l"Empereur».
[«Обер церемониймейстер дворца сильно жалуется на то, что, несмотря на все запрещения, солдаты продолжают ходить на час во всех дворах и даже под окнами императора».]
Войско это, как распущенное стадо, топча под ногами тот корм, который мог бы спасти его от голодной смерти, распадалось и гибло с каждым днем лишнего пребывания в Москве.
Но оно не двигалось.
Оно побежало только тогда, когда его вдруг охватил панический страх, произведенный перехватами обозов по Смоленской дороге и Тарутинским сражением. Это же самое известие о Тарутинском сражении, неожиданно на смотру полученное Наполеоном, вызвало в нем желание наказать русских, как говорит Тьер, и он отдал приказание о выступлении, которого требовало все войско.
Убегая из Москвы, люди этого войска захватили с собой все, что было награблено. Наполеон тоже увозил с собой свой собственный tresor [сокровище]. Увидав обоз, загромождавший армию. Наполеон ужаснулся (как говорит Тьер). Но он, с своей опытностью войны, не велел сжечь всо лишние повозки, как он это сделал с повозками маршала, подходя к Москве, но он посмотрел на эти коляски и кареты, в которых ехали солдаты, и сказал, что это очень хорошо, что экипажи эти употребятся для провианта, больных и раненых.
Положение всего войска было подобно положению раненого животного, чувствующего свою погибель и не знающего, что оно делает. Изучать искусные маневры Наполеона и его войска и его цели со времени вступления в Москву и до уничтожения этого войска – все равно, что изучать значение предсмертных прыжков и судорог смертельно раненного животного. Очень часто раненое животное, заслышав шорох, бросается на выстрел на охотника, бежит вперед, назад и само ускоряет свой конец. То же самое делал Наполеон под давлением всего его войска. Шорох Тарутинского сражения спугнул зверя, и он бросился вперед на выстрел, добежал до охотника, вернулся назад, опять вперед, опять назад и, наконец, как всякий зверь, побежал назад, по самому невыгодному, опасному пути, но по знакомому, старому следу.

Есть ли надобность в новых терминах. Коэволюция как соразвитие двух взаимодействующих систем. Темпы инновационного процесса и скорость формирования "природных технологий". "Для биосферы деятельность человека всегда означала одно - возмущение". Пределы устойчивости биосферы˸ вопросы, на которые нет ответа. Эволюция "в сторону человека" или развитие "в сторону биосферы". Что в реальности за термином "ноосфера".

В более узком смысле понятие "К." используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества. Концепция К. природы и общества, с которой первым выступил Н.В. Тимофеев-Ресовский (1968), должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и всей остальной биосферы, избежав при этом двух крайностей˸ стремления к полному господству человека над природой ("Мы не можем ждать милостей от природы..." - И. Мичурин) и смирения перед ней ("Назад, в природу!" - Руссо). Согласно принципу К., человечество, для того, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая её к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. "Мы столь радикально изменили нашу среду, - утверждал Н. Винер, - что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя". Именно коэволюционный переход системы "человек - биосфера" к состоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу. Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, экологическому и нравственному императивам. Первое требование обозначает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности (особенно - производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. По Я. Тинбергену "научное понимание нашего поведения, ведущее к ᴇᴦο контролю, возможно, наиболее насущная задача, стоящая сегодня перед человечеством. В нашем поведении имеются такие силы, которые начинают создавать опасность для выживания вида и... для всей жизни на Земле". Второй императив требует изменения мировоззрения людей, ᴇᴦο поворота к общечеловеческим ценностям (например, чувству уважения любой жизни), к умению ставить превыше всего не частные, а общие интересы, к переоценке традиционных потребительских идеалов и т.д. К сожалению, сознание людей очень консервативно и с трудом отказывается от стереотипных представлений об отношении человека к природе. B.C. Вязовкин.

Понятие коэволюции. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие коэволюции." 2015, 2017-2018.